Арамеи, евреи и армяне, Тайна происхождения – Александр Листенгорт

Считается так, что евреи произошли от Эвера через его потомка и близкого родственника Авраама. Но так ли это на самом деле?

Библия впервые упоминает о существовании евреев, когда называет Авраама евреем:
13. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы.
(Книга Бытие 14:13)

Тут Библия называет Авраама Евреем. Это хорошо известный факт – все евреи считают Авраама своим праотцом.

Приведем отрывок в Библии, который называет Авраама арамеем:

5. Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный…
(Книга Второзаконие 26:5)

Тут странствующим Амамеем назван праведный предок, который с немногими людьми отправился в Египет и там и поселился (Ханаан в те древние времена 4000 лет назад был частью или вассалом Египта). Интересная информация, не правда ли? А ведь это мы узнаем из уст самого Моисея пророка – это он призывал евреев называть своего еврейского праотца Авраама кочующим, странствующим арамеем.

Этот отрывок явно даёт повод выдвинуть новую теорию происхождения Иврим от арамейского народа – вероятно, евреи появились, как отдельный народ, лишь после того, как отделились от арамеев примерно во в начале 2 тысячелетеия до н.э.

После того, как странствующий арамей Авраам поселился с женой (и с некоторыми людьми из своего племени и множеством рабов и слуг – вероятно, многие из них были арамеями) в Ханаане и стал кочевать по землям Ханаана (тогда Египта), он решил выбрать Ханаан в качестве своей новой Родины. Казалось бы, что его сын Исаак должен был взять в жены хананеянку. Но нет. Даже и сын Авраама предпочел взять себе в жены только дочь арамея Лавана, то есть арамейку:

20. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
(Книга Бытие 25:20)

Что же говорит Библия о том, кем же были Лаван и Ревекка для Авраама? Этот отрывок из Библии открывает нам эту тайну о происхождении Ревекки:

15. Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее…

(Книга Бытие 24:15)

Ревекка была близкой родственницей Авраама, а именно дочерью его племянника Вафуила. Да, отцом Лавана и Ревекки является Вафуил, который является племянником Авраама, то есть сыном родного брата Авраама, Нахора.

Итак, сын арамея Авраама и, вероятно, арамейки Сарры, Исаак, берет себе в жены арамейку Ревекку и у них рождаются два сына арамея: Исав и Иаков (Израиль). Кого же берет в жены этот арамей Иаков (Израиль)? Он тоже берет себе в жены аж двух арамеек:
5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава. (Книга Бытие 28:5)

Итак, арамей Исаак настоял на том, чтобы и его сын, тоже арамей, Иаков (Израиль), взял себе в жены дочь арамея Лавана, брата его матери, и тоже арамейку. Исаак прибыл в дальние края к своему дяде Лавану арамею и пожил там несколько лет, женившись сразу на двух дочерях своего дяди по матери по имени Лаван.

Все мы помним, что его дочерей звали Лия и Рахиль. Эти две жены Иакова и их арамейские служанки (стали наложницами Иакова) родили Иакову аж 12 сыновей. Так и появилось 12 колен Израиля – это первоначально 12 арамейских колен. Надо отметить, что 12 сыновей Иакова, будучи армеями и евреями одновременно, начали активно перемешиваться с хананеями, так как брали себе в жены именно хананеек.

До переселения евреев-арамеев из Ханаана непосредственно в Египет они ещё были в генетическом плане обычными чистокровными арамеями, чьи дети уже были лишь частично арамеями (так как жены некоторых из 12 сыновей Иакова были, вероятно, уже и хананейками или даже египтянками).

Что было в Египте и перемешивались ли евреи-арамеи с египтянами и прочими народами Египта? Об этом можно лишь догадываться и предполагать. Можно предположить, что без смешанных браков дело точно не обошлось, так как за 400 лет совместного проживания всех этих людей в Египте это, скорее всего, могло быть именно так.

Однако, такое было очень редко. К тому же, в Египте в той области, где жили евреи, в том период истории Египта жило ещё и множество гиксосов. Надо отметить, что гиксосы в Египте правили более 150 или 200 лет и у них были свои египетские династии. 

Когда 12 Колен Израиля переехало из Ханаана в Египет, в Египте господствовали гиксосы, а фараоном был именно гиксос. Поэтому один из сыновей Иакова, Йосеф так легко стал визирем при гиксосском фараоне. Ведь евреи тогда были скотоводами и кочевниками. Стал бы египтянин фараон доверять инородцу и кочевнику всё огромное хозяйство и всю власть Египта? А гиксос фараон легко мог бы еврею доверить такую должность, так как гиксосам нужны были союзники для упрочения своей власти над египтянами.

Так почему же Авраам назван Библией в одном случае арамеев, а в другом случае Иврим?
Возможно, Иврим (Евреи) – это первоначально не название народа или национальности, а название, указывающее на принадлежность людей к новой вере?

Авраам, будучи сыном весьма знатного вождя одного из арамейских племен земли Халдея (в районе города Ур), отделился с частью своих одноплеменников от общей массы арамеев того региона, и затем отправился в Ханаан во главе со своим престарелым отцом и любимым племянником Лотом (тоже арамеем).

Вскоре его отец умирает и Авраам становится вождем этого небольшого, но богатого племени. Но в его планы не входило допустить ассимиляцию этого племени (или хотя бы своих прямых потомков) различными народами Ханаана. Поэтому он, вероятно, дает строгий наказ своему сыну Исааку: ты, твои сыновья и внуки должны непременно брать в жены только знатных арамеек из семьи моего родственника в Уре Халдейском.

Нижеуказанный отрывок из той же Библии явно доказывает нам, что вместе с Авраамом из Ура ушел не только Лот с семьей его, а ещё и сотни человек из его же арамейского племени – тут они названы рабами Авраама, но имеются в виду просто подчиненные Аврааму обычные его соплеменники:

14. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана… (Книга Бытие 14:14)

Итак, четко говорится, что Авраам собрал почти что целую армию из тех же людей, которые родились у него на Родине (в Уре).

Если при Аврааме в Ханаане жило вместе с ним 318 не старых мужчин, способных держать в руках оружие, то всего из Ура вышло около тысячи арамеев и огромные стада их животных.
Даже и без Лота (и людей с ним) уже получается очень много евреев.

Через 100-150 лет, еще до переселения в Египет, их стало, вероятно, уже примерно 2500-3000 человек во главе с 12 сыновьями Иакова вместе с их семьями. Можно смело сделать вывод, что до переселения в Египет евреев было примерно 3000 человек, но знатными из них считались 12 семей, которые и возглавляли их – каждое колено состояло из нескольких знатных лидеров, которые объединяли вокруг себя примерно 200-250 человек.

В Ханаане они были большой силой и очень богатым народом. Думаю, в Египет они прибыли для того, чтобы ещё более обогатиться, то есть для умножения своих богатств. Почему они были уверены, что им там легко удастся обогатиться ещё более?

Они знали, что в Египте на тот момент главным народом был народ гиксосов (тех же арамеев), а их брат Йосеф был у власти в Египте и обладал огромными полномочиями при фараоне, который тоже был гиксосом (арамеем). Евреи пришли в Египет по приглашению тех, кто правил Египтом, этой богатейшей страной.

Вероятно, евреи за 430 лет перемешивались с гиксосами (и очень отчасти и с египтянами тоже) и стали одним народом. В последние десятилетия их пребывания в Египте благопрятные времена закончились и у власти находились фараоны, которые очень плохо относились к гиксосам.

Поэтому их всех вместе вывел из Египта Моисей. И при Исходе их было примерно миллион или полтора миллиона. Это очень много по тем временам.

Итак, ещё 3800-3600 (или даже 3400) лет назад еврей – это было то же самое, что и арамей. Это был один народ. 

Для чего же называть некоторых арамеев евреями (Иврим)? Иври – это на Иврите обозначает перешедший на другую сторону (реки). Кто-то почему-то считает, что из-за того, что они переселились в Ханаан – перешли через Иордан. Но это связано не с тем, что они перешли на другую сторону реки – это связано с тем, что они перешли в другую веру – обратились от язычества к монотеизму. Перешедшие на другую сторону реки – это образное указание на поменявших старую веру на новую. В этом всё дело. Поэтому они и отделились от остальных арамеев. Один народ разделила вера. 

При Аврааме, Исааке и Иакове эти две части одного народа, хоть и были разделены, но продолжали контакты между собой и даже дружили между собой. Евреи не хотели перемешиваться с прочими язычниками, но предпочитали находить себе жен среди арамейского народа. Однако ещё и при сыновьях Иакова по неведомой причине эти две части одного народа прекратили всякие контакты между собой – так сложилась Судьба.

И это привело к тому, что уже 3000 лет назад вместо одного единого народа арамеев точно существовали два разных, но родственных и близких народа: арамеи-язычники и Иврим-монотеисты. Они говорили почти на одном языке, который со временем у Иврим стал еврейским диалектом арамейского, а 3000 лет назад уже превратился в отдельный, хоть и похожий на арамейский, язык Иврит.

Кстати, у армянского народа с самых древних времен всегда было очень популярно имя Арам. И это нельзя ничем иным объяснить, кроме того, что на образование армянского народа очень сильно повлиял арамейский народ. Армянский народ начал образовываться после крушения государство Урарту с 6 века до н.э. и окончательно образовался уже примерно к 2 веку до н.э. B процессе образования армянского этноса приняли участие не только индо-европейские народы, но ещё и арамеи, которые приняли самое активное участие в этом процессе.

Более того, и Иврим, тоже влияли на этот процесс. Начиная со времени первого насильственного переселения евреев в земли современной Армении вавилонским царем победоносным Навуходоносром, еврейские общины были и в столице, и во всех больших городах. Удивительно, но элита армянского народа до 5 века н.э. в совершенстве владела арамейским языком, который использовала, вероятно, в качестве государственного языка и в качестве письменного языка.

Армянской письменности, как таковой, до 5 века до н.э. вообще не существовало – армяне, которые не очень хорошо знали арамейский язык, но были немного образованы, использовали арамейский алфавит для написания армянских слов. Вероятно, арамеи: евреи и армяне – это родственные народы – их предками был один арамейский народ. Арамейский язык – это язык, на котором говорил еврей Йешуа Машиах и Апостолы.

Это язык израильтян и армян 2000 лет назад. Хорошо известно, что царь Великой Армении Тигран, покорив Сирию и Иудею, примерно за 60 лет до рождения Мессии переселил часть Иудеев (десятки тысяч евреев) из Иудеи в Армению. Думаю, это было не случайно – Тигран делал это потому, что знал точно – Иудеи являются близким и родственным народом для армян. Хорошо известно, что к 4 веку н.э. в Армении жло очень много евреев (в некоторых городах евреев даже было больше, чем армян).

И на основе этих источников можно сделать следующие умозаключения:

– в первое тысячелетие до нашей эры евреи дважды массово переселялись в Армению. Первый раз – по приказу вавилонского царя (около 6 000 человек), второй раз – по приглашению армянского царя Тиграна Великого (около 10 000);

– согласно как Хоренаци, так и Устной Торе, армянский и еврейский народы имеют общих предков: чтобы в этом убедиться, следует проследить родословную от Сима (на иврите – Шема), сына Ноя, а затем – одного из его сыновей, Арама. Здесь же можно упомянуть об общих генах, которые учёные нашли у персидских евреев, евреев-ашкеназов, эфиопов и армян. И здесь же – сказать о генетически обусловленной, так называемой «периодической» болезни, встречающейся исключительно у евреев, арабов и армян. Некоторые, самые смелые считают армян одним из 10-и потерянных колен Израилевых;

– исследованию вышеупомянутых источников можно посвятить отдельную книгу, но теперь о моём любимом: о языках. Армянский язык считается языком индоевропейской семьи. Но было найдено несколько тысяч слов, которые не имеют никаких связей с его индоевропейскими «собратьями». Есть слова, абсолютно схожие по звучанию и максимально близкие по значению в современном литературном армянском и современном иврите.

Приведу несколько самых интересных примеров: «ор» (օր, אור) – «свет» в иврите и «день» в армянском. Магазин, «ханут» (խանութ, חנות). «Бем» и «Бима» (բեմ, בימה) – «сцена» и возвышение в синагоге для чтения свитка Торы. «Камац» (קמץ) – «щепотка» на иврите и «тихо» на армянском; «рынок» – «шук» и «шука» (շուկա, שוק), лилия – «шушан» (շուշան , שושן), армянское церковное песнопение «шаракан» (Շարական) и ивритское «песня» – «шира» (שירה). А название «Арарат»?

По-еврейски гора – «Ар» (הר). Всё это – результат проникновения древнейшего, арамейского языка в древнеармянский и древнееврейский и его, арамейского, чудесное воплощение в современных армянском и иврите. Есть в обоих языках также корни другого древнейшего языка – санскрита. Но о языках, как и об истории, можно рассуждать долго.

С религиозной точки зрения, армяне и евреи, вроде бы, должны отличаться. Но тот факт, что армяне первыми в мире приняли христианство на государственном уровне и сумели донести то, первоначальное христианство, до наших дней, и что евреи испокон веков жили в удивительной гармонии и понимании с армянами на их земле, может говорить только о том, что и направленность веры, и понимание Бога у армян и евреев могут иметь общие точки соприкосновения.

Особенностью армянского христианства, на мой взгляд, является устремлённость человеческих сердец к Всевышнему, без «посторонних», отвлекающих человека от его божественной цели вещей. Эти принципы воплощает в себе сама армянская церковь: предельно простая, довольно просторная, где царствуют покой и тишина, где человек попадает на «аудиенцию» с Богом.

Александр Листенгорт evangelie.eu

Gayane Karapetyan Հայաստան Armenia Армения

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top