Барсег Ахбакеци (Բարսեղ Աղբակեցի), также Гаварци, Багишеци, Агбакеци, Карпелаци) — армянский богослов и философ, церковный деятель XVI—XVII веков, превративший монастырь Амрдол в один из крупнейших центров армянской культуры своего времени.
Барсег Гаварци Ахбакеци в истории армянской науки прославился именно тем, что заставил ученых-монахов вернуться к изучению так называемых внешних наук — светских знаний, философии, грамматики и т. д.
До нас дошли биографические сведения о герое нашего повествования. Барсег Ахбакеци родился в середине XVIв. в деревне Карпела обл. Ахбак в Васпуракане, в семье иерея Нерсеса и его жены Мгершах.
Имел четырёх братьев (Айрапет, Срапион, Мурат и Мовсес) и сестру Алам. В раннем возрасте покинул родные края, по собственному признанию — из-за страха перед мусульманскими правителями региона.
Получил образование у вардапета Ованеса Бргутенца, в монастыре Вард Патрика. К слову, вместе с ним тогда же там обучался Симеон Апаранци. После обучения переехал в Багеш (Битлис), в монастырь Амрдолу.
Барсег приложил огромные усилия, чтобы превратить Амрдолский монастырь в крупный образовательный центр, наподобие известных Татева и Гладзора. Благодаря его деятельности монастырь отреставрировали, построили новые часовни (в 1590-х годах).
Особая заслуга просветителя пособствовал обогащению Амрдолской библиотеки новыми рукописями, провёл реформы в системе образования. Особенно поощрялось изучение богословия и грамматики.
Барсег занимался переписыванием и распространением сочинений древних армянских философов, в частности, Давида Анахта, Порфирия, Ваграма Рабуни, и т.д., пытался восстановить прерванные традиции армянской философской мысли.
Вардапет Барсег страстно мечтал познать мирские науки, и не только ради себя, но “наипаче ради народа, дабы, возродив, распространить их среди армян, чтобы каждый постиг эти искусства и науку.”
Поэтому все время, взяв в руки внешние книги, хоть и не понимая, без конца и без устали читал их; бывало так, что он местами понимал суть и смысл слов, а бывало не понимал; но все время без устали старательно читал.
Из его учеников наибольшую известность получил Нерсес Мокаци, хотя в источниках упоминаются и Ованес Багишеци, Айрапет Аскнджавци, Овсеп Хзуеци, Маттеос Джугаеци, Закария Ванеци, Карапет и Анания Мокаци, и пр..
Когда вардапет уже был на смертном одре, он созвал к себе учеников и завещал им: “…вардапеты же должны быть прекрасно осведомлены обо всем.., ибо без знания ими всего этого, как бы [они] ни читали и ни думали, что поняли, – не будут понимать, как следует и как должно, ибо [книги эти] являются преддверием ко всем премудростям и книгам – как тонким, так и внешним.” (По А. Даврижеци)
Умер Барсег Ахбакеци 17 января 1615г., его похоронили во дворе Амрдолского монастыря, на его надгробной плите высечена стихотворная эпитафия, и в монастыре установили хачкар в память о нём.
Сведения о жизни и деятельности Барсега сохранились в многочисленных источниках. Из современников наиболее подробные сведения о нем приводят Аракел Даврижеци и Григор Даранагеци.
Последний написал краткое житие Барсега, под заглавием «История великого вардапета Барсега Багишеци, прославленного философа». А Аракел Даврижеци так говорит о его школе:
“Исстари, с древних времен, в городе Багеше при монастыре, называемом Амрдол, существовала школа вардапетов, которые, наследуя один другому, дожили и до дней отцов наших.
В то время преемником и предводителем, распорядителем и главою вардапетов того места был вардапет по имени Барсег – муж известный и прославленный, наставник многих учеников.
Этот монастырь Амрдол был сперва мрачным и безобразным, от старости весь рушился; [вардапет Барсег] разрушил все строения, начал заново строить, построил церковь, дома, а также все прочее.”
Несмотря на частые упоминания о его творческой деятельности в источниках, никакие авторские труды Барсега до нас не дошли. Сохранилось несколько переписанных им рукописей (ныне хранятся в Матенадаране, библиотеке собора Св. Иакова, в Британском музее), которые содержат его памятные записи.
Эти записи проливают свет на его философские взгляды и мировоззрение, а также содержат ряд исторических сведений о социально-политической ситуации региона.
Для оценки его роли и деятельности значительную ценность представляет направленное ему письмо некоего епископа Иованеса, сохранившееся в рукописи № 610 Матенадарана (л. 166а—168а, 1598 год).