Гармоничное наследие Армении: путешествие через литургическую музыку

Армянская литургия, представляющая собой сочетание древних традиций и духовной торжественности, преимущественно основана на версии, автором которой является Василий Кесарийский. Со временем он был украшен новыми элементами, обогащающими ткань армянского религиозного выражения. Центральное место в этой литургической традиции занимают шараканы, священные гимны, которые эхом разносятся по стенам армянских церквей, неся с собой бремя многовековой преданности.

Шараканы – это не просто песни; они являются музыкальным воплощением веры и истории Армянской Церкви. Эти религиозные песни, основанные на тональности восьми ладов, составляют основу армянской литургической музыкальной системы, известной по-армянски как октоэхос или «оот цайн». Эта система, подобная византийскому октоеху, является свидетельством богатого культурного обмена между Армянской и Византийской империями на протяжении всей истории.

Возникновение шараканов можно отнести к VII веку, периоду, когда были созданы некоторые из самых изысканных образцов этих гимнов. «Словарь музыки и музыкантов Гроува» хвалит армянскую школу церковной музыки как одну из самых красивых среди всех известных восточных стилей. Он славится своей выразительностью и изобретательностью, качествами, которые позволяют ему стоять плечом к плечу и во многих аспектах превосходить почитаемую византийскую традицию.

Каждый Шаракан представляет собой мозаику мелодий, тщательно составленных под один лад и исполняемых исключительно в этом ладу5. Сами лады представляют собой не просто гаммы, но наполнены характером и духом, отражающими богословский и литургический контекст гимнов. Армянская система октоиха применяется как в литургическом, так и в музыкальном плане, часто функционируя независимо, но гармонично в церковной среде.

Божественная литургия Армянской церкви, или «Бадарак», — это праздник, в котором вся община участвует в совместном богослужении. Именно во время этой службы шараканцы обретают свой голос, парящий высоко над собравшимися верующими, приглашая их к совместному переживанию божественной тайны. Патарак — это динамичная и живая традиция, которая развилась, включив в себя уникальный характер армянского песнопения, сохранив при этом суть своего древнего происхождения.

Исследуя глубины армянской литургической музыки, мы обнаруживаем не просто систему нот и ладов, но живую традицию, которая продолжает вдохновлять и возвышать человеческий дух. Шараканы с их вечными мелодиями служат мостом, соединяющим прошлое с настоящим, приглашая всех, кто слушает, приобщиться к непреходящему наследию армянской духовной музыки.

Виген Аветисян

  1. Divine Liturgy of Armenian Church
  2. Armenian Liturgy
  3. The Armenian oktoechos
  4. Welcome to Grove Music Online
  5. The sharakan

Читать также:

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top