Опубликовано: 5 октября, 2021 в 20:19

Священномученик-армянин Феодор Гаврас

Феодор Гаврас (1050-1098? гг.) — 1 из самых выдающихся представителей древнеармянского аристократического рода Вел. Князей ГАВРАСОВ. Уроженец Зап.Армении (горный район древ. арм. фемы Халдия /г. Арта) из семье учёного, патрикия армянина-халкедонита Акакия Гавраса. Ф.Г. получил прекрасное образование, полиглот, женился на армянке-халкедонитке Ирине Тароните (арм. наханг Тарон).

По др. источникам, был женат дважды. Во 2-м браке на царевне из Алании, где родился сын Константин, но жил недолго. Ф.Г. обладал мощным воинским талантом и «чутьём полководца». Он поистине, легендарная в веках историческая личность и христианского и мусульманского Востока.

Этот древ.арм. род задолго до близкородственного им рода Палеологов стал переносчиком культурной парадигмы «странствующего царства» (т.н. «Александрийский меридиан») с юга на север». Именно об этно-армянском происхождении рода Гаврасов-Таронитов, Гаврасов (вкл. Феодоритов) и др. царских и аристократических арм. династий Византии говорят мн. исследования (Ш.Дилль, Н.Марр, Н.Адонц, Якобсон, Р.Бартикян и др.). Имя «Гаврас» имеет весьма древнюю арм. этимологическую историю.

Ещё Плутарх в своих трудах называл арм. царя Тиграна II «Великого», не иначе как, «ГОБРАС» — «Грозный», «Храбрый», «Гордый» (см. вкл. историка С.Анеци). По историку И.Дворецкому — ак. Еремян, согласно мн. древнейшим рукописям античных, арм., греч. авторов, доказал, что род арм. Гаврасов имеет прямое отношение к древ. арм. области «Гаврэк» (название от арм. слова «грозный», «гордый», «храбрый»). ».

Изучением истории древ.арм. рода Гаврасов занимались мн. корифеи исторической науки. Английский историк Э.Брайер (исследовал бол. 60 представителей рода Гаврасов). А.Фальмейер, академики – Н.Марр, Н.Адонц, Р.Бартикян, С.Еремян.

Немировский, А.Никольский и мн. др. Ак. Якобсон утверждал, что абсолютно все исследователи данной темы «согласны с тем, что имя Гаврас НЕ греческого происхождения», а армянского.

Ф.Г. — знаменитый военачальник Византии («стратилат»-древ.греч.; «спарапет»-древ.арм.) — уже в возрасте 21-го года он проявил себя как недюжинный полководец. Царь аланов часто оказывал своему зятю военную помощь. Визант.-алан. войска успешно защищали Трапезунд, Нео-Кесарию, помогали Грузии.

Трапезунд — владетель византийских армяно-халкедонитских фем и городов – Армениак, Колония, Халдия, Харс (крепости Бай-Берд, Севастия, Хермона, Таулара, Комана, Амасия и др.). В них стояли военные гарнизоны именно из этно-армян – прославленных в боях «воинов-армениаков». При осаде турками Трапезунда, местные арм. князья своими небольшими ресурсами как могли, отбивались от них (1071 г.).

Им помогали греки, сербы и грузины. По источникам Грузии, среди «этнически пёстрых» жителей Трапезунда, якобы, в массе «преобладали грузины». Но это опровергают источники Византии. Ф.Г. собрал из легионеров армениаков и севастов (этно-арм. фемы АРМЕНИАК и СЕВАСТИЯ/соврем. Анатолия) мощное войско, с блеском очистив от турок-сельджуков хай-хурумские фемы Халдию и Колонию. (1) Трапезунд был свободен, кочевники-турки не простив ему победы, объявили «врагом турок № 1».

Далее Ф.Г. создал грамотную систему защиты границ империи и на востоке, погранцов он также набирал из воинов-армениаков и армян др. фем. Базилевс Алексей Комнен (древ.-арм. династия КОМНЕНАКАН) ценил его воинскую доблесть, сделал Ф.Г. дукой и главным спарапетом Трапезунда. Византийский летописец: «…Феодор Гаврас завоевал славу воина, ибо превосходил всех людей умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, он не терпел неудачи». По словам Анны Комнены (завидовавшей славе Ф.Г.) дука «взял себе военную добычу» и славу.

Но потом Ф.Г. оклеветали завистники, вельможи-греки. И после смерти жены, удача отвернулась от дуки, он впал в немилость. Удалившись от суетного двора Ф.Г. занялся благотворительностью — щедро помогал монастырям Вазелонас, Панагия, Сумела, женскому монастырю во имя «Пресвятой Троицы» (1091 г.) . Став отшельником он ушёл в затвор. Но на Византию напали турки и весь православный люд собрался, слёзно прося его возглавить войско (1098 г.). Ф.Г. согласился.

В ночном бою из-за предательства некоего патрикия-грека он попал в плен (у г. Байбурта; фема Халдия). И хотя пленник был т.н. «неверным-многобожником» («мюшрик- кяфир»-араб.), султан Данишменд мечтал о столь умном и значимом полководце. Турки высоко ценили военные таланты, храбрость, доблесть, личное мужество дуки. Пленного Ф.Г. привезли в Феодосиополь (Карин/Эрзрум), ему предложили перейти в ислам. Но спарапет, зная, что его ждёт после отказа, твёрдо сказал «НЕТ».

Султан рассвирепев, приказал жестоко мучить «неверного», по повелению султана умирал Ф.Г. долго, во время изуверских пыток молился, даже не стонал. Далее ему отрубили голову. Летописец Зонара называл Ф.Г. в своей рукописи «мученик-севаст» (т.е. «мученик-армянин»). Несгибаемость духа во время изуверских пыток и спокойное принятие страшной смерти Ф.Г. потрясли всех турок.

Армянин стал важным действующим лицом их примитивного фольклора. Турки «прославили несгибаемого спарапета-армянина», они даже сложили сказание и балладу о неподкупном, благородном, храбром противнике князе Феодоре. Его именем назвали город. На старинной европейской карте Чёрного моря портолана Гратиоза Бенинкозы (1474 г.) на месте Мангупа отмечен город Сан-Тодеро — т.е. город «Святого Феодора» (В.Кордтъ, Киев, июль 1899 г./библиотека Унив-та Св. Владимира).

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Автор: Наталья Соболь Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) Воины-«армениаки» – погранцы, мощное передовое «арм. войско» Вост.Римской Империи. Базилевс укомплектовал 6 армий ТОЛЬКО ИЗ АРМЯН – по 7.500 воинов (всего 45.000). Их вывели под натиском арабов из Мал.Армении (640 г.). Армениаки дислоцировались в Понте (Таврида/соврем.Крым), Арм. Каппадокии/Капуткец. Визант. окраины (украины/т.е. приграничья) возникли как защитные христианские форпосты от нашествий, грабежей арабов, аваров (VI-VII) и пр. Для их пополнения призывались в визант. армию мужчины: из Армении – воины-армениаки, из Сирии/Севастии – воины-анатолики, из Фракии – воины-фракесии и т.д. www.veter-stranstvii.ru/v 02 nik-feodoro.html Арутюнова-Фиданян С. «Правление …», WWW portal — credo. RU. Она же «Армяне-халкедониты …», с.65-71,74-77,90-94,107-112,120,134-137.

(2) Гаврасы хай-хурумы – древ.арм. род, по Плутарху, см. С.Анеци: правители Византии из рода Гаврасов именно АРМЯНЕ. В Мат-не есть «Евангелие»-пергамент (1232 г.), рукопись № 1519 грича-нагаша Игнатия по заказу «патрона Хавраса». Кстати, в нём указано, что племя абхазов/самоназвание «апсны» — православные христиане. Ишатакаран рукописи: «Помяните в своих молитвах патрона Хавраса и его жену Хатун, которая получила это Евангелие «Багнайрской Богоматери» в память их любимого первородного сына Сосна, почившего во Христе в молодые годы…Высокочтимый князь князей патрон – Х., сын амира Саркиса, который был братом матери КЕСАРЕЙ АРМ. и ГРУЗИН, и ВСЕХ АБХАЗЦЕВ, благочестивых и Богом усиленных Закарэ великого и Иванэ, у которых он, Хаврас, воспитывался и вырос, с их милостию возвысился и прославился». См. рукописный фрагмент из Евангелия: «Написано сие Светлое святое Евангелие в стране Сагик, в пустыне именуемой «Жглик» (др. названия пустыни «Гайл», «Гайжик» – т.е. «Волчья»), под сенью Св. отшельника Онуфрия в княжение христолюбивого и благочестивого патрона нашего шахиншаха Василия Хавраса». «Евангелие» Килик.Католикосата, рукопись № 328. Есть пергаментная «Иерусалимская рукопись» (? 1243 г.). Она содержит устав Василия Кесарийского, где упомянуто и в памятной записи греков и в 2-х ишатакаранах армян о представителе арм. рода Г. Запись гласит: «… написана сия книга в стране Сагик в княжение кир Леона Г. … в лето от сотворения мира 6722 … в монастыре «Новом», прозванном «Гайл». Там (г. Акн; лев. берег Евфрата) исконно стояли мн. селенья, в которых проживали «хай-хоромы». Мат-н, Рукопись № 336.

ИСТОЧНИКИ:

Арутюнова-Фиданян С. «Правление …», WWW portal — credo. RU. Она же «Армяне-халкедониты …», с.65-71,74-77,90-94,107-112,120,134-137. А.Комнина «Алексиада», кн. 8Киев, июль 1899 г.. Мат-н, Рукопись № 336. Устян А. «Философия …», с.185-192. Успенский Ф. «История Византии» в 5 тт. «Содержание жития св. Феодора …», с.135-136. «Православная Энциклопедия», т. VIII, с.214-215. Челидзе В. «Исторические …», с.267. Багрянородный К. «Об управлении империей». Васильевский В. «Хождение Апостола Андрея …», т. II., вып. 1. Зонара XIII, 22. Zonara, XVIII, 22. www.veter-stranstvii.ru/v 02 nik-feodoro.html http://www.krimoved-library.ru/…/zagadka-knyazhestva… Русская слава «Народы Византии».




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.