Когда пела Лусине ангелы спускались с небес

В первый день лета Лусине Закарян исполнилось бы 85 лет. В связи с этой датой на днях в Доме камерной музыки состоялся концерт, посвященный замечательной певице.

На сцене выступили Государственный камерный хор «Овер», ансамбль «Тагаран», солисты – лауреат международных конкурсов Галина Цолакян (сопрано), Гаяне Гамбарян (сопрано), Тереза Восканян (орган, клавесин), другие исполнители, а также студенты, удостоенные именной стипендии талантливой певицы. В Армении ее очень любили и называли не иначе, как «наша Лусине».

А вот как сказал о певице, чье великолепное сопрано в короткое время завладело сердцами многочисленных слушателей по всему миру, знаменитый американский писатель Рокуэлл Кент: «Мое представление о стране чудес – Армении было бы неполным, если бы я не услышал пение этого настоящего чуда – Лусине Закарян».

Успех пришел к певице после первых же сольных концертов. Ее пристрастие к музыке с детства неудивительно: дед по материнской линии Иосиф Томашевич (польский армянин) блистал в Санкт-Петербургской опере, был не только партнером Шаляпина, но его близким другом, стажировался в Италии, слышал великого Карузо.

Бабушка была пианисткой, отец работал в симфоническом оркестре, мать играла на фортепиано. И, неудивительно, что девочка, мечтавшая стать актрисой, была маленькой звездочкой и блистала на всех детских мероприятиях в музыкальной школе.

В 1952 году семья Закарян переехала из Ахалцихе, где родилась Лусине, в Ереван. Через пять лет она блестяще закончила музучилище и поступила в консерваторию. Ее уникальный голос был настолько чарующим, что один из педагогов – руководитель церковного хора Эчмиадзина – пригласил ее петь в этом коллективе. Два месяца она изучала духовные песни. А когда впервые выступила в храме, слушавший ее Католикос Всех Армян Вазген I был поражен звучанием ее голоса.

Вскоре она стала солисткой хора. Позже, ближе познакомившись с творчеством Лусине, Католикос Вазген I говорил: «Когда Лусине поет, ангелы спускаются с небес и восславляют Господа за данный ей свыше голос и редкий дар», «Лусине не поет, она молится…».

В Эчмиадзине Лусине познакомилась с молодым семинаристом Хореном Паляном, впоследствии ставшим ее мужем, увлеченным изучением армянской духовной музыки. Благодаря Паляну она глубже знакомилась с историей своего народа, его культурой, с армянским духовным песнопением, народными песнями.

Окончание учебы в консерватории ознаменовалось выпускным концертом в Малом зале филармонии. Молодая певица исполнила произведения Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Балакирева, Комитаса, Екмаляна, Мирзояна. Это был настоящий триумф!

Она продолжала петь в Эчмиадзинском кафедральном соборе, ездила с концертами по районам республики, но постоянно мечтала о большой сцене, где ее голос мог звучать во всей красе. И случай не заставил долго ждать. Лусине пригласили выступить в Большом зале филармонии на вечере, посвященном 95-летию Комитаса. Уже на второй день весь Ереван говорил о талантливой певице.

Спустя месяц после концерта фортуна вновь улыбнулась Лусине. Маэстро Чекиджян, руководитель Государственной капеллы Армении, предложил ей выучить «Реквием» Моцарта – надо было заменить неожиданно заболевшую перед гастролями в Москве певицу. И вот зал им. Чайковского – неописуемый успех!

Дружба и сотрудничество певицы с маэстро Чекиджяном продолжались. Вместе с капеллой Лусине гастролировала во многих городах Советского Союза, за его рубежом, постепенно обретая мировую славу. И где бы ни звучали «Реквием» Моцарта, «Стабат матер» Россини, произведения Верди, Форе, Перголези и других композиторов , они всегда производили на слушателя неизгладимое, завораживающее впечатление.

Особое место в творчестве Лусине Закарян занимает ряд концертов средневековой музыки в Союзе композиторов Армении, где она пела под аккомпанемент органной музыки в исполнении прославленного органиста Ваагна Стамболцяна. И каждый раз небольшой зал был полон зрителей. Желающих послушать Лусине было так много, что однажды перед очередным концертом под напором её почитателей разбилось стекло входной двери…

Шло время, и популярность певицы возрастала. В августе 1965 года в Ереване проводились Дни Бенджамина Бриттена. Известный композитор вместе с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской находились в Армении.

На концерте в дилижанском Доме творчества Лусине Закарян исполнила два произведения Бриттена. Как отмечают очевидцы, автор был потрясен. «Вы спели так, – сказал он, – как мне бы хотелось самому. Кажется, что эти песни я написал лично для вас».

А после ереванского концерта он добавил: «Я слышал о богатом прошлом Армении и ее своеобразной природе, но у меня и в мыслях не могло возникнуть, что в городе, отделяющем нас тысячами километров, меня может ожидать такой приятный сюрприз: великолепная исполнительница моих песен».

Концертная деятельность Лусине Закарян продолжалась. Именно она возвратила народу духовные песни и показала их мировую значимость. В ее исполнении они обрели совершенно иное качество.

Вместе со своей подругой и аккомпаниатором Марианной Арутюнян она подготовила концерт, посвященный 100-летию Комитаса. Еще в студенческие годы певица проявляла глубокий интерес к песням композитора и всегда включала их в свои концертные программы, исполняя с присущим ей особым мастерством.

В 1967 году Лусине Закарян получила почетное звание заслуженной артистки Армянской ССР, хотя и была достойна большего. Но это было в советское время, где официально господствовал вездесущий атеизм, и потому работа в хоре Эчмиадзинского собора сдерживала коммунистическое правительство размахнуться шире.

Однако народ настолько ценил и просто обожал Лусине, что официальным лицам ничего не оставалось делать, как через некоторое время (1972 г.) присудить певице высокое звание народной артистки Армении.

Постепенно ширился ее репертуар, в котором предпочтение отдавалось классической музыке – Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Форе, Каччини, Перголези, Скарлатти, Глюк. Она также исполняла произведения западноармянских композиторов, подготовила целый цикл негритянских духовных песен.

Интересный факт – Лусине была знакома с аргентинской певицей Лолитой Торрес. Когда они посетили храм Гегард и Лусине исполнила несколько духовных песен, гостья долгое время не могла прийти в себя… Такое происходило со многими. Завороженные ее пением, они теряли контроль над собой. Так произошло и с известным органистом Гарри Гродбергом, с которым Лусине выступала неоднократно. Певица исполняла «Колыбельную» Комитаса. Вдруг органист прекратил играть, повернулся к Лусине и стал самозабвенно ее слушать. Позже он признался, что такое с ним не случалось никогда…

Особый настрой вызывали концерты, в которых Лусине исполняла Аве Марию разных композиторов.

К сожалению, неизлечимая болезнь оборвала жизнь певицы в расцвете ее блистательного таланта в 56 лет. Умолк великолепный голос… И хотя с тех пор прошло много лет, в памяти людей Лусине Закарян осталась не только уникальной вокалисткой, но и скромной, доброй и отзывчивой. Ее творческая жизнь – самый высокий образец безупречной красоты и духовности.

Похоронена она в Эчмиадзине перед храмом Св.Гаянэ. А несколько лет назад писательница Нарине Абгарян посвятила ей свой рассказ «Памяти Лусине».

ЕЛЕНА ГАЛОЯН

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top