Ованес Ерзнкаци – Армянский мыслитель XIII века

Ованес Ерзнкаци - Армянский мыслитель XIII векаНаш мир подобен колесу: то вверх, то вниз влечет судьба;
Верх падает, и вновь ему взнестись настанет череда.
Так плотник мастерит равно и колыбели и гроба:
Приходит сей, уходит тот, а он работает всегда.

Ованес Ерзанкаци. Перевод – В. Брюсова.

Ованес Ерзнкаци (Плуз) – армянский мыслитель XIII века. Также известен как создатель любовной поэмы в армянской поэзии. Был автором многочисленных поэм и песен.Написал более 10-и тагов, 5 шараканов, 2 панегирика(один посвящен Нерсесу Великому, другой – Григорию Просветителю), 1 космологическую поэму, более 70-и айренов и нравоучительных стихов

Долгие годы изучал работы армянских и иностранных грамматиков, преподавал грамматику в Ерзнке и Киликии. В 1291 году закончил трактат «Собрание грамматических толкований», который представляет собой компиляцию почти всех предшествующих армянских грамматических трудов.

Философские взгляды Ерзнкаци обобщены в сочинениях «О небесных телах», «Послание князьям гавара Екехяц», «Каждый, кто у власти…», «Великолепно учение Твоё», «Отрывки из писаний исламских философов». Пытался научным способом объяснить природные и социальные явления, найти причины их происхождения и развития.

В вопросах мироздания придерживался материалистических взглядов, считал, что всё в природе (в том числе и созданное человеком) состоит из четырёх материй. Первая дала начало миру, вторая — звёздам и другим небесным телам, третья — четырём элементам, из которых состоят животные, растения и всё существующее на земле, а четвёртая — «материалам ремесленников» (дерево, железо, и т. д.).

Процесс получения новых составов при смешании четырёх элементов считал не «сверьестественным явлением», как некоторые его современники, а «тонкостью природы». Выражал идеи сохранения вещества, писав, что «вещество не может быть уничтожено, оно только меняет свой вид, форму и характер».

Причиной существования времени и движения считал вращение неба вокруг земли, а следствием — рождение и смерть. Науки делил на три области: богословские, которых можно постичь только разумом и верой, ибо предмет их нематериальный естественные, которых можно постичь с помощью пяти чувств математика, которой можно постичь частично разумом и частично органами чувств.

Центральное место в его философских взглядах занимала осознание роли человека в космосе. Считал, что душа человека не имеет каких-то врождённых моральных качеств, сравнивал её с непашенным полем, на котором «что посеешь, то и пожнёшь». Человеческий разум образно представлял в виде судьи, который на основе принятого от органов чувств информации делает выводы и принимает решения.

Стремился к познанию мира образным мышлением и придавал важность художественному представлению действительности (например, когда писал «Бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через посредство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.» или «Весь этот мир вливается в наш разум через наши органы чувств, как через городские ворота.»

Изучал медицину и фармацевтику, в своих трудах писал о внутренних органах, мускулах, органах чувств, кровообращении, структурах тела и мозга. В основном разделял взгляды Гиппократа и Галена. Подчёркивал тесную связь душевного и физического состояний человека, изменения душевного состояния объяснял происходящими в организме процессами. Считал, что наука должна сначала изучать человеческое тело, и только потом — его духовный мир. Передаёт важные сведения о проводимых в армянских лечебницах вскрытиях.

«Опытный и мудрый врач, получив в своё распоряжение преступника, приговоренного к смерти, убивает его злой смертью, пока не изучит состояния органов, нервов и кровеносных сосудов. Ценою страданий, причиненных одному человеку, он приносит пользу многим»

Русские переводы стихотворений Ованнеса Ерзнкаци содержатся во всех антологиях армянской поэзии. Опередив ряд западных и восточных мыслителей. Ерзнкаци считал музыку одной из форм познания мира. Он по-новому раскрывает древние учения о воздействии музыки на душу и тело человека и теоретически обосновывает распространенную в средневековой Армении практику лечения больных музыкой.

Ерзнкаци создал целое учение о возникающих в сознании музыканта «бесплотных интонациях», которые в процессе исполнения воплощаются в «больших и малых, тяжелых и легких, острых и тупых, коротких и длинных» звуках.

Его интересовали физические свойства звуков и отличительные характерные черты музыкального звука. В довольно полной для того времени составленной им таблице различных звуков уже находят место также музыкальные звуки вокального и инструментального искусства.

Ованнес Ерзнкаци был наделен также прекрасным голосом и исключительным исполнительским мастерством. За это его называли «Сладкогласым» и «Соловьем-Вардапетом».

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top