Опубликовано: 17 марта, 2017 в 1:55

Российские СМИ на французской орбите

Российские СМИ на французской орбитеНезадолго до выборов во Франции президент Франсуа Олланд признал, что Россия пытается повлиять на французское общественное мнение. Фаворит предвыборной гонки Эмманюэль Макрон и вовсе обвинил российские СМИ RT и Sputnik в распространении дезинформации.

RFI выяснило, почему еще год назад эти кремлевские СМИ сделали Марин Ле Пен «виртуальным президентом», как RT для запуска французской версии ищет новых сотрудников и скрывает местонахождение своей парижской студии.

Во Франции «идет гражданская война»?

«Я приветствую обещание России не вмешиваться в наши выборы. Но пусть тогда Кремль попросит российские СМИ не распространять лживые слухи», — сказал кандидат в президенты, центрист Эмманюэль Макрон во время недавнего визита в Алжир.

Франкоязычные сайты Sputnik и RT оказались единственными во Франции, кто со ссылкой на российскую газету «Известия» сообщил об имеющихся у основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа материалах, компрометирующих Макрона.

Эти материалы до сих пор не обнародованы. Позднее Sputnik опубликовал интервью французского депутата Николя Дюика от правой партии «Республиканцы», в котором он назвал Макрона «агентом американских банков» и «ставленником богатого гей-лобби».

Команда 39-летнего Макрона обвинила кремлевские СМИ в нагнетании обстановки. «Два российских СМИ наводняют социальные сети информацией о якобы идущей во Франции гражданской войне. Я хотел бы их действия осудить», — заявил в эфире RFI Сильван Маяр, представитель кандидата в президенты Эмманюэля Макрона.

RT и Sputnik и в самом деле особенно пристально следят за беспорядками в ходе массовых акций во Франции. Так было во время протестов против спорной реформы трудового кодекса, а также манифестаций в поддержку молодого Тео, ставшего жертвой полицейского насилия.

Большинство тем, вызывающих 
бурную полемику во французском обществе, на этих сайтах подаются под шокирующими заголовками: «Франция подверглась содомии» (Sputnik об однополых браках), «Сексуальное насилие в Европе: новая новогодняя
 традиция?» (Sputnik о массовых нападениях на женщин в новогоднюю ночь в Германии), «Президентская гонка во Франции: „геноцид” политических элит?» (Sputnik о предстоящих выборах).

«Как только во Франции какие-либо политики выражают близкую к Кремлю позицию (отмена санкций, критика НАТО и т.д.), их высказывания сразу же попадают на сайты RT и Sputnik», — делится своими наблюдениями исследователь публичной дипломатии в университете Нантера Максим Одине.

После просмотра российских новостей из Франции может сложиться впечатление, что в этой стране — все плохо. Статьи RT и Sputnik на разных языках попадают на стол французских и иностранных финансистов и порой «вводят их в заблуждение относительно реальной ситуации во Франции», говорит консультант и специалист по экономической политике Мика Меред.

«Эти СМИ пытаются воспользоваться сомнениями инвесторов, чтобы, нагнетая обстановку, создать более негативный инвестиционный 
климат во Франции», — говорит эксперт. Если говорить о политике, иностранные
 инвесторы опасаются прихода к власти Марин Ле Пен.

В феврале прошлого года Sputnik опубликовал результаты соцопросов под заголовком «Марин Ле Пен – виртуальный президент». Судя по количеству статей, лидер «Нацфронта» для российских СМИ — ведущий политик Франции.

Сторонники Ле Пен и любители конспирологии

Любовь Марин Ле Пен и российских СМИ взаимна.
 Французские сайты крайне правого толка активно распространяют 
публикации RT и Sputnik. Растет число поклонников кремлевских сайтов и среди любителей «теорий заговора».

Они же нередко становятся и гостями российских СМИ. Так в 
январе 2015 года в немецкой версии RT Кристоф Хорстел, представленный 
как «влиятельный в Германии журналист», заявил, что французские власти
 сами устроили теракт против Charlie Hebdo с целью отвлечь внимание 
общества.

«Мы долгое время не придавали этому особого значения и считали, что подобный дискурс маргинален, но теперь он становится масштабным явлением, — объясняет Мари Пельтье, автор книги «Эпоха теорий заговора».

– RT и Sputnik стали своего рода поставщиками контента для конспирологических сайтов. Во всей этой аморфной массе они играют структурирующую роль.

Я считают, что эти кремлевские СМИ работают рука об руку с крайне правыми, но есть ли структурная связь между ними, я сказать не могу».

То, что Марин Ле Пен часто ездила в Москву и получила от Первого чешско-российского банка 9 миллионов евро на свою предвыборную кампанию, никто в Нацфронте не скрывает. Но кремлевские СМИ отвергают всякие обвинения в оказании информационной поддержки крайне правым.

«У нас работают люди как крайне правых, так и крайне левых взглядов. Во Франции не хватает плюрализма. Мы здесь для того, чтобы давать альтернативную информацию», — говорит в интервью France 24 Иван Эльхер, представитель Sputnik France.

Подготовка к пуску

Еще до запуска в 2014 году на орбиту радиостанции Sputnik российские СМИ  распространяли «альтернативную информацию» не без помощи крайне правых. Вещавшее на тридцати языках радио «Голос России», предшественник Sputnik, в 2012 году выступило партнером французского веб-канала Pro Russia TV. В качестве логотипа телеканал выбрал символику партии «Единая Россия».

Финансирование канала — тоже кремлевское.
 Получить деньги Pro Russia TV удалось при посредничестве российского 
посла во Франции Александра Орлова.

«Мы подписали контракт с государственными 
СМИ, в том числе с агентством
ИТАР-ТАСС. Нам выделили 450 000 евро на 
два года», — заявил директор Pro Russia TV Жиль Арно журналу l’Obs.

Журналисты веб-канала Александр Айруле (Alexandre Ayroulet) и Сильви Колле (Sylvie Collet) являются членами Нацфронта.

Директор Жиль Арно — также бывший местный депутат крайне правой партии в Нормандии. Именно он учредил ассоциацию EDH
 Communication и агентство L’Agence2Presse, которые в партнерстве с «Голосом России» обеспечивали работу Pro Russia TV.

С момента запуска телеканал регулярно предоставлял площадку 
крайне правым. Директор Жиль Арно заявил журналу l’Obs, что 
проблем с надзорными структурами не возникало: «Серверы наши находятся в России».

Просуществовал этот телеканал два года — до появления Sputnik, интернет-сайта и радиостанции, вещающей в парижском регионе под лозунгом «Мы говорим то, о чем другие молчат».

На Facebook-странице Sputnik, у которой более 700 000 подписчиков, можно увидеть как хвалебные отзывы пользователей о том, что сайт «разоблачает ложь западных СМИ», так и обвинения в нарушении профессиональной этики.

Говорить или запрещать

«Чтобы не оставлять эту площадку только сторонникам крайне правых и псевдоэкспертам», специалист по экономической политике Мика Меред несколько раз решался дать интервью Sputnik. Опыт общения был не всегда положительным.

«Был случай, когда редакция Sputnik в Москве взяла отрывки из длинного телефонного интервью. Моим словам придали смысл, который не соответствовал тому, что я на самом деле сказал», — приводит один из примеров Мика Меред.

За рубежом российские иновещательные СМИ уже получили предупреждения от надзорных структур за нарушение требований достоверности и беспристрастности при передаче информации.

Британский медиарегулятор Ofcom уже более десяти раз предупредил телеканал RT, в частности, об «однобоком освещении украинского конфликта». Но пока дело до штрафа и отзыва лицензии на вещание в Великобритании не дошло.

Во Франции телеканал RT уже получил от Высшего аудиовизуального совета CSA лицензию на вещание. Подготовка идет полным ходом. Деньги из государственной казны России в размере 17,8 миллионов евро уже выделены.

Запуск телеканала запланирован на конец 2017 года. (Общий бюджет RT составляет 274,1 миллиона евро). Местонахождение студии держится в секрете. На запрос France 24 об интервью и съемке в парижской студии телеканал ответил отказом. Согласились говорить только в Москве.

Набором сотрудников для французской RT занимается компания Talent Linkr, которая предупреждает кандидатов о «непростой работе». «Особенность заключается в самой природе этого СМИ, которое является предметом полемики и будет оставаться таковым в ближайшем будущем.

Нам требуется человек, который  устойчив к стрессу и готов работать в соответствии с редакционной политикой, которая вызывает неоднозначные реакции в обществе», — цитирует сайт Buzzfeed объявление компании о найме.

«Я прочитала на их сайте статью в поддержку Трампа, еще одну — в поддержку крайне правых, видела также публикацию с элементами гомофобии. Меня это сразу же насторожило.

У меня это СМИ не вызвало доверия, поэтому я отказалась от работы из этических соображений», — объяснила в интервью France 24 журналистка Матильд (имя изменено), которая изначально заинтересовалась должностью заместителя главного редактора французского сайта RT.

В соглашении, которое в 2015 году подписали RT и французский надзорный орган CSA, среди прочего говорится, что журналисты «должны обеспечивать выражение различных точек зрения». По договору также предусмотрено создание внутренней комиссии по этике.

Следить за соблюдением правил в составе этой комиссии будут экономист Жак Сапир, пишущий колонки для Sputnik, секретарь Французской академии Элен Каррер д’Анкосс, которая считает «чушью» гипозету о «российском вмешательстве» в дела стран Запада, и правый депутат Тьери Мариани, который вместе с экс-руководителем Российских железных дорог Владимиром Якуниным сопредседательствует в организации «Франко-российский диалог».

Все члены комиссии по этике открыто занимают пророссийскую позицию. За лоббирование российских интересов газета Le Monde называет Тьери Мариани «голосом России». Но в рядах правых есть и другие политики, которые считают, что во Франции недооценивают угрозу, исходящую от кремлевских СМИ.

«Цель сегодняшней России — дестабилизовать западный мир. Нам необходимо четко ответить на вопрос, являются ли RT и Sputnik обыкновенными СМИ, которым французская Конституция обеспечивает свободу слова. Или же это инструменты влияния, занимающиеся дезинформацией?

В таком случае закон предусматривает ограничения (в Конституции есть статьи о клевете, разжигании ненависти и т.д.). Для меня очевидно то, что мы столкнулись с массовой дезинформацией,
 которая существовала в эпоху холодной войны», — говорит сенатор из партии «Республиканцы» Клод Малюре.

«Нарратив» реванша

В адрес российских СМИ все чаще звучат обвинения в дезинформации и пропаганде. И несмотря на это, их популярность на Западе растет.

Парадокса в этом нет, говорит историк Мари Пельтье, просто российский «нарратив реванша» появился в медиапространстве в момент потери доверия к политикам и традиционным СМИ.

Переломным моментом она называет 2003 год, когда американцы заявили о наличии химического оружия в Ираке и начали военную операцию, в ходе которой это оружие так и не нашли.

«Люди начали сомневаться в правдивости того, что им говорят. Произошел своего рода перелом, через эту брешь путинская медиасистема и прорвалась», — говорит Мари Пельтье.

В действительности эта медиасистема не имеет никакой политической окраски, ее главная задача — отражать и продвигать интересы России в мире, говорит эксперт Максим Одине.

«В Европе RT ретранслирует позицию 
крайне правых и суверенистов, в Латинской Америке испанская версия телеканала придерживается левых взглядов, идеологии „чавизма“.

На Ближнем Востоке арабский RT имеет репутацию 
пропалестинского телеканала, а в США RT на английском выступал против Клинтон, поддерживая как Берни Сендерса, так и Трампа», — объясняет исследователь Максим Одине.

По словам эксперта, очевидное отличие российских служб иностранного вещания от своих западных аналогов заключается в том, что у них нет нейтральных
 материалов. На объективность они не претендуют.

Глава агентства 
«Россия сегодня» (в которое входит Sputnik) Дмитрий Киселев сам заявил
 в одном из своих интервью, что «эпоха нейтральной журналистики закончилась, и настало время постмейнстрима».




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.