Древние истоки символа Свастики

Древние истоки символа Свастики

Свастика у разных народов имела разное название, однако, с конца XIX века распрастраняется санскритское название свастика. В Армении распространены аревxач /солнцекрест/, керxач /кривокрест/, чанкаxач /крюкрест-коготь-крест/, xачатев /кресторучный/, армнкаxач /коленчатый крест/, знак вечности и другие названия.

Известный из героического эпоса  <Сасна црер> /<Неистовые из Сасуна>/ <Крест Войны>, который завязывали  на правый рукав храбрые воины-богатыри до битвы с врагами, несомненно был свастикой, ибо именно свастика была любимым и распространненным символом армянских воинов, согласно обнаруженным древним арxеологическим материалам.

В Армении встречаются свастики и правозакрученные, и левозакрученные, которые в большом количестве изображены на горах Гегама и Сюник /наскальные изображения/, на оружиях,  доспехах, украшениях, на культовых и бытовых предметах, выявленных во время археологических раскопок.

По отношению к свастике всегда был большой интерес в мире.

Многочисленные ученые и исследователи /И. ды Морган, Мурие, Литтре, Дивмуртие, М. Мюллер/ занимались загадкой свастики.

Они пытались ответить на многочисленные вопросы, в том числе; что означает правозакрученность свастики, что означает левозакрученность, что означает слово  свастика, как  можно еë обьяснить, что символизирует  оно и т.д.

Рис. 1 Гегамское наскальное изображение, VII-III тысячелетии до н.э.

Согласно одой из распрастраненных мнений- горизонтальная линия  свастики /также креста/  материальный мир, а вертикальная-дуxовный, космический мир.

На этом изображении скрещиваются материя и дух.

Согласно последователю  джайнизма-одному из индийских иерий-четыре вправозакрученные концы свастики, представляют четыре степени  существования душ в материальном космосе;

а) первоначальная нижняя часть: б) земная жизнь, растительный и животный мир: в) человеческие состояния и г) небесная жизнь.

Все эти градуирования- сращения  материи и души в разных состояниях.

Рис.2 Сюникские наскальные изображения, VII-III тысячелетии до н.э.

Распрастранено то мнение, что закрученная вправо свастика- символ жизни и вечности.

Согласно другой точки зрения-закрученная вправо свастика имеет мужской смысл, а влевозакрученная- женский.

Эта точка зрения соответствует понятию действуюшей в космосе и природе мужской-женской, положительной-отрицательной /инь, янь/ и других однотипным противоположностям борьбы и единства.

Гегамские наскальные изображения, VII-III тысячелетии до н.э.

В этом смысле интересна выявленная из деревни Акнер /Лори/ ножны кинжала, которая датируется началом  I тысячелететия до н.э. В смысловом значении ножны делится на три части.

В самом верху-Бог Солнца, в середине-изображение напоминающее Мать –Богиню, которая взяла под свои раскрытые крылья противоположно /вправо, влево/ вращающиеся две свастики. В нижней части круглая рамка, в котором изображëн равнорукий /арийскии/ крест. Это напоминает земной шар-Мать Землю1.

  1. Описание этого изображения напоминает содержание хурри-армянской поэмы <О земном царстве>.          

Имеется распрастранненное мнение по поводу обьяснения слова свастика.

Гегамские наскальные изображения, VII-III тысячелетии до н.э.

Принято, что слово svastika  состоит из  составных частей  su  <хороший, добрый>  и  asti /быть в хорошем состоянии/, который имеет смысл  благосостояния, состояния счастья /ка-частичка/.

Ученые, занимающиеся загадкой  свастики, единомышленны в одном вопросе- свастика символ солнцепоклонных арийских племëн и распространилась вместе с этим племенем.

Во второй половине XX века  выдвинулись новые мнения о предках индоевропейцев, о прародине арийских  племëн, о созданной ими цивилизации, культуре и о других вопросах.

Пересмотрелись и заново прокомментировались много мнений. Попробуем вновь прокомментировать смысл слова свастика.

Гегамские наскальные изображения, VII-III тысячелетии до н.э.

Обратимся к древнейшим письменным источникам арийских племëн-индийским Ведам и иранской <Авесте>.  В древней индийской ведической литературе /санскрит/ встречаются слова со смыслами svar, suar <солнце, свет, сияние, блеск>.

В Авесте встречается слово hvar  со смыслом <солнце, свет>.    Индоевропейские  корни слов <аст, азд> имеют смысл  <сила, могущество> /армянское слово аствац-бог/, а силу и могущество имеют боги.

Замечаем, что слово свастика состоит из составных частей  svar suar- солнце, свет, сияющий  и  asti  аствац, бог. Следовательно можно сказать, что  слова свастика имеет смысл Бог солнца, Бог света /ка-частичка/ и связана и с Богом–Солнца /Арев-Аствац/ и с его культом.

Кинжал, Иджеван, нач. I тыс. до н.э.

Это мнение полностью доказывается выявленными во время археологических раскопок  в Армянском нагорье  множественными находками материальной культуры. Множество изображений  свастики есть особенно на Гегамских  наскальных изображениях.

В смысловом значении интересен один из наскальных изображений Гегама /рис. 1/, где из завитка, который символизирует  Бога-Солнца, рождаются две свастики–близнецы, одна из которых вправозакрученная-классическая свастика, а другая-влевозакрученная-искажëнная свастика /двойственность, также противоположность и единство/2.

Напоминающие изображения прототипа свастики есть на наскальных изображениях Сюника, где изображены человеческие образы с поднятой вверх одной рукой, другая опущенная вниз /рис. 2, снова двойственность, единство и противоположность/.  Наскальные изображения гор Гегама и Сюника датируются VII-III тысячелети до н.э.

Ножны, Акнер, I тыс. до н.э.

2. В этом случае для сравнения вспомним Санасара и Багдасара  из армянского эпоса <Сасна Црер>  /также римских Ремос и  Ромулос и других индоевропейских героев, когда один из героев безупречный и цельный, а другой немного неполноценный.

В конце 19–ого века в Армянском нагорье проводятся археологические раскопки /Реслер, Н. Марр, Морган,  Э. Шантр, Х. Самвелян/, в результате которых выявляются множество предметов с изображением свастики /также креста/.

Изучение археологических материалов показывает, что свастика была любимой символикой, особенно для армянских воинов, так как она в большом количестве изображена на оружии-доспехах и снаряжении армянских полководцев и воинов,  в раскопанных гробницах /крепость Лори-берд, Ширак, Иджеван, басейн Севана/.

Это кинжалы, сабли, ножны, лобные повязки, застëжки,  щиток-доски, пуговицы, боевые сакиры, пояса, осколки  доспеxов и  т. д.

Миска, Шенгавит, IV-III тыс. до н.э.

Как символ Бога –войны /Солнце-Бог, как могущественный  Бог, также был Богом войны/-свастика /также крест/ должна была дать силу и могущество несущему, также защитить его от ударов зла и врага.

Встречаются также предметы с совместным изображением креста и свастики, которые являются композиционными изображениями.

Свастика в многобразных видах и в большом количестве изображена на керамике, украшениях , зерновых и на других бытовых предметах, которые имели оберегающее, также культовые значения.

В Шенгавите /Ереван,  IV-III тыс. до н.э./ был обнаружен  древний глиняный сосуд /миска/ с изображением свастики, которое вновь композиционное изображение.

Лобная повязка, /бронз/, Лори-берд, 12-11 вв. до н.э.

В центре глиняного сосуда  трехрукий крест, взятый в круглую рамку, вне которого изображена битва птиц и змей, а между ними два маленьких светящихся круга и свастика.

Сакира, Артик,пол.II тыс

В керамике встречаются такие образцы, на которых свастика изображена на дне, на внешней стороне. Встречаются так же свастики с двухветвистыми и трëхветвистыми изгибами.  Такие глиняные сосуды обнаружены в Артике, Карашамбе,  Ванадзоре и  т.д.

Обнаружены  большое количество украшений с изображением свастики в Ванадзоре /Тагаворанист/,в  Лори-берде,  в Иджеване, в Артике, в Шамхоре /провинция Гардман-Утик/ и в других местах во время арxеологическиx раскопок. Это бронзовые, сурьменные  кулоны,  бусы, пуговицы и т. д.

Южнее Армянского нагорья, в Северном Междуречье, в Самарре также  обнаружены изображения  свастик / V тысячелетие до н. э./, которые изображены  на глиняных тарелках и получились от единства геометрических изображений-треугольников, квадратов и бегущих животных.

Очень интересна одна из этих тарелок, на которой изображена  Мать Земля.  В центре в виде свастики –страна сотворения-Армянское нагорье, окруженное горами. От гор берут начало четыре реки /как в Библии/.

Вождь /восстановлен А. Чагаряном/, Лчашен, пол. II тыс. .до н.э

Мать Земля окружена водами  Всемирного океана. Это изображение похоже в смысловом значении, на сурьменную подвеску обнаруженную в Шамхоре /II тысячелетие до н.э./, где в центре вновь сотворенная страна, окруженная горами, берущих от них начало  реками и водами Всемирного океана.

Как видим, сотворенная страна изображается в виде свастики – символом Творца /Бога АР/.  Так изображали наши предки ту часть  /территорию/  Мать Земли, где они были сотворены и жили.

Космическое таинство имеет также Мецаморский каменный идол с изображением свастики на правом ухе, взятой в круг. Ниже свастики – два круга и более маленький круг, который напоминает спутник.

Ложка воина, Лори-Берд, 12-ый в. до н.э

Выявлены также штамппечати с изображением свастики и другие предметы, которые свидетельствуют о широком использовании и применении предметов с изображением  свастики.

Выявлены находки с изображением свастики также в Индии, Иране, Греции, Италии, которые датированы II  и I тысячелетиями до н. э.  Эти находки также приписываются арийским племенам, которые выходя из прародины, оказались в этих и других территориях.

Щиток-доска, Басейн Севана, 13-12 вв.до н.э

В 301 г. после провозглашения христианства государственной религий в Армении, армянские мастера продолжали использовать свастику, как символ и орнамент, изображая еë на стенах Ани, на церквях Двина, на хачкарах /крест-камень/,  в средневековых рукописях, также на керамике, коврах, карпетах и т.д.

Как видим, в Армении свастика изображалась в течении тысячелетий и встречается в многообразных  видах, что не наблюдаем в выявленных образцах других стран.

Глиняный культовый сосуд Мецамор, пол. II тыс. до н.э.
Глиняный сосуд, Карашамб, пол. II тыс. до н.э.з
Глиняный сосуд Ереван, 17-16 вв. до н.э.
Зернотерка /часть/, Иджеван, нач I тыс.до н.э
ИдолМецамор, пол. II тыс. до н.э.
Глиняная тарелка, Самарра, V тыс. до н.э.

Следовательно, с уверенностью можно сказать, что свастика как символ Творца, Солнца, Света, Добра и вечности создана  в колыбели арийских племëн – Армянском нагорье, и как принятая и известная символика в течении тысячелетий изображалась на культурных ценностях и сохранилась непосредственными   наследниками  арийских племëн-hai-арменами.

В 1930 г. в Германии к власти пришли фашисты. Они объявили себя наследниками арийских племëн и символом фашистской Германии сделали свастику /закрученную влево/. Символ солнца, света и добра  стал символом зла и несчастья.

Германия проиграла  на второй мировой войне. Однако человечество и сегодня с недоверием и с недоброжелательностью смотрит на свастику. Свастика продолжает оставаться выдвинутой фашистами символом не гуманных идей.

В то время, как символ солнца и света-свастика- не имеет связи с преступлениями,  организованными одной группой людей. Свастика должна очиститься и быть снова воспринята миром и людьми так, как воспринимали еë и сохранили наши предки-солнцепоклонники-hai-армены  в течении тысячелетий.

Анжела Терян, историк. Статья из книги Анжелы Терян “История и Армения”

Перевод Татьяны Минасьян

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top