Опубликовано: 22 Май, 2018 в 0:01

Реликвии Армянской Апостольской Церкви — Копье, пронзившее ребро Иисуса Христа

Реликвии Армянской Апостольской ЦерквиАрмянская церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие: Копье, пронзившее ребро Иисуса Христа. Но каким образом Копье попало в Армению. И то ли это Копье?

Историки христианства считают бесспорным факт, что последние годы жизни Лонгина прошли в городе Кесарии (ныне Кайсери в Турции) – столице Каппадокии. «История» архимандрита Вардана Аревелци (XIII в.) уточняет, что бывший центурион долгое время жил в каппадокийской долине Герем, где передал Копье кому-то из новообращенных христиан.

В конце III столетия Копье, если следовать Вардану, оказалось у св. Григора Просветителя – будущего крестителя Армении. Григор привез Копье в Армению и почитал его «превыше всех реликвий Господа нашего». Версия имеет право на существование с учетом того, что будущий патриарх действительно вырос в Кесарии Каппадокийской и воспитывался в доме местного епископа. Но это только версия.

(Упоминание Варданом более легендарных версий, по которым Копье в Армению принесли Матфей Евангелист или Иосиф Аримафейский, мы не будем рассматривать уже потому, что ни тот, ни другой в Армении не бывали. Впрочем, Вардан и сам не слишком доверяет этим рассказам, однако считает их изложение обязанностью добросовестного историка.)

Обратимся ко второй версии, официально принятой Армянской церковью на основе священного предания. Копье хранилось у апостолов, и Петр, если исходить из анонимной «Истории апостола Фаддея и девы Сандухт», передал своему собрату апостолу Фаддею «коснувшееся Бога Копье» как духовное оружие, «чтобы оно было помощником в его проповеди». В 43 году он принес святыню в Армению.

Данная версия предпочтительна не потому, что по ней Копье появляется в Армении на два с половиной века раньше, а потому, что жизнь Просветителя после Кесарии известна в подробностях, и его биографы (Агатангелос и более поздние) не упустили бы случая благодаря обладанию Копьем поднять Просветителя на еще более высокую ступень святости.

В Армении Копье первоначально хранилось в христианских общинах, а после 301 года, когда христианство стало государственной религией, святыню передали в Эчмиадзин. Уже тогда ей отводилась важная обрядовая и символическая роль. По сведениям, сохраненным архиепископом Нерсесом Ламбронаци (ХII в.), состоявшийся в Аштишате первый законодательный собор Армянской церкви в 365 г. открылся только после того, как католикос Нерсес I благословил и перекрестил Копьем его участников.

В период арабских завоеваний реликвию скрывали в горных обителях, после чего она оказалась в Гегарде и хранилась в катакомбах почти до середины ХХ столетия. В 40-е годы, когда Гегардскому монастырю, подобно тысячам других храмов, грозила участь быть разграбленным или, того хуже, взорванным, Копье вновь перенесли в Эчмиадзинский кафедрал, где его сохранность казалась более или менее гарантированной. Здесь оно хранится в музее собора – уложенное в раскрывающийся наподобие тройного складня серебряный ковчежец.

До последних времен многие исследователи предполагали, что Копье-Гегард на самом деле – верхушка древка воинского знамени. Тем более что Вена, Ватикан и Краков также обладают так называемыми Копьями Судьбы, и все они до последнего времени претендовали на подлинность. Через многие руки прошло венское «Копье Судьбы»: Аттила, Юстиниан, Карл Великий, Генрих Наваррский, Фридрих Барбаросса, Гитлер…

Все они видели в реликвии ключ к неохватной власти. Не одного правителя погубила слепая вера в то, что запекшаяся на Копье кровь Распятого поможет завладеть миром. Когда Австрия стала частью Третьего рейха, Гитлер приказал доставить ему Копье из Венского музея истории искусств и до самого конца уповал на его мистическую силу. В последние дни войны он приказал отправить реликвию в Антарктиду на субмарине, но приказ выполнить не успели и скрыли Копье в Нюрнберге, где его обнаружили американцы и вернули в Вену.

Слухи о том, что подлинник американцы оставили у себя, а Австрии подсунули подделку, развеялись несколько лет назад: исследование Копья на основе новейших методов металловедения выявило, что венская реликвия действительно насчитывает не одно столетие, тем не менее выкована значительно позже эпохи Христа.

Ватиканскую и краковскую копии ждал после экспертизы аналогичный вердикт.

И тогда в поисках чуда вспомнили об Эчмиадзинском Копье и занялись исследованием его физико-химических особенностей. Самым важным заключением на основе исследований британских специалистов стало следующее: Эчмиадзинское Копье выковано до I в. н.э., т.е. до казни Христа! Правда, на нем имеется поздняя добавка из приклепанных к наконечнику двух металлических стержней, сшивающих диагональный разлом, но это не может упразднить дату выковки самого Копья.

Вера в его могущество была сильна во все времена. Копье-Гегард использовали для отведения войн, эпидемий и прочих бед. В 1798 г. грузинский царь Георгий ХII обратился к католикосу Гукасу I с просьбой прислать ему чудодейственное Копье, чтобы пресечь разразившуюся эпидемию чумы. Остановить беду удалось, а Георгий отказался возвращать святыню. В конце концов архиепископ Ованнес Акнеци и карабахский князь Абов попросту выкрали Копье и вернули его в Армению.

Именно после этого случая за архиепископом закрепилось прозвище Гегардакир – Копьеносец.
Сегодня под сводами Эчмиадзинского кафедрала люди по-прежнему молятся перед святыней, прося Всевышнего даровать через нее не власть и господство, но мир на земле и в душе. Потому что нельзя просить ненависти у Распятого за этот мир. Иначе Копье Лонгина обратится в дамоклов меч.

Читать также: Десница Григория Просветителя

Армен Меружанян


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Один комментарий

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.