Утерянные святыни Армянской Апостольской Церкви на Дону

Собор Армянской Апостольской Церкви во имя «Св. Григория Просветителя» на народные деньги всем миром возводили 24 года (1783-1807 г.г.). Автор проекта храма архитектор И. Е. Старов (строил Таврический дворец/Санкт-Петербург).

Храм украшали хачкары XIV-XVI в.в., привезённые переселенцами-армянами из Крыма. храме находился древне-армянская святыня-“крест-камень” (“хачкар”-древ.арм.). После закрытия церкви хачкар был перенесен в храм во имя “Св. Иоанна Предтечи” (“Сурб Карапет”-древ.арм.). Храм стоял на площади, её назвали “Соборной”. Там же установили памятник “матушке Екатерине II” (1894 г.). Согласно воспоминаниям старожилов, даже немцы не тронули красавец-собор, даже разрешили вести богослужения.

А вот по приказу КП СССР его взорвали ночью тайно (18.01.1966 г.). Протесты, представителей культуры и науки, простых ростовчан, коммунисты во внимание совсем не брали. На месте уникального храма построили безликого уродца – Дворец Культуры «Красный Аксай». Так ещё одним арм. храмом стало меньше …

Также в Ростове-на-Дону в период СССР намечался взрыв монастыря во имя “Св. Креста Господня” (Сурб Хач”-древ.арм.). КП планировала это обязательно сделать(1967 г.). Это нужно было, якобы, для того, чтобы освободить место под школу. Эти, не совсем адекватные, «планы партии и правительства» дошли до нахичеванской инициативной группы по охране памятников старины.

Руководитель группы З. Зарифян (профес. юрист) попросил помощи у своего знаменитого земляка, художника с мировым именем Мартироса Сарьяна. И только благодаря заступничеству этого великого живописца исторический монастырский комплекс «Сурб-Хач» уцелел. Храм восстанавливали всем миром.

Архитектором-реставратором храма был В. Чинчян, автором купольного креста В. Босникян. Реставрация и благоустройство монастыря и всей прилегающей к нему территории длились 4 года. Сохранились памятники видным арм. деятелям – Микаэлу Налбандяну и Рафаэлю Патканяну. В 1972-м г. было проведено торжественное открытие вновь обретённой старинной святыни ААЦ.

В наше время на территории Нор-Нахичевана действует 2 арм. храма: один при кладбище во имя “Св. Иоанна Предтечи” («Сурб Карапет»-древ.арм.; 1881 г.). Известно, что на крупное пожертвование богобоязненной мещанки из Нор-Нахичевана – А. Аладжалян построен этот красивый строгий храм в стиле древней армянской готики.

Денег меценатки хватило с лихвой, даже осталось на удобную богадельню для неимущих людей. Ныне, вместо бывшей богадельни стоит воинская часть. Настоятелем храма служит батюшка Тер-Татевос (Авагян).

В арм. храм часто заходят русские верующие, ставят свечи. Не лишним будет добавить, что на арм. городском кладбище был захоронен русский священник о. Иоанн Домовский. Батюшка был ещё при жизни большой молитвенник и прозорливец. Он служил в соборе, освящённом во имя «Св. Александра Невского».

Собор РПЦ тоже снесли коммунисты. На могиле батюшки Иоанна по “его тёплым предстательствам пред Господом” случаются чудеса и очень скоро выполняются просьбы приходящих к нему людей.

Известно, что случаются также и чудеса исцеления от болезней, что фиксируют сами верующие. Верующие РПЦ и родственники покойного батюшки Иоанна собрали средства, поставили на его могиле крест, ограду, издали брошюру о его жизни.

Верующие с благодарной теплотой рассказали, что настоятель при-кладбищенского храма ААЦ о. Тер-Татевос (Авагян) тоже внёс в это богоугодное дело по благоустройству захоронения Иоанна Домовского свою лепту. Верующие РПЦ молятся за о. Тер-Татевоса.

А недавно в Нор-Нахичеване построили 2-ой городской храм-собор ААЦ. Он стоит напротив музея Русско-Армянской дружбы в парке Нор-Нахичевана – во имя “Св. Вознесения Господня”/”Сурб Арутюн” (Нор-Нахичеван).

Там же стоит и памятник владыке ААЦ – Иосифу Аргутинскому-Долгорукому. Хорошо бы ещё снести памятник “великому” армяно-фобу-сатанисту и русофобу Мозесу-Мардехаю Леви (в миру Крал Маркс).

Да убрать это отвратительное название “Пролетарский р-н”. Как известно, этимология слова “пролетарий” означает маргинальный класс древ. Рима. Представители его жили с того, что специально рожали детей потоком на продажу в рабство (как щенят разводили). И это мерзкое название до си пор режет слух.

ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.

Наталья Соболь Из неизданного Н. Соболь “Про армянскую историю, еду и не только…”

ИСТОЧНИКИ:

Газ.: «Нахичевань…», № 20 (155), окт. 2009, ст. С.Алавердова, с.9. Кукушин B. “Исчезнувшие навсегда “// “История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья”, Р.-на-Д., ГинГО, 1995, с.275. Халпахчьян О. “Архитектура Нахичевани-на-Дону”, Ер., 1988. Респонденты: Акопян Багдасар, Мартиросян Зинаида. Мкртычян Дуруш.Газ. «Нахичевань…», № 20 (155), окт. 2009, ст. С.Алавердова. Халпахчьян О. «Архитектура Нор-Нахичевана». Н. Соболь “Карл Мркс – кто он”?, статья. Респонденты: о.Валерий, настоятель храма во имя «Живоначальной Троицы», монахиня Нина. Месежникова Татьяна. Беляева Татьяна. Пичурина Наталия.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top