Татаро-монголы – предки соврем. «крымских» татар, это и есть тот самый кочевой монгольский этнос, во времени сильно смешавшийся с осёдлым туземным населением древ. Тавриды/соврем. Крым. Об их, именно нац. монгол. историческом следе говорит сегодняшнее нац. монгол. знамя “КОКБАЙРАК”.
Это родовое монгол. знамя Чингизидов (крымск. газета “Голос татар”; 1917 г.). Автохтонное население Тавриды/соврем. Крым/ – это КРЫМСКО-АРМЯНСКИЙ, КРЫМСКО-ГРЕЧЕСКИЙ И КРЫМСКО-СЛАВЯНСКИЙ ЭТНОСЫ. Л. Гумилёв отмечал: «До XII в. это было этно-название группы из 30 крупных родов, обитавших на берегах р. Кэрулэн.
В XII в. эта народность усилилась”, и географы Китая стали называть татарами всех “центральноазиатских кочевников». К.Гандзакеци, историк-очевидец о монголоидной орде Чингиз-хана:
«…вид их был адским и наводил ужас. Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный…живут долго. Когда бывает что поесть… едят, часто и жадно пьют, а когда нет ничего, терпеливо переносят голод. Питаются всеми животными…и чистыми и нечистыми, предпочитают…конину…макая её в солёную воду. Одни из них едят…стоя, подобно верблюдам, др. на коленях, др. – просто сидя…Они берут столько жён, сколько хотят…и где только встретятся, безо всякого разбора живут с иноплеменницами…У них нет богослужения…государь их «родственник бога». А когда кто-либо умирал…или, убивали кого…они много дней подряд возили с собой труп…бывало, сжигали труп, чаще хоронили в землю…с ним…оружие, золото, серебро и его долю имущества…и слуг его и служанок его…коней его (выпотрошенные, зашитые конские шкуры без внутренностей; С. Н.). Женщины их все колдуньи и гадали обо всём». См. также Г.Ерец («О народе стрелков»; в прошлом рукопись Г.Е. ошибочно приписывалась Магакии).
Чингиз-хана на самом деле звали Темучжин/Темучин – это верховный титул. А вот у арба Рашид-ад-дин (1247-1318 г.г.) др. имя Чингиза – Бурджигин/«Синеокий». По Рашиду он был, ЯКОБЫ, ещё и рыжеволосый, т.к. мать его, ЯКОБЫ, была Алан-Гоа – невольница-аланка (осетинка). Тат.-монг. прокатились разрушительным смерчем по мн. странам – Закавказью, Армении, Грузии, Руси. Напали «на Рязанское княжество и поработили почти все земли Сев-Вост.Руси. Они разграбили и сожгли десятки русс. городов и тысячи деревень».
Пошли в Европу и до Адриатического моря. Но тат.-монг. это не татары России, это 2 разных этноса. Последние — потомки тюрок (булгар). Они откочевали от засухи и мора с Камы и Семиречья в Поволжье (из г. Булгары).
Затем по СОГЛАШЕНИЮ с русс. и мордовскими князьями, предки казанских, волжских булгар – т.н. «татар», СМОГЛИ поселиться в Средн.Поволжье с VII в. Где они и создали «Великую Булгарию». «В Х-XIV в.в. они стали основным населением Булгарии Волжско-Камской. Их потомки казанские татары» и др.
Степняки-монг. осаждали их город полгода, булгары сопротивлялись татарам, но силы были неравны. Называться «татарами» тюрки-булгары стали принудительно, по приказу Батыя, после осады и завоевания ими Булгара. Т.к. монголоиды татары-кэрулэнцы 1-е ворвались в павший Булгар (1236 г.). При штурме Булгара мн. булгар погибло, др. смогли уйти на Кавказ (их потомки тюрки-балкарцы).
История с переименованием этноса повторилась, когда, в свою очередь, тюрк.-булгар. орда хана Аспаруха напала на славян. земли Готии (соврем. Болгария). Ненадолго тюрки-булгары подчинили славян-готов.
В период своего порабощения славяне Балкан в знак подчинения захватчикам-булгарам, вынужденно взяли их этноним, но лишь изменив в этом этнониме 1-у букву. Так славяне-ГОТЫ (тцецы) и стали “бОлгарами”.
Историю и «местные архео/памятники» древ. булгар, в своё время, серьёзно изучал ещё соратник Н.Румянцева профессор Х. Френ (1782-1851 г.г.). Он занимался «сбором вост. монет и исследованиием местоположения городов Волжск.
Булгарии…и в Казани установил тесные связи с местными учёными…тат. династии Хальфиных». Френ, И.Хальфин, Ярцев сделали важный научный перевод труда историка Абул-гази (XVII в.; Хорезм) «Родословное древо тюрков».
Кстати, дольше всех не принимали национальность «татары» башкиры и др. тюрки. Академик Бартольд писал: «Поволжские тюрки после некоторых споров лишь накануне революции 1917 г. приняли название «татары».
Так во главе Казанского ханства над оседло-тягловым финноугорским и булг. населением встала монгол.-тат. элита. Впоследствии они смешавшись с уцелевшими булгарами, присягнули татаро-монголам. Они постоянно нападали на Московию, Малороссию, Лиетуву и пр., поддерживали тесные связи с потомками монгол. верхушки в Тавриде/совр. Крым), ногайцами.
Следует разделить сам термин «тат.-монг.». Сами себя воины-монг. Чингиз-хана называли «МОАЛЫ», т.е. “монголы”. Родственные монгол. татары-кэрулэнцы долше всех сопротивлялись владычеству Чингиз-хана.
И тогда после их покорения, Чингиз-хан в наказание и в назидание непокорным, сделал из них, выражаясь соврем. языком – штрафбаты. Так неприхотливая, выносливая тат. конница стала пушечным мясом орды во всех «гиблых местах» на пути её следования.
Своих моалов он берёг. Они 1-ми врывались во все города и населённые пункты др. народов. Но как известно, в разношёрстной орде кроме моалов, были (часто не по своей воле) и мн. завоёванных народов. Монг. орда была весьма пёстрой: китайцы, тибетцы, уйгуры, хазары, парсы-таджики. ДЖУР-джени/в др. ист. “чжур-чжени”.
Этимология самоназвания этого народа интересна: “джур”- “вода”, “джень” похоже на “джан”, (есть даже город “ДЖУР-ДЖАН”). Здесь есть некая тайна! А также тюрки: печенеги, половцы, тунгусы, киргизы, башкиры (баш-курды), огузы (предки турок), кипчаки, уйгуры, канглы, халаджи, ак-коюнлу, кара-коюнлу, агач-ири и др. Монг. племена: помимо татар – кераиты, узы (предки узбеков), хэзарейцы, ногаи, чагатайцы. И насильно пригнанные воины-славяне. Но, всех захватчиков называли татарами. Т.к. они были в авангарде бойни.
Кстати, широкие объединения монг. жузов брали себе самоназвание в честь своих монг. ханов. Монгол. племя взявшее «на щит имя хана Ногая» стали называться «ногайцами», др. монг. , по имени хана Узбека – «узбеками», третьи, по имени хана Чагатая – и пр. «чагатайцами».
Заёванное же, осёдлое большинство Казани и др. земель Поволжья – чуваши, финно-угры всегда негативно относились к агрессивной чужеродной тат.-монг. элите. Что отмечал в своих стихах ещё поэт Мухамедьяр (XV в.). Разрыв между кочевой элитой орды и оседлыми чувашами и др. автохтонами был огромен, произошло восстание.
Уничтожение монг. верхушки в Казани освободило население и укрепилось сословие оседлых людей – т.н. «ясачные татары». «Казанские татары», это: чувашы/черемисы, мечкисы, аксайцы, терские окочены, мишары/мещеры/мещеряки, бельские башкиры и пр.
Часть казан. родовитых князей (НЕ этно-монг.-тат.) “слёзно просили И.Грозного взять Казань и входили в его войско”.
Но времена меняются, спустя мн. веков у России и Монголии будут тёплые добрососедские отношения. А когда начнётся II мировая война, бедная Монголия очень выручит СССР в трудную минуту.
В стране забьют почти весь скот, народ будет голодать. Мясо пошло на изготовление тушёнки для армии. Из шкур забитых животных шили полушубки, из шерсти вязали носки, варежки, подшлемники для солдат Красной Армии.
*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть – лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.
Наталья Соболь Из неизданного “Про армянскую историю, еду и не только…”
ИСТОЧНИКИ:
Абрамян А. ««Рукописные сокровища Матенадарана»,с.38. Абулгази Хорезмиец «Родословное древо тюрков». Бартольд Соч., т. V, с.143. «Вопросы этнич. идентичности рода Иректи». Гандзакеци К. «История Армении», рук. № 1518, с.189 «а»-260 «б» (список за 1594 г.). Он же, «История Армении», глава 32, с.172-174,276-275. “Голос татар”, крым. газета, 1917. Док.ф. «И.Грозный – портрет без ретуши». Ерерц Г. «О народе стрелков» (список с рукописи за XVII в.), № 1485, с.192«б»-222«б». Исхаков Д. «От сред.век. татар …», с.25. Кузнецов В. «История …», с.32. Козлов В. «Колумбы …», с.27. Митрополит Бишкекс. и Сред.азиат. о. Владимир «Земля потомков …», с.90,99. «Русские мемуары», с.489. Можейко И. “1095 ГОД…”. URL:http://humon.snaka.ru/2013/02/2366 / Гумилёв В. «О происхождении », ст. Гумилёв Л. «Этногенез», ч. 2, IV. ТV «Право голоса», 03.12.2015.