В соответствии с традициями Армянской Апостольской Церкви, детей крестят в раннем возрасте. Церковь установила восьмой после рождения ребенка день, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21).
С IVв., когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, по канонам раннего христианства, некоторые обряды стали обязательными, сокральными таинствами. Эти таинства остались неизменными по сей день.
Главное из таинств – Крещение, за очистительным таинством которого следует благодатное таинство миропомазания, дабы получить божественные дары непосредственно после очистительного омовения.
Таинство миропомазания (арм- »дрошм») означает также печать (кник) и по этой причине Крещение еще называют запечатлением (кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части тела.
На заре христианства армяне раненых солдат освящали елеем и таким образом вылечивали раны.
Так же и в духовной жизни: помазанием человек сначала лечится в духовном смысле, а затем защищается от зла и греха.
Миро (арм. – мерон или мюрон) – греческое слово, которое означает благовонное масло. В нашем случае это елей, используемый в церкви для помазания крещеных и освящения священников, церквей и определенной церковной утвари.
Во время совершения таинства миропомазания используется святое миро. Новокрещенному помазывают святым миром лоб, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, спину и ноги. Каждая часть тела помазывается со специальной молитвой.
В заключение крестный с новокрещенным ребенком поклоняются у святого престола. Причащение Святых Тайн в Армянской Церкви обязательно совершается сразу после крещения. Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда?
Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям на всем жизненном пути.
При помазании Святым миром каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать:
- На лоб: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».
- На глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».
- На уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».
- На ноздри: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».
- На уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».
- На руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждение благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».
- На сердце: «Печатью сей Божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».
- На спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе upon укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».
- На ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в Жизнь Вечную».
Таким образом, миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.
Армянская Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Иисусом. Когда он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).
Подобным же образом святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром. Обрядом миропомазания передается дар Духа Святого, наставляющий христианина на путь духовного самосовершенствования. Оба таинства – крещение и миропомазание – могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.
В таинстве миропомазания внешняя форма этого явления изменилась – пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными – схождение Святого
Духа и освящение христианина через получаемую благодать. В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.
Армяне-христиане на заре принятия веры получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенного.
Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного.
Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена. Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела.
В Армянской Церкви право на приготовление и благословение миро принадлежит Католикосу Всех Армян. Эта церемония происходит в Первопрестольном Святом Эчмиадзине – в духовном центре всех армян, с большой пышностью и в присутствии тысяч паломников из Армении и всего мира.
Святое Миро – символ единения всех армян. Это Святой Дух, который связывает всех нас как христианскую нацию. По этой причине, согласно народной поговорке, крестящемуся говорят:
“Пусть зеленый миро армян обязательно будет у тебя на лбу.”
В Армянской .постольской Церкви Святое миро варят 1 раз в 7 лет во время специально учреждённого для этого праздника Мироварения. Этому обряду более 1,700 лет, в последний раз Святое Миро варилось в 2015 году.
В 2022г., 25 сентября, в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пройдёт очередная церемония мироварения. Церемония всегда проходишис пышными празднествами.