Армянские общины существовали во многих странах Древнего Востока. Основным родом занятий проживающих за пределами родины армян была торговля. По мнению ряда историков, армянские городские кварталы в Вавилоне – это своеобразные купеческие слободы.
Существует версия о том, что некоторые петроглифы на Змеиной горе изображают лодку с торговыми посредниками. Такую интерпретацию петроглифов, конечно же, можно оспаривать, хотя торговля с Вавилоном действительно осуществлялась и по Евфрату.
Геродот оставил описание особой технологии изготовления лодок для перевозки товаров: «В земле армениев нарезают ивы и делают из них бока судна, потом обтягивают их покровом из кож и делают подобие дна, не раздвигая стенок кормы и не суживая носа, но придавая судну круглую форму щита.
После этого все судно наполняют соломой и, нагрузив товаром, спускают к реке в направлении Вавилона». Впрочем, армяне прославились в Вавилоне не только как торговцы. Одной из наиболее загадочных исторических личностей остается царь Вавилона Араха.
По мнению Г. Буннера, «армянин Араха – лицо, тождественное с Навуходоносором Книги Юдифь». Аналогичной точки зрения придерживается К. Шедль, считающий, однако, что Араха – не собственное имя, а армянский титул со значением «царевич».
Настоящее же имя царя, по мнению известного историка, – Навуходоносор: «он являлся сыном свергнутого Набонида и отправился в Вавилон, чтобы заявить претензии на престол своего отца». Означает ли это, что последняя династия вавилонских царей имеет армянские корни? Точного ответа исследователи не могут дать до сих пор.