Из истории архитектуры Армении

На протяжении тысячелетий архитектура была важной составляющей культуры Армении. В монументальных памятниках зодчества ярко проявились национальное своеобразие армянского искусства, его высокий уровень и богатые художественные традиции.

Древнейшие памятники Армянского нагорья — дольмены, менгиры, кромлехи в Сисиане — относятся к неолиту. В Шенгавитском поселении на территории Еревана раскопаны круглые в плане жилища (IV–III тыс. до н.э.). Большой интерес представляют памятники городища Мецамор (III–I тыс. до н.э.) — древнего центра горно-металлургического производства Армении.

Сохранились цитадель, жилища, плавильные печи, сооружения культового и астрономического назначения, связанные с наблюдениями за светилами.

С эпохи существования на территории Армении государства Урарту до нас дошли города-крепости Аргиштихинили (позднее ставший столицей Армении — город Армавир), Тейшебаини и Эребуни-Ереван.

Эребуни находится в юго-восточной части Еревана и занимает территорию около 100 га, в центре которой на холме Арин-Берд возвышается мощная цитадель города с дворцовыми, культовыми и хозяйственными зданиями. Строительная надпись свидетельствует об основании Эребуни в 782 году до н.э. царем Аргишти I.

При падении государства Урарту Эребуни, в отличие от других крепостей и поселений, не был разрушен. Жизнь в нем продолжалась, и преемником древней крепости стал город Ереван. В 1968 году к празднованию 2750-летия Еревана были завершены археологические раскопки цитадели Эребуни и восстановлены фрагменты помещений и даже целые здания.

С III века до н.э. в Армении стала развиваться эллинистическая культура. Армянское государство достигло своего наивысшего могущества при паре Тигране II Великом (он правил в 95–55 гг. до н.э.), когда его границы простирались от Каспийского до Средиземного моря.

В стране высокого развития достигло градостроительство. По сведениям историков, в этот период в Армении возникло более 200 городов, среди них — Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт.

Согласно античным историкам, выбор места для основания новой столицы — Арташата — был сделан нашедшим приют в Армении карфагенским полководцем Ганнибалом, которому царь Арташес (правил в 189–160 гг. до н.э.) поручил также надзор над строительством города.

О зодчестве эллинистической Армении дает представление крепость Гарни с усиленными башнями, мощными стенами (III век до н.э.), языческим храмом (I век н.э.), дворцом и баней (III век н.э.). Построенный в 77 году царем Трдатом I храм Солнца полностью сохранился до ХVII века и был разрушен сильным землетрясением 1679 года. В 1968–1975 годах храм, свыше 90% камней которого сохранились, был восстановлен.

Храм представляет собой периптер с капителями колонн ионического ордера. Стены храма сухой кладки сложены из больших базальтовых плит чистой тески. Храм в Гарни некоторыми характерными чертами архитектуры отличается от аналогичных западных храмов.

Важнейшие особенности этого храма — возведение его из базальта, перекрытие целлы (главного помещения) каменным сводом, а также богатство и разнообразие неповторяющихся орнаментальных мотивов, что позже стало явным признаком средневекового армянского зодчества.

Участие местных каменных дел мастеров и скульпторов ясно видно в наличии свойственных армянскому декоративному искусству растительных орнаментов (виноград, гранат, листья ореха) и в пластичной манере их исполнения.

Благодаря сохранившимся мозаичным панно, гарнийская баня отличается художественной ценностью. Основные сюжеты мозаики, выложенной из местных естественных камней пятнадцати оттенков, почерпнуты из греческой мифологии. Наверху, по всей длине мозаики, есть надпись: «Поработали, ничего не получив».

Важнейший этап в истории армянской культуры и, особенно, архитектуры связан с утверждением в 301 году христианства официальной религией Армении. Процесс становления новой религии и нового уклада совпал с совершенствованием строительной техники.

Она характеризуется, в первую очередь, переходом от применяемой в античности сухой кладки к кладке с использованием известкового раствора и бутобетона в качестве связующих средств для камней, что послужило развитию арочных, сводчатых и купольных конструкций и предопределило новые архитектурные формы Армении раннехристианского периода.

Армении, первой принявшей христианство, пришлось с самого начала самостоятельно разрабатывать типы церквей. Уже в IV веке в монументальном зодчестве Армении четко намечается основная линия развития — одновременно с зальными церквами и базиликами армянские архитекторы возводят также купольные церкви, разрабатывая, в первую очередь, центричные композиции.

Древнейшим, дошедшим до нас купольным памятником является Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный в 301–303 годах царем Трдатом III (правил в 287–330 гг.) и Григорием Просветителем.

В течение своей многовековой истории этот узловой памятник всей христианской архитектуры неоднократно реставрировался, в том числе основательно в 484 году, когда он получил свою нынешнюю композицию в форме равноконечного креста с куполом на четырех опорах.

Этот тип церковного здания, повторенный в соборе Св. Теодороса (624–631 гг.) в Багаране, в дальнейшем вышел за пределы Армении и через Византию распространился в Европе, послужив прототипом для церквей греческих монастырей на горе Атос (Х–ХI вв.), французского собора Жермине де Пре (Х в.), итальянского Сан-Сатиро (IХ.) в Милане.

Крестообразная форма церкви наиболее ярко и четко была выражена в малых купольных церквах Армении типа «свободного креста». Характерным и лучшим примером этих сооружений является жемчужина армянской архитектуры — церковь Кармравор (VII в.) в Аштараке, которая сохранилась полностью, включая и древнюю черепичную кровлю (в последующие века кровли монументальных зданий в Армении покрывались каменными плитами).

Следующим звеном развития крестообразной снаружи и внутри композиции в Армении являются церкви типа св. Иоанна в Мастаре (конец VI в.). Здесь увеличена центральная подкупольная часть, и углы ее выступают на фасадах между апсидами. Огромный купол, опирающийся на конхи апсид и тромпы, перекрывает все внутреннее пространство церкви и является доминантой в общем объеме сооружения.

Центрально-купольная система культовых зданий во второй половине VI века получила в Армении новое направление развития в форме тетраконха с промежуточными нишами и угловыми помещениями (приделами).

Древнейшим датированным памятником этого типа является Аванский кафедральный собор на северной окраине Еревана, построенный в 591 году. В Аване приделы перекрыты сферическими сводами, что означает наличие куполов на углах собора.

Композиция Аванского собора в более совершенной форме была воплощена в храме св. Рипсиме (618 год) в Вагаршапате — шедевре армянской архитектуры. Здесь зодчий устранил недостаток Аванского собора — большую толщину в местах сопряжения абсид с приделами, применив в этих углах трапецевидные в плане ниши.

Помимо чисто конструктивного значения это имело также огромный художественный эффект. Все части храма св. Рипсиме взаимно гармонично увязаны, здание кажется кристаллом, высеченным из белого камня — оно монументально и производит величественное впечатление.

Период VII века в истории армянской архитектуры справедливо называется «золотым веком» — в течение нескольких десятилетий было создано много оригинальных типов монументальных сооружений, присущих лишь армянскому строительному искусству.

Храм св. Гаяне (630 год) — четырехстолпное купольное сооружение, композиция которого впервые была применена в армянской архитектуре в церкви св. Сергия в Текоре (478–490 гг.) и развита в церкви в Одзуне (VI в.). Развитие этой композиции привело в Армении к созданию оригинальной трехабсидной купольной базилики на примере соборов Двина (608–628 гг.) и Талина (VII в.).

Восточнее Вагаршапата находятся развалины собора Звартноц — венца творческого гения армянских зодчих раннего Средневековья.

Звартноц, возведенный в качестве кафедрального собора католикосом Нерсесом Строителем в 643–652 годах, представляет собой новый тип центральнокупольного церковного здания с трехъярусным объемом. Согласно реконструкции Тороса Тороманяна, собор состоял из трех, поставленных одно на другое, богато декорированных, уменьшающихся в диаметре цилиндрических объемов, общей высотой 45 м.

Архитектура Звартноца отличается новизной и исключительной конструктивной смелостью. Велико было его значение для развития архитектурной мысли в Армении, и справедливо автор Звартноца — Нерсес Строитель — ставится в ряд наиболее выдающихся зодчих раннего Средневековья.

По свидетельству историка Мовсеса Каланкатуаци при освящении собора присутствовал византийский император Константин, который «весьма восхищенный великолепием сооружения» вознамеревался построить такой же собор в своей столице.

Армения — страна высокой сейсмичности. И армянскими архитекторами в VI–VII веках были созданы многие устойчивые типы монументальных зданий, с компактными, симметричными объемами, без отдельно стоящих опор — слабых мест с точки зрения сейсмостойкости.

Таковы памятники типа «купольного зала» — большого достижения армянских зодчих — с куполом на пристенных пилонах. Наиболее известными из них являются храм в Птгни (VI век) и собор св. Григора в Аруче (662–666 гг.).

Оплата труда была аккордной, сдельной и поденной: архитектор получал аккордно, мастера — сдельно и поденно, разнорабочие — поденно. Строительство организовывалось с помощью приказчиков, которым подчинялись надзиратели, принимавшие выполненную мастерами работу. Все основное строительство работы велось мастерами, которые делились на группы каменотесов, каменщиков-кладчиков и изготовителей раствора.

Культовые здания Армении IV–VII веков дают полное представление о достижениях и высоком уровне строительного искусства в стране (гражданские сооружения этого периода плохо сохранились и известны нам лишь благодаря раскопкам).

Созданные зодчими Армении многие композиции были присущи лишь армянской архитектуре. Памятники IV–VII веков стали основой для следующего этапа развития армянской архитектуры, а купольный зал был утвержден в IX–XIV веках в качестве основного типа церковного здания в Армении.

Классический период армянской архитектуры завершился в конце VII века, что совпало с завоеванием страны арабами. Но с возрождением армянской государственности в Х веке начался новый этап в развитии архитектуры Армении. Этот период характерен бурным развитием градостроительства, фортификационного искусства и, в первую очередь, гражданского зодчества.

Замечательным примером градостроительного искусства является Ани — столица Багратидской Армении. В IХ–XI веках были возведены неприступные крепости Амберд, Тигнис, Магасберд. Феодальная раздробленность Армении в IХ–XI веках привела к образованию отдельных архитектурных школ — Анийской, Сюникской, Васпураканской, Лорийской.

Достижения Анийской школы неразрывно связаны с именем крупнейшего зодчего средневековой Армении Трдата, построившего в столице Кафедральный собор (989–1001 гг.). Анийский собор был призван увековечить мощь Багратидской Армении, что и определило как монументальные формы, так и его богатый декор. Мощные, высокие пилоны обработаны в форме пучков тяг, что подчеркивает вертикализм всей композиции. Центральный неф собора с куполом здесь сделан доминантой внутреннего пространства путем сужения боковых нефов.

Такая трактовка пространственного решения интерьера, членение подкупольных пилонов и арок наподобие нервюр впоследствии перешли в готическую архитектуру. Благодаря этим особенностям, совершенству конструкций и изумительному декору Анийский собор можно отнести к числу лучших произведений мирового зодчества.

Трдат был известен и за пределами Армении — в 989 году его пригласил византийский император Василий II в Константинополь, где он восстановил пострадавший от землетрясения купол собора cв. Софии (VI в.) и сделал это столь искусно, что без последующих изменений он сохранился до наших дней.

По свидетельству современника, армянский архитектор-каменщик Трдат «с удивительным соображением составил план, изготовил модель здания, по которой приступлено было к работе, и собор по возобновлению явился в изящнейшем чем прежде виде».

Вершиной творчества сюникских зодчих явился Татевский собор свв. Погоса-Петроса, построенный в 395–906 годах. Это одно из самых больших церковных зданий средневековой Армении имеет редкий вариант крестовокупольной композиции: купол покоится на двух пилонах и стенах западных приделов. В 930 году собор был украшен монументальной фресковой живописью.

Васпураканская архитектурная школа в Х веке создала шедевр армянского искусства — знаменитый своей скульптурной отделкой и фресками храм Сурб Хач (915–921 гг., зодчий Мануел) на острове Ахтамар (Ван, Западная Армения). Декоративное оформление этого памятника по насыщенности и преобладанию светской тематики является исключительным в искусстве Армении и не имеет аналогов.

В IX веке в Армении сформировался тип мемориального памятника — хачкар, ставший уникальным явлением в художественной культуре Средневековья. Хачкары по своему богатейшему декору — явление специфически армянское, незнакомое искусству даже для соседних народов.

В армянском зодчестве IХ–ХIV веков важное место занимают монастырские комплексы, в которых возводились многочисленные здания светского назначения — gavit (своеобразные притворы, служившие также залами собраний и усыпальницами), школы, библиотеки и книгохранилища, трапезные, жилые дома.

В притворах и трапезных зодчие основное внимание уделяли разработке интерьера и достигали в этом деле замечательных результатов особенно в бесстолпных постройках с перекрытием на перекрещивающихся арках. Это — совершенно новые архитектурные решения, найденные без влияния извне, подсказанные формами народной архитектуры.

Лучшими архитектурными ансамблями Армении этого времени являются основанные в Х веке монастыри Ахпат и Санаин, а также Гегард (с замечательными пещерными сооружениями), Ованаванк, Сагмосаванк, Гандзасар, Кечарис, Гошаванк, Агарцин, Нораванк, Аричаванк.

Трехъярусная церковь «Буртелашен» (1339 г.) в монастыре Нораванк украшена рельефами, изображениями Богоматери с архангелами и Христа с апостолами. Эти скульптурные композиции, как и аналогичный барельеф в церкви Арени (1321 г.), были творениями выдающегося средневекового архитектора, скульптора и художника-миниатюриста Момика, автора самих сооружений.

Архитектурное наследие армянского народа свидетельствует о высокоразвитой строительной культуре. Мастерство строительного исполнения, в особенности техника производства каменных работ, были доведены народными мастерами до совершенства, а слава армянских зодчих и искусных мастеров каменного дела заслуженно распространилась далеко за пределы их родины, вследствие чего многих приглашали для выполнения каменных работ на стройках других стран.

В силу неблагоприятных политических и экономических условий в ХV–XVI веках строительство в Армении почти замерло. В этот период архитектура развивалась в армянских поселениях других стран. Лишь в начале ХVII века сложились относительно благоприятные условия для восстановления страны и возобновления строительной деятельности.

Характерными особенностями архитектурных комплексов Армении XVII–XVIII веков являются: органическое сочетание двух разных композиций — религиозного центра и оборонительного сооружения, организация ансамбля вокруг одной доминанты — церкви. Таковы ансамбли монастырей Мец Анапат в Татеве, Сурб Геворг в Мугни, Хор-Вирап. Широкое распространение в XVII–XVIII веках получил тип колокольни в виде ярусной вышки (Эчмиадзин, Ахтамар, Агулис).

Освобождение Восточной Армении от персидского ига и ее присоединение в 1828 году к России внесли коренные изменения в градостроительство и в типы сооружений. Получили регулярную планировку, согласно генеральным планам, города Ереван, Александрополь, Горис. Под влиянием развивавшегося капитализма появились новые для Армении виды зданий — банки, европейского типа гостиницы, театры, магазины и рестораны. Все они возводились в стиле классицизма ХIХ века.

В отличие от них был сохранен национальный характер архитектуры церквей и жилища. В целом в исторически короткий промежуток времени в ХIХ – начале ХХ века армянская архитектура из средневекового периода своей истории перешла в новую фазу развития, создав предпосылки для действительного возрождения в ХХ веке.

Традиции армянского строительного искусства сохранялись и в новых социально-экономических условиях на протяжении всего ХХ века и вплоть до настоящего времени. Используя богатый опыт своих предшественников, известные армянские зодчие создали целый ряд архитектурных комплексов, выдержанных в стиле национальных традиций с использованием местных традиционных строительных материалов: туфа, базальта, гранита, травертина.

Таковы — ереванская площадь Республики с Домом правительства (архитектор Александр Таманян), Мемориальный комплекс «Сардарапат» (автор — народный архитектор Рафаел Исраелян, скульпторы — Аршам Шагинян, Самвел Манасян и Ара Арутюнян), Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» памяти жертв Геноцида армян 1915 года (архитекторы — С. Калашян, А. Тарханян), здание Матенадарана (архитектор М. Григорян), здание винного комбината «Арарат» (архитектор Р. Исраелян) и многие другие, а также многочисленные административные и жилые здания, украшенные деталями национальной архитектуры.

Оригинал публикации: www.armmuseum.ru

Источники:

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top