Загадки древних богов: анализ письменных шумерских, индийских и древнеармянских источников позволяет автору выдвигать гипотезы о том, что боги жили на земле и не где-нибудь , а на армянском нагорье.
Самое первое название, которое представляет древнейшее государственное образование на Армянском нагорье, в первоисточниках Междуречья упоминается как Аратта. Шумеры – создатели одной из первых цивилизаций в мире называли Аратту божественной страной. На чем было основано такое необычное название?
Этому может быть несколько вариантов объяснения. Первое самое общее: у древних народов было представление о том, что боги живут в высоких горах. Достаточно вспомнить Олимп у греков, или Гималаи индусов, куда главные герои эпоса “Махабхарата” отправляются в конце земной жизни, чтобы попасть на небеса, и где старшего из них встречает сам глава пантеона.
Поэтому горы были местом и многих древних храмов. С этой точки зрения самое высокое нагорье в регионе вполне могло считаться божественным. Однако причины столь почтительных эпитетов страны этим далеко не ограничиваются.
В те времена уже была развитая торговля. Из Шумера в Аратту везли зерно, скот, а взамен получали дерево, металлы, камень и лазурит, точнее азурит или Арминакун, “армянский камень”. Давно найдены и расшифрованы шумерские героические поэмы или эпосы, среди них наиболее подробны два: “Энмеркар и правитель Аратты” и “Энмеркар и Энсугирана”, в которых описывается отношения этих древних государств и их правителей.
Эн-Меркар (или Энмеркар) — полулегендарный правитель шумерского города Урука, правивший в начале XXVII века до н. э. Во второй поэме правитель Аратты назван по имени Эн-сугир-ана (Энсугирана или Энсукешданна).
Приводятся имена и других действующих лиц: “первого министра” (визиря или наместника) правителя Аратты зовут Ансиггариа, его высокого сановника, жреца “машмаша” — Ургирнунна, а наместника Эн-Меркара — Наменнадума. Причем отмечено, что сам правитель был и главным жрецом.
То есть, Аратта была страной имевшей теократическую власть.Это форма государственного правления, в которой и духовная, и светская власть подчинялась классу духовенства, которое в свою очередь и осуществляло власть от имени бога.
Царь Аратты одновременно являлся верховным жрецом страны. В Аратте упоминались также должностные лица в экономической сфере – налогосборщики, управляющие, что говорит об уже вполне сложившейся и развитой в стране государственной системе.
Обмен между странами не ограничивался торговлей. Вот отрывок из шумерского текста, где прямо говорится, что происхождение мудрости и искусства связано с Армянским нагорьем: “Мудрость и искусство были принесены из Аратты”.
Как гласит шумерская пословица: “Когда власти мудры, а бедняки послушны, это результат благословения Аратты”. Эта идея позже была принята и древними греками, которые выразили ее по-своему.
Теократия, как писал Геродот, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии, которая у античных мыслителей была эквивалентом совершенного состояния.
Сам обряд жертвоприношения первоначально имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвы, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, с целью добиться его милости. Сама форма теократии идет из глубин истории, она была во многих древних государствах: в Египте, Месопотамии, Тибете, Мексике и других.
Древнейшие армянские письменные источники времен описываемых у шумеров событий, то есть в III тысячелетии до н.э. дошли до нас в очень небольшом количестве и все еще не расшифрованы. Этим займутся будущие поколения историков.
Поэтому на сегодня совершенно незаменимы древние источники Месопатамии — шумерские и аккадские письменные памятники. Они помогают восполнить наш пробел и сообщают ценные сведения об истории Армении в III-II тысячелетии до н.э.
Так почему же они называют Аратту божественной страной? Как видим, горы и теократия были во многих странах, так что этого недостаточно. Но есть и другие, более важные причины. Шумеры верили, что один из их главных богов Энки (Эа, Айя или Хайя у аккадцев), пребывал в Аратте. То есть, попросту говоря, он там жил, причем не один, а с семьей и с другими богами. Айя-Энки это бог вместе со своей супругой Нинмах (Ки) создавший людей.
Причем, первого человека Нинмах создаёт из глины, получается вполне очевидный шумерский аналог библейского Адама. В самой же Библии говорится, что рай или Эдем был на земле и находился он на Армянском нагорье, откуда берут своё начало великие реки Междуречья Евфрат и Тигр. Айя-Энки божество мудрости, подземного мира, культурных изобретений, к тому же он создатель реки Тигр.
И он настолько благосклонен к людям, что предупреждает о Всемирном потопе, насланном богом Энлилем, дав возможность Зиусудре (шумерскому прототипу библейского Ноя) построить Ковчег и спастись, тем самым спасая все будущее человечество. Интересно и то, что Зиусудра, страшась гнева Энлиля, говорит, что он больше не может оставаться в Месопотамии, поэтому строит корабль, чтобы перебраться во владения Айя-Энки. То есть в Армению.
Здесь уже явное отличие от библейского варианта, поскольку шумерский Ной заранее знает свой маршрут и место спасения. Кстати, насколько бы все это не казалось удивительным, надо сказать, что в общем-то всеми давно признано.
Но тут есть и более важный момент: Аратту считали божественной страной не просто потому, что она была в горах, не потому что там была теократия, она была и в других странах, а именно потому, что там жили боги, а народ следовал их божественным законам.
И не только Айя-Энки с супругой, там пребывала и богиня Инанна (аккадская Иштар), благосклонности которой добивался Энмеркар, требуя у правителя Аратты мастеров и материал – драгоценные металлы и минералы для перестройки ее храма в храмовом комплексе Э-Ана, да еще и угрожая войной в случае отказа.
В свою очередь, в обмен на эти товары Аратта потребовала зерна. В итоге полученное от Урука зерно приводит к тому, что жители Аратты начинают симпатизировать Уруку. Затем бог бури и непогоды Ишкур способствует тому, чтобы посев Аратты дал урожай.
Но на фоне всех этих торгово-дипломатических событий неизменно присутствует главный фактор: в Аратте живут боги и богини. Но как бы нам не хотелось узнать что-либо подробнее об этом, да еще и из наших древнеармянских источников, с этим пока придется подождать.
Единственное, что можно найти у Хоренаци на эту тему, лишь одна фраза в самом начале его истории: “Грозными и величавыми были первые боги — источники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми”. Видимо, господствующая в то время религиозная идеология не позволяла ему сказать больше. А он знал намного больше.
Но следующая фраза уже про то, что от богов “отделилось поколение великанов, нелепых и огромных телом исполинов”. Какие же аналогии можно провести с другими преданиями? Далеко не все древние народы претендуют на то, что боги жили среди них и общались с людьми.
Как видим, даже шумерам приходилось добиваться их милости, конкурируя с северными соседями. Но были две наиболее развитые цивилизации, которые утверждали, что их основали, у них жили и ими управляли боги. Это Древний Египет и Индия.
Древние египтяне считали начало времен “золотым веком”. Они называли его Зеп-Тепи. Тогда на Земле правили боги, и они научили человечество основам цивилизации. Особенно яркие воспоминания сохранились о самих богах, могущественных и мудрых существах, называемых Неферу, что значит прекрасные и совершенные.
Среди этих Неферу были и мужчины, и женщины, но все они обладали множеством сверхчеловеческих способностей и могли приобретать по своему желанию любой облик.
Древнеегипетский жрец по имени Манефон из Себеннита в III веке до н.э. на основе не дошедших до нас иероглифических источников составил историю Египта, где приводится подробный список всех правителей, как династического периода, так и задолго до него, когда в долине Нила правили боги.
Сегодня все, что осталось от истории Манефона, хранится в Матенадаране. Мы обязаны Мовсесу Хоренаци не только нашей, написанной им “Историей Армении”, но и его переводами, благодаря которым до нас дошла вся оставшаяся письменная история Древнего Египта и Вавилона.
В истории Индии точно так же отмечены периоды правления богов, которых там называют Аватарами. Этот термин в индуизме обозначает нисхождения божества на землю, его воплощение в человеческом облике. Есть даже подробная классификация признаков, по которым их можно отличить от простых смертных.
А если в Древней Аратте жили боги, как утверждают шумеры, то можно не сомневаться, что нечто подобное было и там. Что же осталось в народной памяти с тех легендарных времен? Не так уж много, но несколько примечательных аналогий все же есть. Армянские слова “вера” (հավատք) и “преданный” (հավատարիմ) явно напоминают и связаны с санскритским словом “Аватара”.
Можно даже заключить, что смысл слова “հավատարիմ” первоначально был: преданный богу. Также древнее название Гюмри – Кумайри явно напоминает Кумар, которые в преданиях Индии являются старшими братьями бога Шивы. Есть интересные аналогии и с шумерским языком, например слово “Ануннаки”, которым вместе со словом “Игиги” называли богов. То есть, попросту говоря, Ануннак значит по-шумерски бог.
Так вот в грабаре есть “Теранунак” — это единственный случай, когда удалось обнаружить известное шумерское слово Ануннак в языках дошедших до наших дней, на армянском оно использовалось еще в средние века, до нас дошло с приставкой Тер (թերի), что означает неполный, полу.
То есть Теранунак дословно означает гениальный, духовный человек — полубог. И это единственный случай, когда это слово можно найти в старых вариантах живых ныне языков. Если учесть все это, то постепенно начнет проясняться и тот, казалось бы, необъяснимый факт, что Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья были высечены за тысячи лет до написания Библии.
А более подробно историю о том, что происходило в те времена, когда боги жили в древней Аратте или Армении, какое отношение имеет Айя-Энки к прародителю армян Айку Наапету, которого часть исследователей считает сыном Айя, названным по его имени, как и все прочие вопросы, станут проясняться только когда наши историки смогут обнаружить и расшифровать древнейшие армянские письменные источники тех легендарных времен. И не только для того, чтобы установить божественное происхождение армянского народа, но и чтобы просто знать. Не зря же наш историк Егише говорил, что лишь зная прошлое, можно видеть будущее.