Опубликовано: 7 октября, 2021 в 18:47

Армянский след а мировой топономике и этимологии

Если внимательно относиться к этимологии, можно заметить множество исторических и языковых совпадений в названиях городов, сёл, рек, гор и пр. в речевом обиходе древ. армян и обиходе мн. народов мира. Так, в языческие времена, у ирландцев бытовало поверье о рае на земле.

Души их умерших предков уходили в райское место — остров в океане. Он назывался «ХАЙ-Бризейл» (или «ХАЙ-Бразиел»). По др. «ХАЙ-Бразил» – это, якобы, реальная страна, откуда пришел т.н. «народ рыжих», правители ирландцев. В Ирландии есть некие сакральные предметы 1-ых древ. Вел. Правителей. Знаменитый т.н. «Камень Судьбы» с далекой Родины Правителей-Хай.

Ныне камень служит сиденьем коронационного трона королей-англо-саксов/Вестминстер! По некот. мрачным преданиям, легендам, если англосаксы камень не вернут ирландцам, «остров англов» наполнится иноплеменными иноверцами, потом вместе с ними, вкл. местных, уйдёт под воду. Учёный Р. Дейлис прямо сказал о едином корне всех народов Перед.Азии, Балкан, Европы («Арм. происхождение этруссков»; 1892 г.). Прародина англичан — обл. «Англ тун» («Страна орлов» в пределах Армении).

В Англии, есть графство «ДЕВОНШИР». Араб (исфаганец Якуби, к. IX в.) долго служил в Армении секретарём «при мн. царях и правителях её», указал точное число древ.арм. княжеств — 113. В т.ч. т.н. княжество «Владетель трона» («Сахиб-ас-серира»-древ.араб.).

По преданию, основатель д. Сасанидов (Сасан Папакян) был наследник золотого трона. После падения Сасанидов, трон правителя Арташира Сасанида принадлежал Вахраму/Баграму Чубину. По М.Каланкатваци. Его потомки осели в «стране АРРАН», от них пошёл наханг «ДЖЕВАНШИР»! В Хартфоршире — улица «Эрмин» (т.е. ул. «Армянская»/графство Англии). Есть там и территор. единица — «МЕЦ-АМЕР» (др. «Метцамор»/«Метсамер»).

В Армении же есть самый древ. в мире металлург. архаичный комплекс XVIII в. до н.э. – «МЕЦАМОР»! Во мн. источниках «1-ый царский народ Амалек» выведен как 1 из самых древ. народов мира, владевший мн. землями, его историческое прошлое глубинно, покрыто тайной. В пользу этого мнения говорит и сохранившаяся этимология названий племён, рек, гор, городов, провинций во мн. частях света.

В Испании — племена: АРЕВ-АК-и («ак»-«глаз»-древ.арм.), АРТА-бры» турде-ТАН-ы, КАРПЕ-ТАН-ы («тан»-«страна»-древ.арм.). В Месаамерике – * племена АРАВ-АК-и, АРА-у-КАН-ы («кан»-«город»-древ.арм.), тотон-АК-и; * яз. бог Кукуль-КАН; * титул: «ХАЛАЧ-ВИНИК; * озеро: АМА-титлан («ама»/»аму»-в араб. «ама»-леки»); * долины: АНА-ху-АК, Сапоте-ТАН; * города: Юка-ТАН, Куэрав-АК, Теотихуа-КАН, Ичпаа-ТУН («тун»-«дом»-древ.арм.), Ни-ТУН, Хатат, Чулеху-ИЦ, Эб-ТУН, Эль-ТИГРЕ («Тигран»-нац. айрарт. имя собств.-древ.айрарат.), Потон-ЧАН, Цибилчал-ТУН, КОПАН; ВАШАК-ТУН, Наач-ТУН, Шуль-ТУН, Иц-АМ-КАН-АК, ГАЙ-р. Город в Аравии: ХАЙ-б-АР («хай»-«жизнь»-ДО-потоп.яз.); имя: АРЕВ/переименован в Арефу (христ. епископа АРЕВ-а + 4.299 жителей г. Нагр-АН зверски убил царь-иудей Йосеф Асар Ясар). Со словом «АРЕВ» есть переклик с древ.славянс. этимологией. (1) В Сирии: город Дейе-ЗОР (см. древ.арм. города — Цахка-ДЗОР, Гла-ДЗОР, Ехегна-ДЗОР/«дзор»/«зор» — «долина»-древ.арм.)».

В Греции остров: Кар-ПАТ-ос (аналог – горы Кар-ПАТ-ы; «Каменная Стена»/«кар»-камень, «пат»/«бад»-«стена»-древ.арм.). Кстати, в топномике Карпат с древности уцелели обозначения: «БРД-а» (искаж. от «Берд»/«Барда»/«Бердаа»/«Крепость»-древ.арм.), «Толмач» (искаж. у тюрк. от «тргманч»/«Переводчик»-древ.арм.). Никифор Вриенний (XI в.) писал, — в Нов.Мизии (Балканы/соврем. Болгария) река «у туземцев называется ВАРД-АР-ий».

А 1 из немалых притоков реки Кубань в антич. времена назывался «ВАРДАН». В районе Лазаревского есть населённый пункт «ВАРДАН-е». А земля древ. хорватов, австрийцев, венгров называлась «страна ХОР-ут-ТАН», даже сохранились «Хорутанские сказки» (по Ф. Миклошевичу). Совем. Город Триест во времена Помпония Меля назывался ТЕР-гест. (2) А древняя столица Валахии ТЫР-геште, архаич. поселение ТЕР-ТЕР-ия (7.5000 л. д.н.э. ).

Провинции и города в Афганистане: ПАРД-ЖУМАН(«пард»-древ.арм./«разрывать»), БАГРАМ, БАД-абер, ВАРД-АК, ПАР-ВАН, Тах-АР (древ. народ, жил в соврем. Китае), Чахчаран, Чарикар. См. Р.Васильевский: «Памирская горная страна ВА(h)АН», оазис ок. Бухары ВАРАХ(h)ша. На Руси по старинным источникам, соврем. Башкирия (Удмуртия, Поволжье, Сибирь) были «АР-ской страной»!

В Удмуртии, соврем. Башкирии, Перм. краю исконно жили угор-фин. народы (И.Грозный, Н.Марр, Б.Мункачи, В.Гриле, Д.Габар и пр.). (3) Это говорит о о прямой паралели моносиллабических речевых гомоформ грабара с фин-угор. и тахарс. реч. моносиллаб. гомоформами. Но со временем бол. часть фин-угор. народов вытеснили тюрки-башкурды/башкорты.

Земли отошли к Башкирии, Заказанью. города: ХАБАР-овск («путешествие»-древ.арм.). У фин.-УГОР. народа пермь был городок КАН-кар («кан»-город/«кар»-камень-древ.арм.) и пр. Под Волгоградом есть затопленный древ. город САРКЕЛ («постройка»/«строительство/«строить»-древ.арм.). По рукописям, его заложили зодчие Византии, среди них большой % армян. Еврейс. же источники утверждают, что, Саркел, якобы, с хазарс. яз. — «Белая крепость» (хазары не тюрки — они иафетиды).

Но, хазары кочевники, подпавшие под власть иуд. каганов (т.е. «первосвященники»-иврит)и навыками строительства не обладали. А вот арменоидная раса (в т.ч. армяне) с глубокой древности отметилась как первоклассные архитекторы-строители! Что подтверждают и 20-тилетние раскопки в Зап.Армении/ПОРТАСАР-ПУПОВИННАЯ ГОРА/ Севастия, соврем. Анатолия/12-18.000 лет до н.э. (соврем.Турция). Они проходят под руководством немецкого археолога К. Шмидта. Мн. арменоидных языковых совпадений есть в названиях удалённых друг от дуга больших озёрах:

  • 1) о. ПАР-ВАН-а (Джавахк, граница Армении и Грузии);
  • 2) о. ВАН (Зап.Армения; соврем. турция);
  • 2) о. СЕ-ВАН (Армения);
  • 4) о. ЕС-ВАН (ныне т.н. «Мёртвое море»; ГАЙ-ское царство; Арамея; соврем. Израиль).

У 2-х последних названий 1-ые 2 буквы зеркальны (что сие означает пока не ведомо)! По непонятным причинам, а может быть и по намеренным (?!), при составлении словарей, энциклопедий, учебников истории и пр., древнейшее прошлое страны и народа Амалек скрывается. Первичные же названия городов, рек и пр. составители этих источников не указывают.

Так почти забыто название одного из автохтонных древ. арм. городов Мал.Азии – Мрцуин/Низибин (если бы не источн. РПЦ). (4) А жившие там арм. святые, священники, учёные и пр. стали называться просто антиохийцами! Прошлое арм. народа почти сокрыто для историков, освещается специалистами «пунктирно и скупо». Среди известных нам (по учебникам и пр.) стран древ. мира, история Армении часто подаётся с момента возникновения государства Урарту (царство Айрарат) и то оговорками.

Имели место быть и откровенные нелепицы. Чего стоят оговорки времён правления «вождя народов», см. «История дипломатии»: «царство Урарту (Арарат; С.Н.), или Ванское царство, расположенное на территории соврем. совет. и тур. Армении. В центре Урарту находилось о.Ван, а глав. городом была Тушпа…Урарту – прародина древ. грузин (колхи, иберы), и быть может, армян»!!!

Но далее составители отмечают: «ассирийцы…(следили; С.Н.)…за каждым движением царя Урарту…в одном письме Упархил-Бел ставит в известность царя (Ассирии; С.Н.) о действиях правителей арм. городов». Здесь уместно процитировать Ю.Полякова (член-корреспондент АН РФ): «Правда истории была (и, увы, во мн. остаётся поныне) заложницей и наложницей политики».

И чтобы докопаться до истины, историкам приходится собирать сведения о древ. Армении буквально по крупицам, перелопачивая мн. тонны литературы (в т.ч. и косвенной). Поистине, верно говорится, что «древ. арм. история – это марианская впадина мировой культуры».

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) В летописях славян есть редкие сведения, вкл. «Велесову книгу»: имя княгини-славянки Милославы (в крещении Марии/жена кн. Владимирского Всеволода): «Княгни (титло) его Марiя д(титло)ва ОРIЕВ-а, дщi Ческого кн(титло)жя» («Супрасльская летопись»/1519/ с «Никифоровского списка»/1490). Исследователь Данилович, не знавший о «Велесовой книге», перевёл так: «а kniahini jeno Mapria, diva ORIEV-a». Погодинское собрание № 1596/список 1580/ см. подстрочные протографы редакций: «Кн<я>ни его Ма<рь>я, в<е>да ОРИЕВ-а, дщи Ческаго кн<я>зя». У славян в языке-глаголице нет мягких гласных. ОРЕВ, Орье, Орей — Солнце, как проекция огня. Это и имя собственное древ. славян. ПСРЛ, т. ХV, с.250-252; т. ХVI, с.3. «Киевская летопись» (Раскольничий список /1197; Харатейный список /1198). Лесной «Откуда …», с.194,224-228. Татищев т. III, с.105. Шахматов с.202-203. «Lietopisies Litwy …», с.78.

(2) Антич. авторы звали славян «геты» (Ф.Симокатта), их город ТЕР-гест/«Тер»-древ.арм. «1-ый», «главный». Симокатта Ф. «История Византии», т. I, с.505, прим.7. Лесной С. «Откуда …», с.135-137,173. Респондент: о. Тер-Анания.

(3) Арскую страну упоминает Иоанн IV «Грозный». См. «Духов. и договорные грамоты Вел. и удельн. князей XIV-XVI в.в.». Програбар фин-угор. языков упоминал кн. А.Курбский: «Черемиса Горная (марийцы; С.Н.), а по их, чуваша зовимые, язык особливый» имеют. Лингвисты-исследователи Б.Мункачи и В.Преле/Венгрия/ работали в уездах — Мезенском, Билибеевском (Уфим. губерния), Бугульминском (Самар. губерния). Изучали земли автохтонов угро-финнов, их выдавили тюрки-башкиры. Собрали редкий фольклор финн.-угор., мещерс. топономики. (1885-1901). «Мещерс. диалект» – отлично сохранившийся 1 из древ. фин.-волжс. диалектов. Угры (предки венгров) хорошо известны и в Армении как «черноголовые» («севордик»-древ.арм.). «Сказания кн. Курбскаго», с.14. Габар Д. «Протовенгры на Урале …». Исхаков Д. «От средневек. татар …», с.215. «Вестник ВЭГУ ГОН», № 6 (56), с.159-163. Драсханакертци И. «История Армении», с.309,317. Ионнисян М. «Крепости Армении», с.496-499,500-503. Минорский В. «История Ширвана и Дербента, Приложение III. «Масуди о Кавказе», с.214; прим. 15.

Земля Пермь — «бассейн р. Вычегды, верх. Камы, её притоков с Чусовой и Очером вкл…Исконное население…фин. племя пермь». Строя город КАН-гкар на прав. берегу р. Камы Г.Строганов уважил пермяков, «назвал его…по туземному» (1564). Любавский М. «Русс. колонизация», гл.XV.

(4) Нисибин – «гордъ и обл. въ Сирiи…вдоль р. Евфрата, къ с. отъ Дамаска, по направлению къ Алеппо». У евреев Сува (I Цар. XIV, 47; Ездр. V, 34), по источ. РПЦ в «Сирiйс. переводъ Библiи вмъсто Сува стоитъ Низибисъ». Есть еврейс. название «Сувы встръчается в гвоздеобразныхъ Ассiр. надписяхъ». Был построен на месте древ. арм. города, «на берегахъ (реки; С.Н.)Оронта»/Ерванда (древ. наследственно-родовое имя царей Ервандидов/Оронтиды), «долгое время былъ столицею Сирiи, основанъ за 300 летъ до Р.Х. Селевкомъ Никаторомъ…назван по имени Антiоха, отца его…Въ немъ проповъдывали Павел и Варнава, 1-мъ ученикамъ Христовымъ дано имя Христiан(Дъян. ХХVI, 28; I посл. Петра IV,16)в Сирiи и Мал.Азiи…16 городовъ, называемыхъ А.». Известен Св. муч. Антиох «Севастiйский (т.е. «Армянский», т.к. «Севастия», с греч. «Армения»; С.Н.).Себеос: «На 129-м г. царствования Аршака, воцарился Аршак Младший над Арменией, в г. Мрцуине с братом Вагаршаком», его «назначил царём Армении». Мрцуин (есть фамилия Мцурнаци) аналог Мцбина, Низибина (а в Литвы есть город Мсцибовъ!). При экспансии и воцарении семитов-ассирийцев город уже был ассир. Далее снова вернулся к Армении. Завоёван персом Хосровом. К приходу Спасителя основную «часть населенiя составляли iудеи». Еп-п Себеос «История императора …», отдел I. Пркопий «De bell persico», ч. II, 14; кн. II, гл. V-XIII, XXII. «Библ. энциклопедия», с.50-52. «Живописная Россия …», с.8. «Полн. Православный …», 48,183,184,185,215-216. «Открытая православная…».

ИСТОЧНИКИ:

Ар-т Никифор «Библейсккая Энциклопедия». Гумилёв Л. «Этногегез и …», гл. II. Лушан Ф. «Die Tachtadschyund ….». Бартольд В. «Историко-географ-й…». «БСЭ», т.III. Симокатта Ф. «История Византии», т. I, с.505, прим. 7. Лесной С. «Откуда …», Р.-на-Д., 1995, с.135-137,173. Респондент: о. Тер-Анания. Библия, Бытие, ХI, 27, 28, 31, 43; Иезикиль, 27:14, 38:6. «БЭ», с.51-52,58,60-66,104-107,116,124,169,183.184,195,210,221,226,241,275,
307,316,333-334,341,364,371,473,475,560-562,679,737. Брюсов В. «Летопись исторических …». «Вестник ВЭГУ ГОН», № 6 (56). «Ветхий Завет/Иеримия», гл. 51, ст. 27. Габар Д. «Протовенгры на Урале …». Гевонд «История». Григорьян Э. «Арм. нагорье …», к/ф., ТV «Культура». Драсханакертци И. «История Армении», с.47-49,51-52,59,243,245,248,250-251,252-253,257. Дьяконов И. «Предыстория …». «Духовные и договорные …». Евсевий Кесарийский «Церков. История». Еп-п Себеос «История императора Иракла». «История арм. народа», т. III. «История дипломатии», т. I, с.25,31. Исхаков Д. «От средн.век. татар…». «Кавказ и Дон …». «Сказания кн. Курбскаго», с.14. Кобычев В. «В поисках …», с.60-61. Косидовский З. «Сказания евангелистов …». Ксенофонт «Анабасис». Латышев В. «Известия древних …//В.д.и. № 2», с.268-277, прим. 8; с.298-301. Лесной С. «Откуда …».
Любавский М. «Русская колонизация», гл.XV. «МСЭ». Марсден Ф. «Перекрёсток армян». Матвеев К., Сазонов А. «5 жизней …». Мит-т Бишк. и Средн. Владимир «Земля потомков …», с.29-30. Мишулин А. «Античная Испания», с.64, 148,163,173-174,176,190,

Немировский А. «Мифы и легенды …», с.70,109,116,168,186, 211,214,221,225,231,260. Никифор Вриенний «Историч. записки», кн. I, кн.IV. Ногалес де Р. «4 года …». Новосельцев А. «К вопросу о …», т. I. Ованесян В. «Карашамбский курган», nauka.relis./10/0206/10206048.htm Опарин А. «История рабства. …». «Открытая православная …». Пиотровский Б. «Археология Закавказья». «Полный Православный …», т. I, с.21,22,48,183-185,215-216,224-225,253-254,432-433,781. ПСРЛ, т. ХV, с.250-252; т. ХVI, с.3. «Православ. Палестинский …», т. Х, вып.1. Прокопий «De bell persico», ч. II, 14; кн. II, гл. V-XIII, XXII. Розанов В. «Юдаизм», ст. Симокатта Ф. «История Византии», т. I. Страбон «География», т. Х, гл.136, § 2; т. XII, прим. Он же «География/Разбор мнения …», 18. XIV,1.Таронци С. «Всемирная история», с.133. ТV- «Рен», 9.02.2013, 15.00. Тревер К. «Очерки по…», с.4-40 (со ссылкой на ак. Н.Марра). Улубабян Б. «Топонимы …». Он же «Княжество Хачен«. Флавий И. «Иудейские древности», ХХ, гл. II. Хачатрян В. «Страна Хайк …». Хоренаци М. «История Армении Великой», с.33-82, рук. № 122. Цветков П. «Исламизм» в 2-х тт. Шахтуни О. «Описание Эчмиадзина …». Эсхил «Прометей прикованный». Юшков С. «К вопросу о …», вып.I. Paulys Realencyclopaad:e, t. I. Appian, Iberica, 46,64. http://xn--arevarmenia-9ij.ru/tourinfo/peshhery-armenii Diodor, V, 39; Liv., XXIII. Siluan, Ital., III. nsad adicles/krest … dorogi—chto … poklonnyj krest. Cohn, N. Noah’s Flood: The Genesis Story in Western Thought … ЕВ. I, с.620, изд. 9-е. EY, т. III, с.680-681. Polyby, XXXV, 5. «Lietopisies Litwy …», с.78. V.Maxim, III. Massey G. The Natural Genesis, т. II. Josephus Flaius, p




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.