Опубликовано: 28 Июнь, 2019 в 20:49

Надежда Амбарцумовна Папян — Концертирующая певица

Надежда Амбарцумовна артистка оперы, обладательница лирико-колоратурного сопрано и концертирующая певица. родилась в 1868 (1870) году в Астрахани, в семье богатого торговца. В детские годы училась игре на рояле. В 1884 начала брать уроки пения у гастролировавшего в Астрахани певца Кипсе.

В 1886 по окончании гимназии поступила в Петербургскую консерваторию в класс профессора В. И. Рааб, часто выступала в ученических оперных спектаклях и камерных концертах под управлением А. Рубинштейна и Э. Ф. Направника.

В 1890 из-за болезни Надежда ушла из консерватории и уехала на лечение в Милан. Одновременно совершенствовалась в пении два месяца у известного педагога Собостиани, затем три года у В. Фиорито, под руководством которого подготовила партии Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джульетты («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Джильды («Риголетто» Дж. Верди).

Надежда Папаян обладала мощным, красивым голосом кристально чистого тембра и широкого диапазона, утонченным художественным вкусом, драматическим темпераментом, имела яркую сценическую внешность.

С 1893 Надежда выступала в лучших оперных театрах Италии – «Сан Карло» в Неаполе, миланской «Ла Скала».

29 сентября 1893 года антрепренеры В. Любимова и В. Форкатти устраивают ей гастроли в Тифлисе. Здесь Надежда Папаян дебютировала в опере «Фауст» Ш. Гуно, исполнив партию Маргариты, а её партнёром в том спектакле был молодой дебютант Федор Шаляпин.

Она была также выдающейся камерной певицей. В том же 1893 году часто концертировала – в Тифлисе и Астрахани вместе с Б. Амирджаном и Н. Шахламяном, выступала за рубежом России – в Париже, Лондоне, Манчестере. Аккомпанировал ей в концертах пианист Тоскани.

В камерном репертуаре были произведения П. Чайковского, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова, Б. Годара, Ж. Массне, а также романсы армянских композиторов и армянские народные песни. (летом 1898 вместе с певцом Л. Егиазаряном)

Параллельно с другими концертами, летом 1896-98 совершенствовалась в пении у М. Маркези в Париже и выступала в концертах и оперных спектаклях её студии.

25 апреля 1900 — по приглашению одного из ее бывших наставников по консерватории Э. Направника дебютировала в партии Лизы («Пиковая дама») в петербургском Мариинском театре, где выступала с осени 1901 до 1904.

В это же время гастролировала по Южному Кавказу, Украине и России. Давала концерты в Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге, Киеве, Одессе, Москве, Петербурге .

Ее партнёрами были известные певцы и исполнители: Л. В. Собинов, П. А. Агнивцев, М. Агулин, А. М. Давыдов, В. И. Девиклер, О. И. Камионский, П. Г. Каплан, Л. Сибиряков, И. В. Тартаков, Л. А. Тычинский, Н. Н. Фигнер, Л. Г. Яковлев.

Кроме Э. Ф. Направника она пела под управлением, Дж. Пагани и И. А. Труффи.

19 января 1906 Надежда Папаян трагически погибла в Астрахани от ран, нанесенных грабителями, в пике своей славы, не дожив до своего тридцатипятилетия.

Искусство певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Аренский, А. Глазунов, И. Ершов.

Записывалась на грампластинки но записи не сохранились.

Репертуар Репертуар включал 40 партий.

Лучшие партии: Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Иоланта (одноим. опера П. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского, 23.2.1894, Тифлис), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, композитор считал певицу одной из лучших исп. этой партии); Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Манон Леско («Манон» Ж. Массне), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло, 9.11.1893, Тифлис, партию Тонио — «Паяцы» Р. Леонкавалло исп. Ф. И. Шаляпин).

Др. партии: Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского, 21.1. 1894, Тифлис), Маша («Дубровский» Э. Направника), Волхова («Садко» Н. Римского-Корсакова), Снегурочка (одноименная опера Н. Римского-Корсакова), Сервилия (одноименная опера Н. Римского-Корсакова), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» П. Чайковского), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Наталья («Опричник» П. Чайковского); Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Церлина («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Филина («Миньон» А. Тома, 23.11.1893, Тифлис), Лакме (одноименная опера Л. Делиба), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Джоконда (одноименная опера А. Понкьелли), Галька (одноименная опера С. Монюшко), Зиглинда («Валькирия» Р. Вагнера), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Елизавета («Тангейзер» Р. Вагнера).

Библиография

Архивные материалы П. в МЛИ АН Армении, ф. 62, 8 ед. хр., 1889—1955.

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. Часть первая — М., 1991. С. 390-391

Арутюнян М. Надежда Папаян: К 100-летию со дня рождения // Коммунист (Ереван). 1969. № 109

Барсегян С. Она пела с Шаляпиным // Коммунист (Ереван). 1981.
Большая русская биографическая энциклопедия. (3 CD)
Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. // Ер., 1985.

Котельникян С. Гордость русской сцены // Волга (Астрахань). 1961. 23 июля

Котельникян С. Надежда Папаян // Коммунист (Ереван). 1962. 24 авг.
Корганов В. Д. Статьи. Воспоминания. Путевые заметки. Библиография. // Ереван, 1968. С. 282 – 283, 291, 294
Маркосян К. Партнерша Шаляпина и Собинова — Надежда Папаян // Сов. арвест (Ереван). 1982. № 2. С. 58 – 59 (на арм. яз.)

Папаян Н. (Некролог) // РМГ. 1904. № 48. Стлб. 1168-1170
Самвелян В. Т. Надежда Папаян //Ереван, 1965 (пер. с арм.)
Теймуpазян Н., Семенова З. Выдающиеся армянские певцы:Библиографический указатель // Ереван. 1974
Татевосян А. Надежда Папаян // Ереван, 1979
Яндекс.Словари›Отечественные певцы. 1750-1917

Н. А. Папаян. Фотопортрет
Надежда. Папаян — Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта).
Н. А. Папаян — Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова).




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.