Опубликовано: 27 августа, 2020 в 20:28

У Басков даже судьба армянская

Артак Авдалян: кинорежиссер, автор многочисленных документальных фильмов, передач, видео репортажей.

— В 2010-ом году Вы сняли документальный фильм о сходстве армян и басков. Как возникла идея создания подобного фильма?

— До встречи с басковедом Ваганом Саргсяном я мало знал о басках. Помню, в юности смотрел одну из известных в советские годы передач «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, во время которой показали представителей одной из наций, одетых в одежду, подобную армянской национальной, танцы и музыка которых напоминали кочари. Я был очень удивлен.

И вот спустя много-много лет звонит мне мой очень хороший друг Давид Асликян (кто финансировал этот фильм) и говорит, что сидит с басковедом Ваганом Саргсяном, что есть идея снять фильм об общности армян и басков, и если меня это интересует, то я могу присоединиться к ним.

Конечно, мне это было очень интересно, тем более, что я уже снимал документальные фильмы об армянах, об армянской истории, о корнях моего народа. В итоге мы втроем поехали в Испанию, во Францию – в Страну басков, для того, чтобы на месте делать киносъемки. Ваган уже многократно бывал там, изучил многое, при финансовой поддержке Страны басков переводил книги с баскского на армянский и наоборот.

— Каковы были Ваши первые впечатления в Стране басков?

— Я побывал во многих странах мира, но таких чистых, таких цивилизованных людей еще не встречал. Даже в других районах Франции и Испании люди не были столь чисты, цивлизованы, горячи и добродушны, как там. Мы стали свидетелями большого праздника национальных песен и танцев.

Проводились и соревнования по демонстрации силы – катали огромные камни и бревна. Там были специальные люди, стоящие с корзинами для мусора, которые следили за чистотой. Однако они оставались без дела, поскольку никто не бросал мусор на землю.

Я даже видел, как дед показывал своему трехлетнему внуку место мусорной корзины, чтобы он пошел выбросить фантик от конфеты туда. Дед не взял фантик из рук внука, а показал на мусорную корзину…

На самом деле, внешне баски очень похожи на армян. Как сказал, я много путешествовал и всегда среди других народов на подсознательном уровне или иным способом (генетический зов, быть может) чувствовал, что идущий навстречу мне является армянином. А в Стране басков когда я говорил, что передо мной стоит армянин, мне говорили, что нет – он баск.

Они на самом деле похожи на армян – антропологией, выражением глаз, манерой говорить, своими движениями, походкой и т.д. Настолько являются армянами, что даже судьба у них армянская. Например, от мощной Великой Армении осталось 30 000 кв. км.

Также и от мощной Страны басков осталось 30 000 кв. км. Басков в своей стране 3 миллиона, а диаспора составляет примерно 20 миллионов человек, живущих в основном в Центральной и Южной Америках, где банковская система находится в руках басков.

— А их язык – похож он на армянский?

— Есть много общего в языках. Даже в той степени, что можно понимать друг друга. Например, «ктртел» (резать), «чмртел» (мять), «урти» (плодородный), «ворди» (сын), «кар» (камень), «сар» (гора), Айа. Названия местностей также похожи – Аралер (они говорят так назвали в честь горы Арарат) у подножия которого течет река Аракс.

Есть у них и Дебет, Ефрат, Урмия. Много названий местностей, содержащих слово «воски» (золото). Себя они называют не басками, а «эускалту». «Эуск» – это «воски», а «калту» – «каларац» (огороженный), в смысле «имеющий» – собственник. Мы говорим «даштавайр» (местность), а они говорят «цавалатехиа» – «развернутое место», для армянина вполне понятно.

Склонения глаголов — такое же, как и в армянском. И у них «че» (нет) является отрицательной частицей, буква «q» в конце слова, как и в армянском, выражает множественное число. Согласно легендам басков, как и на основании научных исследований, баски считают, что они пришли на эти земли 5000 лет назад.

 — А почему до сих пор люди не знают о фильме «Баски и армяне», почему он не демонстрируется, несмотря на то, что готов уже с 2010-го года?

— Да, к сожалению, очень мало людей смотрели этот 40-минутный документальный фильм. Несколько лет назад скончался Ваган Саргсян, а у продюссера есть определенные проблемы.

 — А может случиться так, что в память Вагана Саргсяна фильм этот будет продемонстрирован в ближайшее время?

— Был бы только рад, поскольку проделан огромный труд и фильм содержит в себе достаточно интересную информацию, что на самом деле важно и радостно для нас, армян.

 — А над чем работаете сейчас?

— С историком Артаком Мовсисяном работаю над очень большим документальным фильмом об Урарту, С ним мы уже подготовили ряд исторических фильмов: «От наскальной живописи к азбуке», «Ереван – столица древнее Рима». Пытаемся доказать всему миру, а в первую очередь себе, что Урарту был армянским царством. Слово Урарату переводится неправильно. Ведь в клинописи не было гласных букв, и лишь при помощи согласных написано «ррт», что читается как «Арарат».

— Вы также намерены снять фильм о Маштоце…

— Несколько лет писал сценарий о Маштоце и о создании букв, уже сделан выбор части актеров, выбор 60-70% мест, где будут проводиться съемки, подготовлены наряды. Уже были готовы к съемкам, однако из-за задержки обещанного финансирования они заморожены. Очень жаль, что для съемок столь важного фильма очень сложно достать финансы, а для каких-то непонятных комедий без труда находятся серьезные финансы.

— Тем более, что у нас до сих пор нет фильма о Маштоце. Между тем, восстановление алфавита является одним из важнейших исторических фактов для нашего народа.

— Наш фильм не только об изобретении букв. Он — о восстановлении армянской азбуки. Свехзадачей фильма является показ того, что когда светский правитель страны – царь, духовный лидер – католикос, а также мыслитель и воин (кстати, Маштоц — до того как стать священником — был знатным воином) впрягаются в единое дело, направленное на сохранение нации, объединяются – нерешаемых вопросов не бывает.

И сегодня если перед народом ставить серьезные задачи, безусловно, необходимо единение названных трех сил. Я не являюсь ни оптимистом, ни скептиком, однако уверен, что настанет день, когда идеи и программы, направленные на сохранение нации, которые я и мне подобные разрабатывали в течение многих лет, воплотятся в жизнь, а без филантропов мы ничего не сможем делать. Надеюсь, что в один прекрасный день рядом с нами окажутся такие люди, которые поймут, что фильм о Маштоце важен и предложат свою поддержку для продвижения проекта.

Наира Мкртчян armedia.am




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 1

  • Себя они называют не басками, а «эускалту» «эскалдунак». «Эуск» – это «воски», а «калту» – «каларац» (огороженный), в смысле «имеющий» – собственник — Не понятное какое-то объяснение ! Начало , — Эуск — это понятно , дальше , не — калту , а — алту , что более логично и подходит к слову , — арту , арду , от ардунаберох , ардунаhанел , в смысле , — золотопромышленник !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.