Опубликовано: 13 мая, 2020 в 20:45

Девы в Христианстве Армении

В принятии и распространении христианства в Армении если не первую, то точно не последнюю роль сыграли именно женщины. Начиная от побега 37 дев-рипсимеянок, заканчивая приказом царицы Ашхен и сном царевны Хосровидухт, армянки стали главной движущей силой в развитии религиозной мысли и философии во всем мире.

Спустя сотни лет Армянская Церковь канонизирует армянок, принявших мученическую смерть во имя Христа, провозгласив их святыми.

Сандухт

Первая дева-мученица, погибшая во имя Христа. Ученица апостола Фаддея, в результате проповеди которого принцесса Сандухт, дочь царя-язычника Санатрука, обратилась в христианство. Царь любой ценой пытался вернуть царевну к язычеству, однако его попытки были тщетны.

После долгих уговоров разгневанный Санатрук бросил в темницу как апостола Фаддея, так и деву Сандухт и подверг их жестоким наказаниям. По приказу царя они оба приняли мученическую смерть в царской резиденции.

Между IV и V веками их останки были найдены вблизи поля Шаваршаван благодаря божественному видению, ниспосланному монаху по имени Кирекос. На месте могилы святой Сандухт в X веке был построен Нарекский монастырь.

Память о первой в мире деве-мученице и об апостоле Фаддее ААЦ празднует в следующую после Вардавара субботу.

Икона святой Сандухт. Источник: drevo-info.ru

Гаянэ и Рипсимэ

Гаянэ, Рипсимэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Император Диоклетиан, узнав о красоте Рипсимэ, захотел взять ее в жены, однако та не подчинилась ему и сохранила верность Христу. Испугавшись насилия, монахини во главе с настоятельницей Гаянэ решились на побег. Сначала в Египет, а оттуда — в Армению.

Царь Трдат III, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из монахинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию.

Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в сохранении девства и преданности идеалам христианства, и тогда Трдат приказал казнить всех девушек.

Девы перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате. И лишь двум из них удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. К слову, Нунэ больше известна как святая Нина (Нино) — покровительница Грузии.

По преданию, тела убитых дев девять дней лежали незахороненными, но за это время ни одно животное и ни одна птица не приблизились к ним. И в эти дни вышедший из Хор Вирапа Григорий Просветитель первым делом собрал их тела и похоронил дев.

Позже на этих местах сначала построят маленькие часовни, а затем воздвигнут одноименные храмы в честь мучениц. Стоят эти церкви по сей день. Это находящиеся на территории святого Эчмиадзина храмы Рипсимэ, Гаянэ и Шогакат. Датой смерти дев считается 301 год.

Церковные праздники в честь святых мучениц-рипсимеянок совершаются в следующий понедельник после Воскресения Христа.

Икона святого Григория Просветителя и дев-мучениц Гаянэ и Рипсимэ. Источник: ikona7.ru

Манэ и Нунэ

Святые девы Манэ и Нунэ были из числа дев-рипсимеянок. Тем не менее, им не суждено было стяжать мученический венец. Судьба к ним была более чем благосклонна.

Отделившись от остальных дев, Манэ уходит в гору Сепух и отшельничает там, запершись в пещере. До конца своих дней она живет праведной жизнью, благодаря молитвам и божественным утешением.

Согласно преданию, святой Григорий Просветитель также желает отдалиться от общества и провести последние дни своей жизни в уединении. Он приходит в Даранагские горы и выбирает себе в качестве жилища пещеру горы Сепух, где и находится Манэ.

Когда он подходит к пещере, то слышит её голос, наставляющий вернуться на место через три дня. Патриарх исполняет желание святой и через три дня возвращается. Он находит Манэ умершей и, читая псалмы, хоронит ее у подножия горы.

В свою очередь Нунэ, освободившись от гонений царя Трдата, направляется в Грузию, в столицу Мцхету, где продолжает жить праведной монашеской жизнью, проповедуя и обращая народ к вере.

Слава о целительных способностях Нунэ доходит до царского престола, за что ее приводят ко двору, где она исцеляет больную царицу. Нунэ отказывается от драгоценных подарков и продолжает проповедовать Евангелие, благодаря чему царь Мигран (Мириан) чудом обращается к вере.

В результате, по приказу Нунэ к святому Григорию Просветителю и царю Трдату отправляется делегация с просьбой прислать в Грузию священнослужителей для того, чтобы крестить людей, миссионерствовать и оказывать им духовную помощь. Так, святая монахиня Нунэ становится просветительницей Грузии, за что и прозвана «равноапостольной».

Память святых дев отмечается во вторник, следующий за праздником Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина.

Святые Нунэ и Манэ. Источник: hayk.media

Святые Ашхен и Хосровидухт

Ашхен — первая царица-христианка в истории. Она была супругой великого царя Трдата III, в годы правления которого Армения стала первым христианским государством в мире. Именно царица Ашхен и сестра Трдата царевна Хосровидухт сыграли главную роль в провозглашении христианства государственной религией Армении.

По преданию, Хосровидухт увидела вещий сон о больном Трдате и Григории Просветителе. Святой в то время по приказу царя был заточен в темницу за проповедь христианской веры. Вскоре у Тиридата развилась необычная «свиная» болезнь.

Когда сон повторился в пятый раз, царица Ашхен приказала нахарарам отправиться в Арташат и освободить Григория из темницы Хор Вирапа. В это же время Господь чудом излечивает Трдата.

Это событие и послужило толчком для принятия и распространения христианства по всей армянской земле. Первыми после царя Трдата крестились царица Ашхен и царевна Хосровидухт.

По свидетельствам армянского историка Агатангелоса, царица вместе с царем и его сестрой принимали непосредственное участие в погребении святых мучениц-рипсимеянок, ранее убитых Трдатом за отказ отречься от христианства еще в бытность его язычником.

По преданию, Ашхен и Хосровидухт провели последние годы жизни в отдаленной крепости Гарни, решив удалиться от мирской суеты и посвятить свои последние годы Христу.

День памяти святого царя Трдата, царицы Ашхен и царевны Хосровидухт Армянская Церковь отмечает в четвертую субботу после Пятидесятницы.

Царь Трдат и святые Ашхен и Хосровидухт. Источник: nashaarmenia.info

Цахик (Варвара)

Святая Цахик (Варвара) жила в III веке в городе Илиополе. Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Римской империи. По преданию, Цахик втайне приняв христианство, сбежала от отца-идолопоклонника и скрылась в пещере горы Ара возле города Егвард.

Согласно поверью, отец преследует дочь, находит её и убивает. Перед гибелью Цахик просила Бога, чтобы дети больные оспой и краснухой, исцелились. Господь выполняет ее просьбу. С тех пор родители, которые молятся о благосклонности Варвары к их чадам, освобождаются от этих болезней.

Именно этой легендой ААЦ объясняет название места паломничества в созвучном армянскому имени девушки храме под названием Цахкеванк на горе Ара (оспа на армянском звучит как «цахик»).

Впрочем, есть еще и народное предание, согласно которому правитель-тиран пытался силой овладеть красавицей Цахик. Девушка же, чудом сбежав от него, скрылась в пещере Ара. Правитель отправился за ней.

У подножья горы он встретил пастуха, который выдал Цахик. Отчаявшись скрыться от преследователя, девушка поднялась на скалу и бросилась оттуда вниз головой. Согласно поверью, в горной пещере, где укрывалась Цахик, с тех пор бъёт ключ с целебной водой. Верующие считают, что это слезы девушки-беглянки.

Шушаник

Жившая в V веке Шушаник Мамиконян была дочерью национального героя-освободителя — князя Вардана Мамиконяна, канонизированного Армянской Церковью. Девушку выдали замуж за грузинского князя-язычника — Васкена.

Он потребовал у жены отречься от христианства. Княгиня ответила отказом, за что князь жестоко избил её и приказал не пускать к ней лекарей. Однажды, узнав, что Шушаник пошла в церковь, Васкен поскакал следом за ней.

Он схватил княгиню за волосы, выволок из храма, заковал в кандалы и бросил в подвал. Благодаря преданным слугам Шушаник имела возможность общаться с простыми людьми, прихожанами местной церкви.

Молва о добродетельной княгине-подвижнице собирала у её темницы толпы паломников, которых она ежедневно исцеляла молитвами. Вскоре до Васкена дошли слухи о славе Шушаник. Он вернулся и вновь беспощадно избил княгиню.

Однако люди по-прежнему приходили к угасавшей святой за благословением. Она отошла ко Господу в 475 году и была погребена в Грузии, в Метехском храме над рекой Кура. Впоследствии мощи Шушаник были перезахоронены.

Память святой отмечается Армянской Церковью во второй день Варагского поста.

Изображение святой царицы Шушаники (V век) wikipedia.org

Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.