1) В самом центре Баку, возле стен Девичьей башни (символ города) , стояла старинная армянская церковь Сурб Аствацацин, построенная в 1780-ых годах. Церковь была цела вплоть до 1993 года.
Что власти Азербайджана сделали с этой церковью, я словами описывать не буду, просто покажу вам фотографию. Можете сами посмотреть и увидеть. Таким образом власти Азербайджана пытались стереть реальную историю города.
2) В эпоху пророка Мухаммеда и его учеников, город Баку входил в состав Армении.
Город Баку на протяжении 240 лет входил в состав Армении. Для сравнения, вся история Эриванского ханства, о котором так любят говорить азербайджанцы, насчитывает всего 81 год.
При этом, если в Эриванском ханстве жили армяне (80% в 1747 году, 50% в 1795 году и 25% в 1828 году, после того, как в 1795 году, царь Грузии Ираклий Второй, вывез 50,000 армян из Эривани в Грузию) и до образования ханства там жили армяне (92% до Великого Сургуна 1605 года, когда 350,000 армян были депортированы в Персию Амиргуна ханом по приказу Шах Аббас Второго), и после падения ханства там так же жили армяне (56% в 1840 году), то весь этот период в 240 лет, когда Баку входил в состав Армении, там не было НИ ОДНОГО азербайджанца, по одной простой причине : предки азербайджанцев – огузы, в этот период жили ещё в Средней Азии и их впринципе не было в Закавказье.
Баку был включён в состав Армении в 640 году и находился в составе Армении (Армянского эмирата) до 880 года.
По этому, каждый раз, когда азербайджанцы вам будут напоминать о 81 лет истории Эриванского ханства (который, к слову, был всего лишь административно – территориальной единицей Персидской империи, населённый армянами и к Азербайджану никакого отношения не имел) , то вы в ответ, напомните им об Армянском эмирате (где ни одного тюрка ещё не было) , который существовал на протяжении 240 лет и в составе которого был город Баку.
3) полуостров, на котором находится Баку, называется Апшерон. Азербайджанцы при всем желании не смогут перевести это слово,так как слово “Апшерон” имеет смешанную армяно – персидскую этимологию. Слово “Ап” на армянском языке означает “побережье”, а слово “шерон” на персидском языке означает “солёный”. То есть “солёное побережье”.
4) само слово “Баку” так же азербайджанцы при все желании перевести не смогут. Происхождение этого слова имеет несколько версий :
- Бакур – имя царя Армении, который правил во 2 веке.
- Бага – на старо – персидском языке означает “Бог “
- Бако – армянское мужское имя.
- Бак – на армянском языке означает “обитаемый городской двор”.
5) с 880 по 1538 год, Баку входил в состав государства Ширван, где с 1192 года был столицей этого государства. Ширван был персидским государством, который управлялся арабской династией – Ширваншахи.
И именно они построили так называемый “старый город”. То есть здания в старом квартале города не имеют никакого отношения к азербайджанцам.
Там все построено арабами и персами. В самом же государстве Ширван, примерно 1/3 населения были персы, 1/3 населения – лезгиноязычные народы, 1/3 населения – армяне и 1/10 часть – остальные. Никаких азербайджанцев и тюрок в государстве Ширван не было.
Тюрки начали переселяться в эти края лишь после того, как в 1538 году, государство Ширван было завоевано Персидской империей. А так как Ширван был населен главным образом армянами (30%), которые были христианами и лезгинами, которые были суннитами, то Персидская империя переселяла сюда тюрок – шиитов, видя в них опору своей империи, так как сама Персидская империя была шиитской. Но даже после этого, тюрки все ещё были здесь этническим меньшинством.
6) когда в начале 19 века Баку вошёл в состав Российской империи, он был небольшим городом – крепостью , в котором жило всего 4 тысячи человек, но среди них почти не было тюрок. Примерно 1 тысяча армян и 3 тысячи татов (закавказских персов). На всем же Апшеронском полуострове было 35 деревень, из которых 31 персидская, 3 армянские и всего 1 тюркская.
За годы нахождения в составе Российской империи, из Ирана в Закавказье, переселились 650,000 азербайджанцев, у которых теперь 5,000,000 потомков, среди которых, родной дедушка Мехрибан Алиевой (жена Ильхама Алиева) – Мир Пашаев, который родился в иранском городе Ардебиль и лишь в 1908 году эмигрировал со своей семьёй в Закавказье.
7) впервые в истории Баку вошёл в состав Азербайджана лишь 15 сентября 1918 года, когда турецкие войска, воспользовавшись гражданской войной в России, после нескольких недель штурма, оккупировали этот город и включили его в состав Азербайджана. Когда турецкая армия вошла в Баку, там тюрки составляли всего 20% населения.
То есть лишь каждый 5-ый житель был тюрком. 65% населения города были христиане – армяне и русские, и ещё 15%- это евреи, немцы, лезгины. Все жители города, после входа сюда турецкой армии, кроме мусульман, подверглись чудовищной резне, унесшей жизни 50,000 человек.
8) азербайджанцы любят часто повторять о том, что в годы Великой Отечественной войны, Баку снабжал СССР нефтью, которая была так нужна для танков и прочей техники. Но при этом, они забывают упомянуть о том, что в годы Великой Отечественной войны, азербайджанцы в Баку были лишь национальным меньшинством.
Так, согласно данным официальной переписи 1940 года, в Баку жило 808,690 человек, из которых азербайджанцев было всего 235,762 (29%). Остальные 71% жителей Баку были армяне, русские, а так же небольшая доля других народов.
9) азербайджанцы любят повторять, что Баку на столько толерантный город, что они даже не разрушили армянскую церковь. Но при этом они забывают упомянуть о том, что в Баку было 8 армянских церквей, из которых 7 полностью снесены, а та 1, которую они оставили для виду, была 3 раза сожжена, долго использовалась как общественный туалет, затем была переделана в клуб, а сейчас действует как библиотека, в которой на стенах развешаны плакаты с анти – армянской пропагандой .
10) азербайджанцы любят повторять, что Баку – это образец многонационального толерантного города. Однако, только за последние 100 лет, там было 5 массовых погромов и этнических чисток, в результате которых, число азербайджанцев в городе выросло с 21% в 1923 году, 26% в 1929 году, 29% в 1940 году, 33% в 1960 году, 46% в 1970 году, 55% в 1980 году, 66% в 1990 году, до 91% в 2021 году.
Так, например, число русских в Баку сократилось с 351,000 в 1970 году до 86,000 в 2021 году. То есть 75% русских уже покинули город. А те кто остались, в большинство своём – представители смешанных семей. Что же касается армян, то если в 1980 году их в городе было 215,807 человек, у которых было 8 собственных кварталов, то сегодня их в Баку нет вообще. Согласитесь, сомнительная “толерантность”
P.S В 1990 году, группа азербайджанцев, вооружённые арматурой и холодным оружием, ворвались в один из родильных домов города Баку, что бы сбросить из окон роддома новорождённых армянских детей. Акушерка узнав об этом, специально поменяла бирки на ножках детей, что бы убийцы не узнали кто из детей армяне. Эта история на столько поразила великого русского поэта Евгения Евтушенко, что он по мотивам этой истории написал вот это стихотворение :
В Баку старушка — нянечка родилки
погромщикам сказала не в обман:
“Назад! Я перепутала все бирки…
Теперь вам не узнать, кто из армян…”
И кто — с велосипедными цепями,
кто с финкой, кто — с обломком кирпича,
погромщики угрюмо отступали,
“Предательница…” — сдавленно рыча.
А за спиной старушки, — без печали
к их счастью, видя мир наоборот,
народы одинаково пищали,
совсем не зная — кто какой народ…
Евгений Евтушенко, 1995