Олимпионик Вараздат – сын Аноба из Артаксаты

Олимпионик Вараздат - сын Аноба из АртаксатыИгры в Олимпии, возникшие в незапамятные времена (первое документальное подтвержденное празднование относится к 776 до н. э.), были ярким языческим праздником, связывавшимся в представлении эллинов со священным браком Луны и Солнца.

Они проводились раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц.

Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. э.

Аполлон – если верить греческой сказке, то именно этот златокудрый сын Зевса придумал состязания на кулаках.

Кровь на стадионе Олимпии впервые пролилась в начале седьмого века до новой эры, когда за оливковый венок разрешили сражаться кулачным бойцам.

Сначала бойцы сражались голыми кулаками. В классическую эпоху — пятом и четвертом веках до новой эры — бойцам разрешили оплетать пальцы и ладонь мягким ремнем из бычьей кожи, смягченной жиром.

Это подобие современных боксерских перчаток греки называли цестой. Со временем оплетка, предназначенная для защиты пальцев, превратилась в разящее оружие. Цеста, как минимум, удваивала силу удара.

А когда бойцам разрешили укреплять на ремнях металлические пластинки, убойность удара стала ужасающей. и иные кулачники выходили на площадку с поднятыми вверх руками. Чтобы зрители и соперники видели на ремнях запекшуюся кровь их предыдущих жертв.

Олимпийский бой был красив, беспощаден, быстр. и осторожен. Каждый старался провести главный маневр – поставить соперника лицом к солнцу. Чтоб светило ослепило того своими лучами.

В поединке ценился не столько удар, сколько уклон от удара. Бить же правила разрешали только по голове. За оплошность – удар по телу — боец расплачивался тут же: предупреждение элланодика, гнев или насмешки зрителей.

Никакого разделения бойцов по весу не существовало. и бились до тех пор, пока один не упадет на широкую площадку между беговой дорожкой и насыпью для зрителей, а упав, не поднимет руку вверх с оттопыренным пальцем – в знак признания своего поражения.

А уж если оба не могли, обессилев, продолжать поединок, то тогда элланодик назначал свободный удар. Право на него получал вытянувший счастливый жребий. Свободный удар и решал исход боя.

По прибытию на игры они целый месяц готовились к поединкам в палестре. Под присмотром опытных наставников мужи и эфебы ежедневно и исступленно колотили по подвесным мячам или мешкам, наполненным семенами смоковницы, мукой или песком.

Первым в кулачном бое победу праздновал Ономаст из Смирны, нынешнего турецкого Измира на берегу Средиземного моря. Этот ионийский эллин всех превзошел на 23-й Олимпиаде (688 год до н.э.).

Именно он впоследствии разработал правила олимпийского боя. Те правила с благодарностью приняли старейшины Олимпии. Бойцов-эфебов впервые допустили на 41-ю Олимпиаду (616 год). и тогда олимпийской почести удостоился Филет (Филот) из италийского Сибариса.

Последний из известных нам победителей Олимпийских игр в этом виде состязаний – Вараздат.

Он прибыл в Олимпию издалека — с восточной окраины Римской империи. и когда элланодик поднял его правую руку — руку сильнейшего в кулачных боях 291-й Олимпиады (385 год новой эры), то глашатай трижды возвестил: Вараздат, сын Аноба, из Артаксаты.

Мало кто из присутствующих знал тогда, что Артаксата — это древняя столица Армении, а варвар Вараздат – ставнет вскоре царем Армении.

Рядом с храмом Зевса лучший мастер выбивал на заранее заготовленных мраморных плитах имена новых олимпиоников.

Одно из этих имен было необычно для мастера – имя чужестранца. На белом мраморе появились слова: “Олимпионик Вараздат, сын Аноба из Артаксаты, Игры CCXCI Олимпиады”.

Именем священного Зевса Олимпийский совет награждает высшей наградой состязаний несравненных победителей Игр 291-й Олимпиады!

Право увенчать венком голову очередного олимпионика предоставлялось тому из элланодиков, кто был главным судьей – агонофетом в данном виде состязаний.

Одно за другим глашатай выкрикивал имена, называл родину победителя и вид агона.

…Олимпионик Никострат, сын Ксенофонта из Спарты! Бег на один стадий – дромос

…Капр из Константинополя. Панкратион

Капр из Константинополя, победивший в панкратионе – состязаниях смешанного единоборства, состоявшего из приемов борьбы и кулачного боя, однако, кулаки соревнующихся были без кожаного облачения, свойственного классическому стилю бойцов на «кулачках»

Жители Элиды ликовали. Из десяти олимпиоников трое были их земляками: копьеметатель Рексибий, прыгун в длину Меналк и вот теперь победитель в самых увлекательных состязаниях – гонках квадриг – бесстрашный Никандр.

…Олимпионик Никандр, сын Никоса из Пизы! Гонка квадриг!- продолжали выкрикивать глашатаи

…Олимпионик Вараздат, сын Аноба из Артаксаты, древней столицы Армении! Первый чужестранец, одержавший победу на Играх в Олимпии! Кулачный бой!

Олимпийский совет в знак признания особых заслуг Вараздата постановил удостоить его звания почетного гражданина Пизы.

Потомку Аршакидов по имени Вараздат довелось в юности побывать заложником персидского самодержца. Ему приходилось добывать хлеб насущный в кулачных боях, потешая толпу в разных малоазиатских городах. и даже сражаться с голодным львом. Он испытал себя на играх в Дельфах и победил…

Согласно традиции, победитель игр в Олимпии провозглашался сразу по окончании состязаний на стадионе или на ипподроме. Награждение же проводилось в последний день олимпийского празднества в храме Зевса, в позднее время – у главного, восточного входа этого храма, где собирались толпы паломников и гостей.

Распорядители церемонии устанавливали стол резного дерева, на котором раскладывали оливковые венки. Почетнейший знак доблести и единственная награда от устроителей игр, венок олимпионика состоял из перевязанных пурпуровыми лентами двух ветвей, срезанных золотым ножом со священного дерева, которое, по преданию, посадил в Альтисе Геракл.

Во время традиционного ритуала элланодики возлагали ветви с серебристыми листьями на головы олимпиоников поверх белых повязок, полученных атлетами и конниками в день их победы. Глашатай громогласно объявлял имя победителя, имя его отца и название города, откуда он прибыл.

Олимпионик удостаивался также чести быть внесенным в бассикалий – список победителей игр в Олимпии. Перечень олимпийских героев составил в IV веке до нашей эры Гиппий из Элиды, прославленный софист и оратор, математик и астроном, грамматик и археолог.

Именно Гиппий записал в свой список имя первого олимпионика. – Корэба, уроженца той же пелопоннесской области Элида и повара по профессии, который превзошел соперников в дромосе на первых античных Олимпийских играх 776 до нашей эры.

На список Гиппия, в котором значатся победители игр почти за три с лишним столетия, ориентировались античные историки.

Однако последний крупнейший греческий историк Полибий считал, что имена олимпиоников начали записывать с 27-й Олимпиады (672 до нашей эры), а до этого их держали в памяти устроители игр.

После Гиппия список олимпиоников вели, по-видимому, жрецы храма Зевса. Современные ученые полагают, что в полном олимпийском бассикалии насчитывается 1029 имен победителей игр древности.

Справка

1 Элланодикам доверялось судейство состязаний. От элланодиков требовалась полная беспристрастность. Это было чрезвычайно важно, ибо решение элланодика было окончательным.

2 Один талант – 26 кг.

3 Стадий – расстояние в шестьсот ступней Геракла, равное длине олимпийского стадиона, или 192,27 м. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холомом Крона в Олимпии и до того, как солнце поднялось над землей.

4 Олимпионик – почетное пожизненное звание победителей Олимпийских игр Древней Греции.

Существовали олимпийские игры до 393 г. н.э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры.

Вараздат – гордый сын гор, спустя несколько лет после победы в Олимпии, получил корону царя Армении из рук римского императора Феодосия Великого.

По повелению того же цезаря не слишком уступчивый царь-олимпионик был отправлен на каторгу в Карфаген – ломать камень.

Как рассказывают, при побеге с каторги он пал от отравленной стрелы, пущенной преследователем ему в спину.

О жизни Вараздата рассказано в исторической повести Ашота Мелик-Шахназарова – создателя Панармянских Игр, – “Олимпионик из Артаксаты” и документальной повести о панэллинских играх античности Б. Базунова “Боги стадионов Эллады”.

www.armenianarthall.com

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top