При чём тут полиэтнические Агванк (Кавказская Албания) и Мидия-Атропатена?
Фальсификация истории в Азербайджане при государственной поддержке продолжается, не без подделки исторических документов. А диктатор И.Алиев, всего лишь за текущий год, успел несколько раз Армению именовать западным Азербайджаном.
Началась эта грязная компания с вовлечения агванов в качестве далёких предков азербайджанцев с целью обоснования претензий Азербайджана на изначально армянские территории Арцаха, Сюника и Нахиджевана.
Для выяснения истины возникает вопрос: какие процессы формируют тот или иной новый этнос (этническую группу), с целью определения периода формирования этого самостоятельного этноса. Причем очевидно, что каждый новый этнос может формироваться в результате прохождения либо процесса этногенеза, либо процесса этноцидогенеза, либо процесса, состоящий из комбинании этих двух вариантов.
При этом под этногенезом подразумеваем естественный исторический процесс формирования нового этноса на базе уже существующих этнических компонентов, без ведения политики этноцида. Этноцидогенез – это процесс формирования нового этноса на базе существующих этнических компонентов путем этноцида. Причем, политика этноцида по отношению к тем или иным этносам направлена на уничтожение самосознания этих этносов. Она ведётся с целью смены прежнего самосознания новым, включая язык и самоназвание.
Компоненты из коих складывается новый этнос принято именовать, добавляя к названию этноса приставку «прото». Например, прототуркмены, что часто употребляется в форме «туркменские племена». Кстати, именно туркменские племена основали Сельджукскую и Османскую империи.
Процесс формирования нового этноса считается завершенным, когда, согласно тому или иному здравому принципу, образовывается ядро этноса, в частности, с общим для всех членов ядра языком и самоназванием. Впоследствии происходит поэтапное развитие этноса: подъёмы, упадки, пики.
В общем случае, за период развития этноса возможна ассимиляция других этнических представителей, а также – собственных представителей другими этносами. Эти процессы в ходе развития могут происходить как естественным путем, без ведения политики этноцида, так и за счёт такой политики.
Этнос может содержать субэтнос (субэтническую группу) и/или этнографическую группу, члены которых различаются особенностями своей культуры и дополнительным (вторым) самоназванием. Субэтнос признаёт свою принадлежность к собственному большому этносу, а этнографическая группа не осознает. Принадлежность последних большому этносу определяют этнографы.
Очевидно, что любая субэтническая или этнографическая группа должна иметь собственный большой этнос. Иначе говоря,отсутствие большого этноса будет означать, что мы имеем дело не с субэтносом или этнографической группой, а с самостоятельным этносом (этнической группой).
Общеизвестно, что под кавказскими татарами подразумевались тюркоязычные этнические айрумы, джеванширы, баяты, каджары, афшары, падары и другие группы кочующих и полукочующих племен Закавказья. (Некоторые из этих групп расселены и в иранской провинции Озарбойджан). Об их этничности в Азербайджане выговаривают о трех разных версиях: кавказские татары являются этническими азербайджанцами, субэтносами азербайджанцев или этнографическими группами.
Здесь следует иметь в виду, что общность языка или образа жизни (кочующий, полукочующий и оседлый) не достаточный признак, чтобы совокупность кавказских татар считалась единым, самостоятельным этносом. Существует много примеров, когда язык нескольких разноэтничных групп совпадает, к примеру испанский.
Очевидно также, что формирование вышеуказанных тюркоязычных этнических групп состоялось в основном на базе туркменских племен, которые вторглись в наш регион, начиная с XI века. Следовательно, кавказские татары скорее туркмены нежели азербайджанцы.
Последние две версии вовсе исключаются, ибо, как отметили выше, отсутствие большого этноса у кавказских татар означает, что в лице последних мы имеем дело не с субэтносом или этнографической группой некого этноса, а с различными самостоятельными этносами (этническими группами).
Ведь, что касается самоназвания азербайджанли со значением этнический азербайджанец, то это продукт политического выбора из Кремля в 1936 году. (Что исключает формирование этнических азербайджанцев путем процесса этногенеза).
А слово «тюрк» у кавказских татар имело лишь общетюркское значение, относящееся к разноэтничным тюркам. (Кстати, в отличие от азербайджанцев, к началу 30-ых годов ХХ века в Турции слово «тюрк» по-турецки успел приобрети и второе значение – относящийся к этническому турку, с самоназванием тюрк).
Таким образом, не сложно понять, что где-то чуть ранее конца средневековья на базе прототуркмен сформировались разноэтничные кавказские татары. А на базе последних сложились этнические азербайджанцы. То есть айрумы, джеванширы, баяты, каджары, афшары, падары и другие кочующие и полукочующие этнические группы являются протоазербайджанцами. Причем не сложно определить, что формирование этнических азербайджанцев состоялось не ранее первой половины ХХ века.
Доказательство.
В начале прошлого века, к примеру, Узеир Гаджибеков пишет:
«Если одного из нас спросишь:
– Кто ты?
– Я мусульманин, – последует ответ.
– К какой нации ты принадлежишь?
– К мусульманской нации.
– Какую религию исповедуешь?
– Мусульманскую.
– На каком языке говоришь?
– На мусульманском языке».
Это означает, что к началу ХХ века в массовом порядке были уничтожены самоназвания разноэтничных кавказских татар и некоторых других коренных жителей Закаказья мусульманской веры.
Однако не бывает этноса без самоназвания. Тогда о чём говорит отсутсвие самоназваний у кавказских татар к началу ХХ века? Разумеется о том, что началось или скоро начнётся процесс формирования нового этноса. И спустя годы, а может и десятилетия, у тех же людей зародилось общее этническое самоназвание азербайджанли.
В то же время, после формирования большого этноса в лице азербайджанцев (не путать с иранским народом азари), потомки кавказских татар, ныне расселенные в Азербайджане или Иране и каким-то образом сохранившие и прежнее самоназвание, к примеру афшары, являются субэтносом или этнографической группой азербайджанцев.
Кстати, все известные кавказские татары того периода не считали азербайджанских тюрков (кавказские татары плюс аналогичные этнические группы, расселенные в иранской провинции Озарбойджан) самостоятельным этносом. Например, основатель Азербайджана (1918 – 20гг), М.Э.Расулзаде, всего лишь «накануне и в период первой мировой войны шаг за шагом приближался к признанию азербайджанских тюрков самостоятельной нацией» (см. в книге Айдына Балаева, Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955), в конце стр. 37)
Читать подробнее: Айдын Балаев, Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955)
Սոս Գյուլումյան Αριστοτέλης: φιλόσοφος & Հայք և Հայոց աշխարհ