Опубликовано: 11 октября, 2021 в 18:36

Монастырь Варагаванк — Древняя обитель Армянской Апостольской Церкви

Нор-Варагаванк/Новая Варага/ находится в исторической древнеармянской провинции Васпуракан. Обитель стоит в обл. Рштуник, в 2-х км к юго-западу от деревни Варагаван Тавушского марза (Зап. Армения; соврем. турция). Она была хорошо известна многочисленным паломникам Армении, Византии, Сирии и др. чудесным обретением Святого Креста.

Сам «монастырь Новая Варага» назван в честь монастыря Старая Варага, он основан отшельниками, жившими на горе Вараг (Васпуракан/653 г.). Они обрели частицы Святого Креста, которые, по преданию, схоронила в пещере горы Св. Рипсимэ.

Во время их обретения в небе возникли 12 световых колонн, туда приехал католикос Нерсес III «Строитель» («Шиног»-древ.арм./641-662 гг.) со священством Св. ААЦ и паломниками. Нерсес III и спарапет князь Вард Рштуни, на месте явления возвели храм во имя «Св. Знамения» («Сурб Ншан»-древ.арм.). В честь обретения святыни Нерсес III сочинил церковное песнопение («шаракан»-древ.арм.). В 946 г. Католикосом всех армян избрали игумена Вараги (Анания I Мокаци/Мокский).

Процветанию Вараги способствовало покровительство царя. Этот факт подтверждает источник — знаменитое «Евангелие царицы Млке» (IX в.).Эту рукопись подарила монастырю сама царица Млке (супруга Гагика Арцруни), см. P.S. рукописи 922 г. («ишатакаран»-древ.арм./»колофон»-древ.греч.). Самые 1-ые P.S. избрели ещё до Р.Х., они были в клинописях царства Сен-ААР/Шумер/.

«Из Варагаванка происходят десятки рукописей, в т. ч. иллюминированное Евангелие 1293 г. писца Вардана, «Книга скорбных песнопений» арм. поэта, богослова и гимнографа X в. Григора Нарекаци, писца Степаноса (Матен-н., 1369 г.) и др. После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим/Ованнес Арцруний перевез Св. Крест из Вараги в Себастию (Севастия/»Анатолия»-древ.греч./совр. Сивас, турция).

А царица Васпуракана Хушуш (дочь царя Ани Гагика Багратуни и жена царя Сенекерима/981 г.). Ныне эта полуразрушенная святыня — древнейшее из сохранившихся сооружений. Их сын Атом основал там монастырь Сурб Ншан. Царь Сенекерим умер в 1025 г., его тело перенесено и похоронено в Вараге, в родовой усыпальнице Арцрунидов, туда же перевезли и святыню.

Позднее был построен 3-хапсидный храм Анапат («Вознесенская Пустынь»/»Անապատ եկեղեցի»-древ.арм.). Его построил известный меценат того времени, князь Давид Багратуни (ветвь династии Багратидов — Кюрикид; 1193-1198 гг.). У его парадного входа 2 уникальных хачкара. С севера есть родовая усыпальница (1193 г.); с юга — малая часовня (к. ХII в.), с запада — притвор. При нападении войска султана Хорасана Джелал-ад-дина, настоятель монастыря Варагаванк отец Гукас, взяв с собой «Святой Крест», уехал в этот монастырь (в Нор-Берд/владения Кюрикидов/1237 г.). Далее Гукас и переименовал монастырь Анапат в Нор-Варагаванк

В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (Католикос Мкртич I Ванеци/Ванский/1892-1907 гг.). Мкртич I смог добиться для монастыря Вараги прямого подчинения Константинопольскому патриарху. Это помогло ему основать школу по европейскому образцу обучения с блестящим штатом педагогов. В их числе был и известный арм. писатель Раффи (1835-1888 гг.). А также сельхоз. училище с новыми землями для учебной практики и преподавателями из Европы (1880 г.) и типографию.

Тогда же при монастыре вышла и 1-ая газета на арм. языке — «Орел Васпуракана» («Арцив Васпуракани»/»Արծիվ Վասպուրականի»-древ.арм.) . Но это не мешало туркам и курдам грабить монастырь. После прихода к власти ден мё Мустафы Кямаля (т. н. «ата-тюрк») в апогей геноцида христиан турции монастырь Св. ААЦ подвергся враварскому нападению. Монастырский матенадаран был сожжён, всё имущество разграблено, монахи зверски убиты, в живых остался чудом спасшийся старик-сторож. Он-то и рассказал о тех зверствах др. очевидцам геноцида русскому писателю-поэту С.Городецкому и его другу Артавазду Туманяну (сын поэта Ованеса Туманяна).

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) Кюрикиды — правители царства Кюрикидов , вассалы династии арм. Багратидов (сев.-вост. часть Армении/вр. правл. 978-1118 гг.). Основатель Гурген Кюрике/вр. правл. 978-989 гг.). Расцвет при Давиде «Безземельном (989-1048 гг.) и Кюрике II (1048-89 гг.). Крупные культурные центры монастыри Св. ААЦ Ахпат и Санаин. Кюрике II столица Лори/Лоре/ (с 1064 г); при нашествии сельджуков — их вассал. При присоединения Лори к Грузии Кюрикиды утвердились в цитаделях Тавуш и Мацна-берд (1118 г.). Формально имели титул царей до н. XIII в. «БСЭ».

ИСТОЧНИКИ:

Городецкий С. «Об Армении и арм. культуре». Кулебякин А. «Двери Мгера. Отзвуки Вана». «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»//Варагаванк, РПЦ, учрежд. птр. Кирилл. Тер-Аветисян С. «Билютень КИАИ в Тифлисе» № 8 /»Варага и его надписи»/ Изд-во АН СССР; Лен., 1931. Аракел Даврижеци А. «Книга историй»/ под ред. Л. А. Ханларян, Ерев.,1990. Арцруни Т. и аноним «История дома Арцруниев», Ерев., 1999 (на арм. яз.). Лалаян Е. «Васпуракан: знаменитые мон-ри», Тифл., 1912 (на арм. яз.); Ormanian M. «The church of Armenia: Her history, doctrine, rule, discipline, liturgy, literature, and existing condition», L., 1912. Он же «Обрядовый словарь», Ерев., 1992 (на арм. языке); Thierry J. M. «Monuments arméniens du Vaspurakan», P., 1989; Манукян А. «Праздники Арм. Церкви», Тегер., 1996 (на арм. яз.); Казарян А. «Праздники Креста» // Христианская Армения: энцикл., Ерев., 2002, с. 429-430 (на арм. яз.); Асратян М. Варагаванк // там же, с.961-963 (на арм. яз.).




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.