Опубликовано: 4 Апрель, 2017 в 0:38

Город Муш — Армения

Город Муш - АрменияМуш — Մուշ — город в Западной Армении, бывший центр гавара Тарон ашхара Туруберан, ныне — в Турции. Муш находится к западу от озера Ван в южной части Мушской долины, на северных склонах Армянского Тавра, у основания невысоких гор Кордук (Կորդուք) и Циранакатар (Ծիրանակատար), на наклонном склоне.

Город расположен на реке Меграгет (Մեղրագետ) — левом притоке Арацани, в 20—25 км от устья. Река делит город на две части.

Особо в окрестном пейзаже выделяется гора Немрут — одна из красивейших гор Армянского нагорья в целом и Мушской долины в частности.

По мнению Т. Акопяна, название «Муш» восходит к глубокой древности, наиболее вероятна связь топонима с поселившимися во второй половине II тысячелетия до н. э. на окраинах Армянского нагорья племенами мушков (мосхов, мосохов), с которыми также связывается название одного из ашхаров Великой Армении —Мокка.

Кроме того, существует большое количество других версий происхождения названия города. Одна из них связывает название Муш с армянским словом «машвел» (մաշվել, дословно — изнашиваться) в значении «становитья малолюдным», указывая на многочисленные кровопролитные события, имевшие место в истории города.

Другая народная версия гласит, что название города произошло от имени Мушега Мамиконяна. Одна из самых старых версий гласит, что название города и долины произошло от армянского слова «մշոիշ» (мшуш) — туман. Название связано с тем, что Мушская долина по утрам обычно покрыта туманом.

Существует также легенда, описывающая происхождение самого тумана, согласно которой богиня любви Астхик имела привычку по вечерам спускаться с горы Гргур и, чтобы скрыть свою наготу во время купания в реке Арацани от приходящих к ней с разных концов света в поисках любви юношей, опускала туман

Поскольку топоним Муш был известен задолго до появления в этих местах турок (XI—XII вв.), по крайней мере, со времён Аршакуни, версии озвученные турецкими представителями неправдоподобны и попросту лживы.

История Муша уходит в глубокую древность. Здесь были найдены клинописи Ванского (Араратского) царя Менуа (810—778 годы до н.э.). В окрестностях города есть следы циклопических крепостей. Как крепость, поселок Муш упоминался, а с IX-X веков армянские историки упоминают Муш исключительно как город.

Муш находился в крупнейшем гаваре Тарон провинции Туруберан Великой Армении. В начале 360-х гг., неподалеку от города Муш, родился создатель армянского алфавита Месроп Маштоц. До IV века Муш принадлежал дому Слкуни, затем был передан вместе с большей частью восточного Тарона ветви рода Мамиконянов, занимавших наследный титул спарапета.

После восстания против арабских захватчиков в последней четверти VIII века, Муш вместе со всем Тароном переходит к дому Багратуни. В XI веке, по всей вероятности, Тарон опять переходит к Мамиконянам, образуя вместе с Хуйтом (Хутом) и частью Сасуна образует собственное государство. Считается, что Муш был его столицей.

Особое место в истории Муша занимает народно-освободительная война 849—855 годов. В 851 году с целью подавления восстания в Армению вторглась арабская армия под командованием Юсуфа.

В городе Хлат арабы пленили князя Баграта Багратуни, затем продвинулись на запад и разместились для зимовки на Мушской долине, чтобы весной выступить против восставших сасунцев и хутинцев.

В конце зимы 851—852 годов восставшие во главе с хутинцем Овяаном и сыновьями плененного Баграта Багратуни — Ашотом и Давидом, неожиданно напали на рассеявшуюся по равнине армию Юсуфа и наголову разбили ее.

Сам Юсуф, укрылся под куполом церкви Сурб Пркич, где был убит восставшими. Эта битва стала одним из центральных сюжетов народного эпоса «Сасунци Давид». Победа в битве дала возможность армянам подготовиться к последующим кровопролитным сражениям.

Арабский автор начала XIII века Якут аль-Хамави упоминает Муш как «маленький город в области Хлата в армянских землях».

Другой арабский автор того же века в своей работе «Чудеса мира» говорил о городе: «..укрепленный город в Армении, цитадель [его] возведена из камня. Место это — труднодоступное, сельская округа находится на твердых камнях».

В результате Османского владычества (с первой половины XVI в.), проникновения кочевых курдских племен, национального и религиозного гнета и жестокого насилия значительная часть армянского населения вынуждено эмигрировала. В конце XVIII — начале XIX веков многие армянские сёла Мушского уезда опустели.

После русско-турецкой войны 1828—1829 годов значительное число армян переселилось в Восточную Армению, Алашкерт, Каракилису (совр. Ванадзор) и так далее. С 1830-х годов в оставленных армянами сёлах турецкое правительство стало поселять курдов, в результате чего национальный состав претерпел существенные изменения.

По причине отсутствия работы и средств к существованию, Муш покидают тысячи человек. Только в 1877 году из Мушского уезда выехало 17 000 эмигрантов, а из самого города за один из месяцев 1887 года уехало 600 человек. Они переселялись в Константинополь, Россию, страны Европы и Америки.

Тем не менее, в конце XIX — начале XX вв. уезд оставалась одной из наиболее густонаселенных армянами административных единиц. Армянское население составляло 60—65 % (86—100 тыс. человек).

Мушский уезд, с центром в городе Муш, являлся одним из густонаселенных армянских районов Западной Армении. В начале XX века имела в своем составе свыше 200 населённых пунктов. Накануне первой мировой войны в Муше проживало 12 450 армян, которые занимались в основном ремеслами и торговлей.

Действовали 5 армянских церквей и 7 школ, из которых 5 — при церквях, одна — школа для девочек, основанная по завещанию Овсепа Измирянца в 1884 году, а последняя —гимназия (Միացյալ ընկերության վարժարան).

Кроме того, в городе имелись два сиротских приюта, содержавшиеся на средства Церкви, большая часть населенных пунктов ещё сохраняла свои исторические наименования, имелись руины армянских церквей, кладбища.

Город был окружён множеством древностей и исторических памятников. В восточной части города находилась крепость, часто упоминавшаяся в V—X веках, в том числе Зенобом Глаком, Товмой Арцруни и Асогиком. Крепость была построена из камня, защищена стенами с башнями.

До начала XX века крепость была цела, в ней располагался турецкий гарнизон и военные склады. Крепость с окрестностями образовывали особый городской район, который турки называли Гурт Махлесси — «Район Волка». Согласно преданию, первая крепость здесь была построена во времена Вагана Мамиконяна, прозванного Гайл-Ваганом (Волк-Ваган).

К западу от города находились также крепость Мушега (Մուշեղյան բերդ, «ձմեռանոց»), на юге — одноименная крепость («ամառանոց»). На востоке от города находились руины крепости Астхаберд ( Աստղաբերդ), на юге — руины крепости Охеберд (Հողեբերդիկ).

Согласно полулегендарной версии, в месте, называемом Арнгуб (Արնգուբ), был убит Гайл-Ваган. В окрестностях города есть следы циклопической крепости.

В разное время в Муше упоминались 7 церквей: Сурб Киракос, Сурб Саргис, Сурб Пркич, Сурб Аветараноц, Сурб Степанос, Сурб Марине и Сурб Арутюн. Пять из семи церквей были целы к концу XIX — началу ХХ века.

Главной и одновременно самой роскошной церковью города считалась Сурб Марине, а самой старой церковью являлся Сурб Пркич, упоминавшийся в связи с событиями 851—852 годов.

В городе были также две мечети с довольно высокими минаретами; одна из них была переделана из церкви. В окрестностях города располагались монастыри Аракелоц (Святых Апостолов, также Таргманчац), Сурб Карапет, Сурб Ованес.

В средние века Муш был одним из центров письменности Армении. В XIII—XV веках здесь были написаны или переписаны многие труды, некоторые из которых сохранились: Евангелие, Чашоц (отрывки из библии, читаемые во время обедни), Тонакан, Новый Завет и др.

В культурном плане наиболее примечателен написанный в 1204 году Варданом Карнеци иллюстрированный «Тонакан», являющийся одним из выдающихся памятников армянской письменности и миниатюры.

Эта книга долгое время хранилась в одном из культурных центров Муша — монастыре Мшо Аракелоц (Сурб Газар), а сейчас находится в Матенадаране и известна как самая большая армянская рукопись.

Для культурной жизни Муша существенное значение имела выходившая в 1863—1865 годах под редакцией Г. Срвандзтяна газета-двухнедельник «Лратар Арцвик Тароно» (Լրատար արծվիկ Տարօնոյ).

Муш — родина многих известных общественных и культурных деятелей, учёных. В частности, здесь родились Арменак Шахмурадян (1878—1939), известный как «Соловей Тарона.

Погромы армянского населения начались в марте 1915 года и уже в июне-июле приобрели массовый характер, то есть — Геноцид. Все армянские сёла были разорены, их население вырезано. В некоторых местах (Муш, Канасар, Сурб Карапет, Шамб, отдельные села) армяне прибегли к стихийной самообороне, но потерпели неудачу из-за численного превосходства турецкой армии и малого количества боеприпасов.

По данным Мушской епархии, из всего армянского населения 109 сёл спаслись и нашли прибежище в Восточной Армении едва 1500 человек. Варварски были уничтожены многочисленные памятники истории и культуры, в том числе: монастыри Аракелоц (Таргманчац), Св. Карапета, Св. Ованеса со своими богатыми хранилищами манускриптов.

Избежавшим гибели армянским крестьянам удалось спасти Евангелие Св. Карапета, Мушский гомилиарий, резную дверь монастыря Аракелоц и т. д.

Массовая резня началась в городе 10 июля. Окруженные со всех сторон регулярными частями турецкой армии, армяне Муша прибегли к самообороне, но из-за численного превосходства турков и нехватки боеприпасов, потерпели поражение и были почти полностью истреблены. От 400 до 700 человек сумели перейти в Сасун, где, однако, понесли новые потери. Избежавшие гибели 125 мушцев впоследствии нашли прибежище в Восточной Армении.

Некоторые группы мушцев в 1917—18 и 1927 годах обосновались в сёлах Геташен (Октемберянский район), Октемберян, Хнаберд (Арагацский район) и других.

Историко-архитектурный и религиозный комплекс на горе Немрут, Мушская долина
Монастырь Святых Апостолов — так он выглядел в конце XIX века
Монастырь Сурб Карапет с юго-восточной стороны, 4-18вв. — так он выглядел в конце XIX века, а так в начале XXI (фото справа)
Монастырь Сурб Карапет с юго-восточной стороны, 4-18вв. — так он выглядел в конце XIX века,
Начало XX века — конец XX века
Сурб Аракелоц Ванк- так он выглядел в конце XIX века
Сурб Аракелоц Ванк, 4-15вв. — так он выглядел в конце XIX века, а так в начале XXI (фото справа)

Автор: Александр Бакулин


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.