Аватар – Творец распространитель веры – Дохристианское верование армян

Дохристианской ценностной системы сохранились реликвии и эти реликвии очень красноречивы. Имеются материальные и нематериальные ценности, которые до сих пор не получили еще своего толкования. Имеется и много свидетельств, связанных с армянским древним календарем.

В советские времена было принято представлять, что в древности люди соотносили с этим календарем свою сельскохозяйственную деятельность, тогда как в действительности это был священный религиозный календарь – им регулировались все связанные с духовным миром вопросы.

Календарь имел свою систему месяцев, дней и часов, в соответствии с которыми отмечались праздники, совершались обряды, указывалось, что, как и когда. Более того, у имеются ритуальные национальные блюда, и если не понимать календарь, то мы и не будем знать, каков смысл и таинство этих блюд.

Имеются и материальные, по большей части археологические свидетельства. Армянские хроники свидетельствуют, что армянские храмы и монастыри были возведены на месте древних святилищ. Только по их числу можно представить, сколько было древних храмов, и капищ и насколько сильной и прочной была у предков армян вера. И если рассматривать древнюю веру, древний быт, обычаи и нравы в совокупности, то становится возможным давать им целостное толкование.

Одним словом, данную систему ценностей можно обозначить словом «армянскость». Она непосредственно связана с Гайком – с прародителем Гайком, багрянородным и багряноносным царем и havatar-ом. Что означает havatar? В ведическом духовном учении имеется понятие «аватар», предполагающее воплощение бога.

В армянском языке havatar и есть такой аватар – творец, распространитель веры. А Ованес Имастасер утверждает, что еще до пророка Моисея истинная вера, алфавит и календарь были переданы людям через Прародителя армян Гайка. Мы не можем обойти это свидетельство.

Поиски и исследования привели к тому убеждению, что Прародитель Гайк был основателем восточного духовного учения и великим havatar-ом армян. Именно благодаря ему на планете в свое время было пресечено идолопоклонство: всем известно, что он своей трезубой стрелой покончил с Бэлом – воплощением мракобесия.

Потомки Гайка, естественно, пребывали в истинной вере. Архимандрит Инчичян в своем труде «Древние свидетельства о Стране Армянской» свидетельствует о том же: «Ибо со времен Гайка и до патриарха Анушавана, что был в дни патриарха Иакова, не находим мы у нас ни следа идолопоклонства…». Это значит, что со времен Прародителя Гайка и до Платанородного Анушавана у армян существовало истинное богопочитание, распространенное в народе как поклонение Солнцу.

А Никогайос Марр, выявляя этимологию имени «Гайк», говорит, что один из его основных смыслов – «солнце»: Hayk-Hayg-Ayg. Солнце есть воплощение божественной силы жизни, а армянская нация считалась потомком Солнца. Поэтому и армянская вера называлась солнцепоклонством, армянский алфавит назывался «солнечный алфавит» и имел 36 букв, что соответствовало 36-и солнечным декадам плюс 5 добавочных дней. И язык армянский назывался «солнечным».

Это значит, что в основе данной системы ценностей лежала вера – поклонение Солнцу. Она непосредственно связана с сущностью Творца. А армянская культура – то промежуточное звено, которое дает человеку возможность непосредственно сообщаться с этой сущностью. Следовательно, если не понимать армянскую национальную культуру, то невозможно в полной мере представить, как действует эта связь.

Работы по выявлению, поискам раритетов дохристианской культуры все еще продолжаются. Эти ценности не исчезли бесследно. Взять хотя бы упомянутые Мовсесом Хоренаци Даниеловы письмена – они же не испарились, они вошли в наш алфавит. Просто нужно научно выявить их среди всех 36 букв. В последнее десятилетие интерес к древней системе ценностей значительно возрос. Последние десятилетние изыскания в области арменоведения и календароведения чуть не каждый день приносят новые открытия.

Сегодня можно смело сказать, насколько дохристянская армянская древняя система слилась с христианством. Христианство – это вера и почитание Святой Троицы. А Святая Троица имеет непосредственное отношение к солнцепоклонству. Дело в том, что солнцеликость Всевышнего невозможно полноценно представить без Святой Троицы, которая есть триада жизнетворной Истины, светозарной Мудрости и согревающей Любви.

То есть Бог-Солнце есть триединство Истины, Мудрости и Любви. И у многих из тех европейских народов, которые приняли христианство, тоже имелась идея Святой Троицы. Кстати, что образ Богородицы наличествовал уже в древнеегипетской культуре – Исида с младенцем Гором на руках. В нашей дохристианской культуре также имелся образ Богородицы – Богоматери с младенцем.

Или другое: Иисус Христос и Мгер Младший называются сынами Давида. В случае Иисуса имеется в виду пророк Давид, отец царя Соломона. На самом же деле это не так. Иисус в Иудее не унаследовал короны - ему на голову надели терновый венок и подвергли поношениям. Следовательно, под Давидом следует подразумевать Деуса – Всевышнего. У нас также Давид ассоциируется со Всевышним: не зря чужеземцы называли Прародителя Гайка Deus Armeniacus, то есть «армянский бог». Согласно Гевонду Алишану, и армянское село Айкашен, названное по имени Гайка, называлось также Аствацашен – Основанное богом.

Разумеется, в христианстве имеется много ответвлений. Одно из направлений выводит все из иудаизма. Бесспорно, что оно не в силах наиболее полным образом выявить и показать все то, из наших древних верований и культуры, что имеется сегодня в обрядах и ритуалах Армянской Апостольской церкви. Многие солнечные гимны, несколько измененные за века, вошли в армянскую христианскую церковь как шараканы – духовные песнопения.

Христианская идеология обрела у армян национальные черты, получила свои особенности. Взять хотя бы идею Древа жизни. В Ветхом завете упоминаются два древа – Древо жизни и Древо познания добра и зла. Согласно изысканиям, Древо жизни для армян – это абрикос (цирани). Ведь «цир» у армян означает еще и сферу – духовную сферу, пространство.

Так, Млечный путь у армян называют «Цир Катин», «циацан» (радуга) – еще и «цирацан», а ведь радуга считается поясом Бога. Духовные лица, которые, по представлениям древних, считались сынами Солнца, солнцерожденными, назывались «циранакир» – «носящими пурпур, багрянец», и «циранацнунд» – «багрянородными».

В древности армянские цари облачались в царский пурпур, который на армянском называется «цирани». Более того, первосвященство в армянской древней вере было первосвященством бога Тира. Все это доказывает, что в армянское христианство вошло очень многое и из армянской древней веры.

Не являются ли анахронизмом нынешние попытки возродить к жизни язычество, или что имеют в виду под этим те, кто называет себя сегодня язычниками, нет однозначного ответа. Может быть, многие подразумевают под этим родоверие, связывая это с понятием этноса? В таком случае все нормально, об анахронизме нет и речи. Но не будем забывать, что христианство веками представляло язычество как идолопоклонство. В таком случае не приемлимо это слова, поскольку армянскую древнюю веру нельзя считать язычеством – верой во множество богов без единого Творца.

Однако все последователи других религий, в лице Святой Троицы видят также почитание многобожия. Так же можно воспринимать и армянскую древнюю религию – мол, там тоже целый пантеон богов. Но все дело в том, что все эти божества получают свою духовную мощь от одной единой сущности.

Такого рода попытки или намерения не является искусственным вмешательством в ход непрерывного движения нации. Главное во всех религиях – постижение истины. А в культурах разных наций эта истина облачена в различные одежды. И именно данная одежда более всего ближе данной нации – именно она делает для нее более понятной и воспринимаемой эту веру и связанные с верой вопросы.

Если неверно воспринимать свою культуру и привносить чужую, в сущности, веру, которая не сообщается непосредственно с собственной культурой, то народом она не воспринимается. От Григора Лусаворича до Месропа Маштоца все обряды, службы и ритуалы в армянской церкви отправлялись на сирийском или греческом. Для народа они были непонятны и неприемлемы.

Месроп Маштоц и Саак Партев поняли, что вера, представляемая на чужом языке, ведет к гибели, что она может полноценно укорениться в народе, и нашли, что она должна преподноситься на родном языке. Постепенно в обряды христианства вошли и многие отвергаемые до этого национальные ценности.

Насколько отдалены друг от друга сегодняшний армянин и армянин дохристианских времен? Или, вернее, насколько армяне сегодня верны своей «армянскости»? Гены те же. А гены – это семена. Правда, времена меняются, некоторые качества генов обретают новые проявления, но при условии сохранения языка основное содержание остается неизменным. Так что нации – не случайное порождение, они избраны Творцом.

Сейчас многие утверждают, что армяне отошли от своего изначального облика и образа, что по качеству своих нынешних духовных ценностей армяне отчуждены от самих себя…Такое явление действительно есть, но тут уж не следует грешить на гены. Любой человек, в данном случае армянин, рожденный, воспитанный и выросший в другой среде, превратится в носящую армянские гены, но далекую от армянского духовного поля личность. Такое отдаление имеется, но ген не пропадает, не исчезает.

Какое прогнозное развитие: сохранится в новом тысячелетии превалирование христианства или нет. Какой результат наблюдения за перипетиями тысячелетий? В третьем тысячелетии, когда совершится переход от эпохи Рыбы к эпохе Водолея, возникнут новые толкования христианства. А мы знаем, что у истинного христианства древние корни – под иными именами оно существовало в Древнем Египте, Древней Армении и других восточных странах.

Все это раскроется. И древние верования, которые были обесценены и воспринимались искаженно, получат свое истинное толкование. Для армян уже не будет существенной разницы между своей древней и новой верой. Тогда армяне смогут призвать к жизни армянскую древнюю систему ценностей. И тогда армянксий ген расцветет еще больше и воплотится в армян во всем своем богатстве.

Мартик Гаспарян Тучи не могут долго скрывать солнечный свет Москва 2010

Читать также:

Продолжение следует

Поделитесь публикацией в соц. сетях

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.