Опубликовано: 1 октября, 2021 в 16:43

Армения — Из истории древнего и средневекового водопровода

Академик АН Российской Империи Н. Я. Марр «положил начало Анийской археологической компании, которая с перерывами длилась более чем 25 лет». Выступая с лекцией перед молодыми учёными в Париже (1923 г.), Н.Марр отмечал, что он неоднократно подчёркивал в своих исследованиях эту «МЕЖДУНАРОДНУЮ СТРОИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ АРМЯН».

Он сказал: «Культурная миссия армян обнаруживается в материально воплощённых памятниках, ЧУДЕСАХ ВАЯНИЯ» Ахтамара, Ани, Карса, Ерзнки, Двина и др. Но особенно Марр говорил о 9 арочных мостах «с поразительным искусством» сооружённых на реке Ахурян, «служивших всемирной торговле». Известный исследователь арм. архитектуры, и коллега Н.Марра, ак. Т.Тораманян отмечал традиционнное с древности (Айрарат и др.) комфорт и сложное (вкл. водное) градостроительство в древ. и сред. век. Армении.

Ещё в древ. многоэтажном Айрарате/Урарту/ была канализация для отвода воды путем самотёка на довольно большие расстояния (VII в. до н. э.). Она шла сквозь горы, в высеченных в скалах проходах. Айраратцы строили акведуки, уложив на мосты водопроводные трубы.

Для Ани многоэтажное городское строительство тоже было не редкостью. Он писал: «В г. Ани постройки в 3-х-4-х этажах не являлись необычными». Поражает воображение уровень комфортности арм. городов, а также и городов Византии.

Высокая степень и общей городской благоустроенности и личного комфорта особенно стала заметна в Ани к Х-ХI в.в. Ф. Успенский, И. Орбели и др., работали на архео/раскопках в Ани и мн. др. городах Армении и городах Византии (1911 г.). Ак. И.Орбели писал: «В Ам-Берде (ХII-XIII вв.)…высочайшее, для того времени, техническое достижение: железная труба комнатного водопровода»!

Но были в Армении и ещё более уникальные трубы городского аквкдука (водопровод)12-ти км. водопровод Ани («мил»-древ.арм.), о чём писали и сред. век. арм. поэты:

«Склон вершины Мндзурской слишком крут, Люди говорят – там вода целебная стекает в золотой сосуд
По извилистой серебряной трубе».

Поступающей в город воды хватало в избытке и не только на хозяйственные, но и на производственные нужды. Работала и система каналов.

Употреблялась вода даже на полив городских улиц и обязательных зелёных насаждений. Но особенно славился Ван. Надо сказать, что по древнейшему преданию времён Вавилона, в Ване по приказу одного из арм. царей для Шамирам-су (Семирамиды) провели водяные каналы («пили»-древ.айрарат. яз/урарт.), т.н. «Семирамидину воду, … насадили сады и устроили рай».

Старая арм. пословица гласит: «На небе рай, на земле Ван». Очевидец С.Городецкий замечал, что это «был город-сад, цветущий рай. Пушки» турок, курдов, турец.черкесов «и исступление (турецкого и пр.; С.Н.) народа превратили этот рай в груды развалин…втоптанные в землю тряпки, остатки одежды убитых» в долгий период геноцида с к. ХIХ-до к.20-х гг.-ХХ в.в. А в 2020 г. на дне озера Ван (соврем. турция) подводные археологи нашли фрагменты древ. укрепления цивилизации Айрарата. По предварительным оценкам, арм. руинам железного века не менее 3000 лет (Арм. Музей Москвы).

Водопровод Ани имел хорошо защищённые удобные для использования разветвлённые сети труб. В условиях сложной и плотной городской застройки применялись составные (т.н. «отрезковые») глиняные трубы. И, что удивительно, древние инженеры Ани создали ещё и уникальную, хорошо отлаженную систему по профилактике и ремонту этого водопровода!

На каждом, строго определённом, отрезке водопроводной трубы был вырыт специальный смотровой колодец! А на отдельных, самых труднодоступных и сложных участках городского трубопровода шли параллельные сантехнические ходы с производственными лазами с лесенками!

Они позволяли древ. арм. «коммунальщикам» без особого труда отслеживать техническое состояние тех или иных сложных участков труб, а также и колодцев. Благодаря такой продуманной системе ухода сам водопровод отлично сохранился к н. ХХ в. Этот факт подтверждает утешественник-очевидец — выпускник Нахичеванской Семинарии Г.Джалашян, побывавший в Ани (1912 г.).

В своих записках он писал: «Ведя нас по городищу…проф. Марр…поднял дощатую крышку люка и показав…(древний; С.Н.) водопровод сказал: «Городской водопровод так хорошо сохранился, что если сделать небольшой ремонт, он вновь будет действовать»!

Г.Джалашян также отметил, что в сложной водопроводной системе были задействованы «и гончарные и стальные трубы». Работали многочисленные бани с бассейнами. (18) В Ани были и водонакопительные цистерны. Арм. мастера строили подобные цистерны в Крыму (см. турок Э.Челеби «Сияхатнамэ»).

Подобное сооружение есть и в Константинополе (соврем. стамбул). Это огромная цистерна для сбора воды, она прекрасно работает и ныне. Внутренняя отделка древ. водосборника отделана колоннами с перевёрнутыми изображениями языческих богов – как символ победы Христианства над язычеством.

Автохтонное древ. арм. название цистерны – «Еритакан», но после её реконструкции, турки сбили с камня резьбу с названием. Кочевники-огузы, завоевавшие Византию и Ани, до сих пор пользуются плодами великой армяно-греко-христианской культуры.

В Ани функционировала и отводная канализация, Как повелось с древности, по приказу царя за видимые пределы города-крепости были вынесены все т.н. «шумные», неэстетичные производства. Об этом древнейшем обычае говорят раскопки в цитадели Тейшебаини, где археологи АН СССР нашли у древ. мясобоен и сыроварен спец/отвод и водопровод; VII в. до н.э).

Таковыми были: стоки отводной канализации, винодельни, сыроварни, салотопни, мясобойни, цеха выделки (дубление квасцами и пр.) и покраски кож со сточными отводами. Плавильни и кузни. К слову, водяной привод использовали и кузнецы (в кузнях мехи для нагнетания воздуха). Благодаря этому продвинутому нововведению производство арм. железа поставили на поток.

На откуп времени и турец. фанатикам отданы мн. уникальные памятники архитектуры армян Ани, а также шедевры ВИзантии и ПарфАрмении. А раскопки, относящиеся к христианскому историческому ареалу на землях Зап.Армении и Византии (соврем. турция) принципиально не ведутся (с 1925 г.).

Специалистов к городищу Ани турки умышленно и в агрессивной форме не подпускают под предлогом «некой военной тайны». По указанию свыше «арм. вопрос» в частности, да и христианский в общем, на всех уровнях (включая научно-исторические) жёстко блокирован.

Так же и архитектура Арм.Киликии почти неизвестна, частичные сведения о ней можно найти в средневековых рукописях. Впрочем, потери могли часто случаться и не в периоды тур. завоеваний, причём намеренно. Так журналисты-международники чехи — М.Зикмунд и И.Ганзелка свидетели такой дикости со стороны, нет вовсе не чёрных копателей, а, «как-бы», научно-археологической экспедиции ун-та Стамбула в античном городе Сиде (1961 г.)!!!

Романтические чехи впали в культурный шок от такого, типа, «научного турец.» варварства: «Мы всегда думали, что раскопки античного города, освобождение его от 2-3-тысячелетней давности дело деликатное, требующее максимума осторожности…на наших глазах по развалинам в Сиде в клубах пыли ДВИЖУТСЯ ТРАКТОРЫ, ЭСКАВАТОРЫ, ГРУЗОВИКИ ПОДПРЫГИВАЮТ НА ПЕРЕБИТЫХ КОЛОННАХ, ПОДМИНАЯ ШИНАМИ КРУЖЕВО КОРИНФСКИХ КАПИТЕЛЕЙ…трактор волочит на цепи великолепный архитрав, самосвалы сбрасывают со скаля прямо в море землю вместе с облмками камня, форму которому придавали руки древних греков и римлян. Всё это оставляет впечатление визита слона в посудную лавку…здесь, в Сиде, ставим точку на древности». Той самой древности у чехов были «полные ботинки».

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Автор: Наталья Соболь Из неизданного «Про армянскую историю, еду и не только…» Редакция Вне Строк

Источники:

  • Агаян Ц. «Россия в судьбах …», с.24-28.
  • Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с.524. «Арм. средневек. …», с.86.
  • Бабенчиков М. «Народно-декоративное …», с.56-65.
  • Барсамов Н. «45лет …», с.28-29. Бродский Б. «Романтические ведуты, 153-171.
  • Брюсов В. «Летопись исторических …», с.4. «БСЭ», т. XXXII, с.203.
  • Буниатян Н. «Языческий храм при …», с.14-24.
  • Гандзакеци К. «История Армении», с.222,225
  • Городецкий С. «Об Армении и …», с.25,37-38,43-46,131,133,173.
  • Гумилёв Н. «Золотое сердце …», с.167-168.
  • Докучаева В. «Рисунки А.Кравченко», с.41, илл.68-70.
  • Дурново Л. «Очерки Иобразительного …», с.140,148,150-155,156-283.
  • Елецкая Н, Сопоницкий О. «История искусства …», т. II, с.53,95,156-158, 172,109,110,430.
  • Здорик Т. «Камень …», с.99.
  • Зикмунд М., Ганзелка И. «Перевёрнутый полумесяц», с.210,312-314.
  • Каллистова Д. Утченко С. «Древ. Рим», с.285. Кресуэл А. «Раняя мусульманская …».
  • Ковтунович О. Хаджаш С. «Багдад», с.112-113.
  • Косидовский З. «Библейские Сказания …», гл.V, с.167.
  • Любимов Л. «Среди сокровищ …», с.29.
  • Максимов Н. «За страницами …», с.176,184.
  • Мандельштам О. «Стихи …», с.400.
  • Можейко И. «7 из 7 …2», с.67.
  • Опарин «История рабства» … гл. VII, папка Бible. сom.ua|bessmertie|2-07|htm|.
  • Орбели И. «Развалины Ани», с.45-47,60-65.
  • Пиотровский Б.»Кармир-Блур», с.7,
  • Плутарх, «Морали …». «Трубопровод РФ», 06.06.2014. «Путеводитель ГИ …», с.16,18,19.
  • ТV России, канал «Культура», 17.33, 2013.
  • Симонян К. «Микаэл Налбандян», с.218.
  • Стрыгин А. «Увлечение века».
  • Тревер К. «Очерки по истории …», с.49-51,69-77.
  • Тяжлов В. Сапоницкий О. «Византия, Армения …», с.123-140.
  • Шуази О., «История архитектуры», т. II, с.20,51,52.
  • Шунин Д. «Письмо», 1909.
  • Чалоян В. «Арм/ ренессанс», с.7-35,41-45,134,166-175. http://xn--arevarmenia-9ij.ru/tourinfo/peshhery-armenii Strabon, XI, 146. Plut, Lucullus, XXXII.
  • P/E Arsen Hakodyan «From Ararat to Evropa».




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.