Каким было армянское право в 12 веке

Более прогрессивная, чем его соседи

Армения, имеющая богатую и древнюю историю, насчитывающую тысячи лет. Армения была первой страной, принявшей христианство в качестве официальной религии в IV веке, и за время своего существования пережила множество вторжений, войн и преследований. Несмотря на вызовы и трудности, Армения сохранила свою уникальную культуру, язык и самобытность.

Одним из аспектов, отличающих Армению от соседних стран, является ее правовая система, которая была более прогрессивной и гуманной, чем преобладающие нормы того времени. В XII веке Арменией правила династия Закарянов, имевшая армянское происхождение и лояльная Византийской империи. Закаряне способствовали развитию искусства, науки и литературы в Армении, а также поддерживали кодификацию и реформу армянского законодательства.

Главным юридическим авторитетом Армении XII века был Мхитар Гош, известный юрист, ученый и монах. Он составил и отредактировал «Датастанагирк», или «Книгу Закона», которая представляла собой собрание юридических текстов, прецедентов и комментариев из различных источников, таких как Библия, отцы церкви, армянские цари, а также римское и византийское право. Датастанагирк был наиболее полным и авторитетным юридическим кодексом средневековой Армении и оказал влияние на правовые системы других стран, таких как Грузия и Россия.

«Датастанагирк» отразил ценности и принципы армянского общества, основанные на христианской вере, уважении человеческого достоинства и стремлении к справедливости. «Датастанагирк» также показал прогрессивный и гуманный характер армянского законодательства, отличавшегося от суровых и жестоких законов соседей. Некоторые примеры прогрессивных особенностей армянского права XII века:

Никакой смертной казни за убийство

В отличие от соседних стран, в Армении не применялась смертная казнь за убийство, если только жертвой не был король или принц. Армянский закон требовал покаяния и штрафа, если виновником был армянин; повесить могли только иностранца. Это было основано на вере в то, что каждая человеческая жизнь священна и что убийство собрата-христианина является тяжким грехом, который можно простить путем покаяния и возмещения ущерба.

Никакой ампутации за кражу

Аналогичным образом, там, где старый закон требовал ампутации руки или ноги за кражу, Мхитар Гош указал, что штрафа и покаяния было достаточно. Он утверждал, что ампутация была варварским и бесчеловечным наказанием, которое нарушало образ Бога в людях и что она не сдерживает преступность, а, скорее, увеличивает бедность и страдания.

Больше прав для женщин

В случаях изнасилования, когда ранее обычай требовал брака без возможности развода, Гош предлагал штраф, если женщина не согласится на брак. Он также дал женщине право выбрать мужа и развестись с ним в случае измены, жестокого обращения или оставления. Он также предоставил женщинам право наследовать имущество и давать показания в суде. Он признавал достоинство и равенство женщин и защищал их от угнетения и насилия со стороны мужчин.

Это лишь некоторые из областей, где армянское законодательство смягчило старые законы, а предвзятость была смещена от мужчин, чтобы относиться к женщине более справедливо. Армянское право XII века не было совершенным, и в нем еще были некоторые недостатки и противоречия, но оно было более прогрессивным и гуманным, чем законы соседних с ним стран, находившихся под влиянием исламского или монгольского владычества. Армянское право XII века было отражением армянского духа, стойкого, творческого и сострадательного.

Виген Аветисян

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top