Ида Кар – Армянка из Тамбова, ставшая всемирно известным мастером фотопортрета

Лондон, 1960 год. В художественной галерее Уайтчепел (Whitechapel Gallery) проходит выставка Иды Кар. Это событие было описано как «первая выставка фотографий одного человека, состоявшаяся в крупной лондонской галерее».

По прошествии чуть более 50 лет в Национальной портретной галерее всё в том же Лондоне открылась ретроспективная выставка «Ида Кар. Фотограф богемы. 1908–1974», ставшая новым взглядом на работы одной из ключевых фигур портретной фотографии XX века.

Ида Кар сыграла важную роль в признании фотографии в качестве изобразительного искусства. Создавая фотоискусство 1950-х–1960-х, она сохраняла для истории образы людей творческой среды. С созданных ею фотопортретов на нас смотрят английская писательница Айрис Мёрдок, французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, русский композитор Дмитрий Шостакович, английские писатели Сомерсет Моэм и Олдос Хаксли, итальянский художник Джино Северини, французский архитектор Ле Корбюзье, армянские творцы — художник Мартирос Сарьян и поэт Аветик Исаакян.

«География» работ Иды Кар не суживалась в пределах каких-либо границ. Фотохудожница была на Кубе, в Восточной Германии, в СССР — в Армении, на родине предков, она сделала серию замечательных фотографий. Отправной же точкой её «маршрута» стал город Тамбов, расположенный недалеко от Москвы.

Ида Карамян. Судьбоносная встреча в Париже. Каир – Лондон

Ида Кар родилась в Тамбове 8 апреля 1908 года в семье Анаит и Мелкона Карамянов. Её отец был преподавателем физики и математики. Детство Иды проходило дома в Тамбове, в Армении, а в 1916-м, когда ей было 8 лет, её семья переехала в Иран. Спустя пять лет — ещё один переезд. На этот раз в Египет. В Александрии Мелкон Карамян продолжил преподавать, а Ида получила образование в престижном французском лицее.

В 1928 году двадцатилетняя Ида Карамян отправилась в Париж, чтобы продолжить своё образование. Она собиралась изучать химию и медицину, но вместо этого в её жизнь вторглась музыка — она начала учиться пению. Во французской столице её ждала судьбоносная встреча.

Ида познакомилась с немецким художником-сюрреалистом и фотографом Генрихом Хайдерсбергером. С ним она начала свои первые эксперименты с фотографией. Благодаря Хайдерсбергеру начинающая фотохудожница узнала многих парижских писателей и художников.

В 1933 году Ида вернулась домой к родителям в Александрию, где устроилась помощником фотографа. Спустя несколько лет она познакомилась с Эдмондом Белали, за которого вышла замуж. Вместе Ида и Эдмонд переехали в Каир и открыли фотостудию «Idabel», которая выставлялась на городских сюрреалистических выставках в 1943-м и 1944-м.

Среди тех, кто сотрудничал с местными сюрреалистами, был поэт и художник Виктор Масгрейв, английский офицер ВВС, базирующихся в Каире. Встреча с Масгрейвом изменила жизнь Иды Кар. Во время Второй мировой войны она развелась с Белали и вышла замуж за Масгрейва. В 1945-м, когда война закончилась, супруги переехали в Лондон.

После переезда Ида Кар в качестве театрального фотографа снимала молодых актёров для их портфолио. В 1949 году Масгрейв устроился работать в небольшую художественную галерею. В том же здании, где находилась галерея, Ида открыла фотостудию.

В начале 1950-х Ида Кар фотографировала скульптора-модерниста Джейкоба Эпстайна в его мастерской. Он стал одним из первых, с кого началась её серия фотопортретов известных людей искусства. Впоследствии она сделала много портретов художников в их студиях, задокументировав социально-культурную жизнь послевоенного времени. В 1954-м в открытой Виктором Масгрейвом галерее «One» прошла выставка Иды под названием «Сорок художников из Парижа и Лондона».

Возвращение в Армению. Путешествия

С конца 1950-х Ида Кар много путешествовала. В 1957 году она отправилась в Армению — впервые после того, как была там в детстве. В августе того же года в Ереване прошла выставка её армянских фотографий.

Ида Кар стала одним из немногих западных фотографов, которым позволили приехать работать в Советский Союз. «В Ереване нет районов, где живут только бедные или только богатые. Новые многоквартирные дома и старые мазанки стоят рядом, и их жильцы живут в согласии», — вспоминала Ида после возвращения из Армении.

В 1958 году её армянские работы были опубликованы в октябрьском номере журнала Tatler, обложку которого украшала фотография куклы в армянском национальном костюме и заголовок «Возвращение в Армению». «Когда мы приехали [в Гегард], конечно, был зарезан барашек, во дворе организован пикник с шашлыком и танцами американских пилигримов под аккомпанемент местных струнных инструментов», — рассказывала Кар о своей поездке в журнале Tatler. Побывает фотохудожница в Армении ещё раз в 1962 году.

В Армении Ида Кар, владевшая армянским и русским языками, фотографировала мастеров искусства за работой или в кругу семьи — художника Мартироса Сарьяна, поэта Аветика Исаакяна, скульптора Николая Никогосяна, архитектора Григора Агабабяна. За шахматной доской в её объективе предстал будущий 9-й чемпион мира Тигран Петросян со своей семьёй.

Мартирос Сарьян — в мастерской, в окружении своих работ, рисует портрет Иды Кар. Аветик Исааякян — у себя дома и в окружении близких людей. Они сидят на скамейке, которую поэту подарили армянские архитекторы.

«Ида Кар очень любила приходить к моему деду, они спускались в сад, к этой скамейке и начинали долгие разговоры. Кар с удовольствием использовала эту скамейку в нескольких своих фотоработах», — вспоминал внук Аветика Исаакяна Авик. На этой же скамейке в саду Исаакяна сидела и кукла в национальном костюме, фотография которой попала на обложку Tatler.

Интересны фотозарисовки ереванской жизни, сделанные Идой Кар. От них исходят свет и доброта. Мы видим двух счастливых мальчишек с игрушками в руках. Кар встретила их на крытом рынке в Ереване. В одном же из ереванских двориков идёт игра в нарды — не без внимания собравшихся местных зрителей. А где-то в другом уголке города дети, кажется, решили помочь взрослым по хозяйству — они моют овечью шерсть для набивки одеял.

Продолжая путешествовать по СССР вплоть до 1963 года, Ида Кар фотографировала балерину Майю Плисецкую, композитора Дмитрия Шостаковича, писателя Леонида Леонова, художника Оскара Рабина, скульптора Сергея Конёнкова, режиссёра Бориса Брунова, писателя и публициста Илью Эренбурга, актёра Сергея Образцова. И снова все творцы — за работой, среди того, что они создают и дарят миру.

Москва на снимках Кар предстаёт в зеркале исторической эпохи. Мы видим, как на Красной площади к мавзолею Ленина выстроилась вереница людей, а над всем этим издали будто «наблюдает» храм Василия Блаженного — прошлое, другое время. Москва запечатлена фотографом и более «камерно» — в вечных образах матери и ребёнка, близких любым месту и времени.

В сентябре 1959 года Ида Кар отправилась в Восточную Германию. В Берлине в Доме немецко-советской дружбы была организована персональная выставка её фотографий. В 1962-м выставка Кар состоялась в Доме дружбы в Москве.


В объектив камеры Иды Кар попал и американский писатель Уильям Сароян. На фотографии, датированной 1960 годом, он опирается на колонну. В этой детали угадывается намёк: он не только мастер рассказа и автор своего главного романа «Человеческая комедия», но и драматург, продолжатель дела античных авторов.

В январе 1964 года известного британского фотографа ждали за океаном. Правительство Кубы пригласило Иду Кар в Гавану принять участие в праздновании пятой годовщины революции. Кар фотографировала лидера кубинской революции Фиделя Кастро и, конечно, художников и писателей. Также ей принадлежат репортажные фотографии, сделанные в Гаване и её окрестностях.

Лондонская галерея Уайтчепел открыла персональную выставку Иды Кар «Портреты художников и писателей в Англии, Франции и Советском Союзе» 22 марта 1960 года. Продлилась она до 1 мая. Выставку ждал успех — её посетили 10 000 человек. Ида Кар получила всеобщее признание критиков.

В 1960-х Ида Кар занималась съёмками животных для Animals magazine и сотрудничала с British Journal of Photography. В 1966-м историк фотографии Гельмут Гернсхайм приобрёл 124 снимка Иды Кар для своей коллекции в Техасском университете. В том же году 16 фотопортретов пополнили собрание Музея Виктории и Альберта. «Фотографа знаменитостей» не стало в 1974-м. Через 25 лет около 800 её работ приобрела Национальная портретная галерея в Лондоне, которая снова представила Иду Карамян и созданный ею портретный мир, запечатлевший «дух времени», в 2011 году.

При написании статьи использовались:

1. Материалы сайта Национальной портретной галереи (Лондон), посвящённые Иде Кар.

2. Ида Кар ǁ artrz.ru.

3. Ида Кар: фотографии из Армении ǁ bbc.com.

Журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян www.armmuseum.ru

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top