Танец с саблями: символ армянской идентичности Хачатуряна

Если вы когда-нибудь смотрели цирковое представление, комедийный скетч или мультипликационную сцену, включающую безумную погоню, дерзкий побег или опасный трюк, скорее всего, вы слышали «Танец с саблями». Это динамичное, запоминающееся и волнующее музыкальное произведение является одной из самых узнаваемых и популярных мелодий 20-го века и широко используется в популярной культуре и средствах массовой информации. Но знаете ли вы, кто его сочинил и что оно собой представляет?

«Танец с саблями» — часть из балета «Гаянэ», написанная советским армянским композитором и дирижером Арамом Хачатуряном. Хачатурян родился в 1903 году в Тбилиси, Грузия, в армянской семье. Он переехал в Москву в 1921 году, чтобы продолжить свое музыкальное образование, и стал одним из ведущих советских композиторов наряду с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым. Он сочинял симфонии, концерты, музыку к фильмам и другие произведения, но наиболее известен своей балетной музыкой, особенно «Гаянэ» и «Спартак».

«Гаянэ» — это балет, действие которого происходит в колхозе в Советской Армении, и рассказывает историю молодой женщины Гаяне, которая восстает против своего жестокого мужа и влюбляется в советского офицера. В балете представлены различные танцы, вдохновленные армянскими народными традициями, такие как лезгинка, танец розовых девиц и танец с саблями. Танец с саблями является частью заключительного акта, где танцоры демонстрируют свое мастерство обращения с саблями – традиционным оружием и символом армянского народа.

«Танец с саблями», пожалуй, не хуже других произведений, отражающих музыкальный стиль и индивидуальность Хачатуряна. Как писал в 2003 году музыкальный критик Financial Times: «Танец с саблями, вероятно, не хуже любого другого произведения, представляющего Хачатуряна: дерзкое, ритмичное, красочное и, прежде всего, доступное. Не ждите тревоги Шостаковича или космополитического чутья Прокофьева. …Музыка Хачатуряна уходит корнями в его армянское наследие. Этим он отличается, как иногда говорят, от других русских (!) композиторов, включающих в художественную деятельность народную песню: у Хачатуряна народный элемент лежит в основе его языка…»

Действительно, Хачатурян гордился своими армянскими корнями и часто использовал в своих композициях армянские народные мелодии, ритмы и инструменты. Он также выразил свою солидарность с армянским народом, который пострадал от геноцида, угнетения и изгнания при османском и советском режимах. Он написал Гимн Армянской ССР в 1944 году и поддержал армянское культурное возрождение в 1960-х годах. Он также был другом и наставником многих армянских музыкантов, таких как Арно Бабаджанян, Тигран Мансурян и Карен Хачатурян.

Музыка Хачатуряна, особенно «Танец с саблями», была принята многими людьми во всем мире, которые ценят ее жизненную силу, энергию и эмоциональность. Танец с саблями исполнялся многочисленными оркестрами, группами и солистами и был адаптирован к различным жанрам, таким как джаз, рок и электронная музыка. Его также использовали в своих выступлениях многие фигуристы, такие как Мишель Кван, Евгений Плющенко и Юдзуру Ханю. Танец с саблями является свидетельством художественного гения Хачатуряна и его армянской идентичности.

Виген Аветисян

Читать также:

  1. en.wikipedia.org
  2. britannica.com

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top