Опубликовано: 13 августа, 2021 в 16:15

Урартский период — Это часть армянской истории

Если на вопрос о том, можно ли наряду с названием «Урарту» равноценно использовать слово «Арарат», положительный ответ уже получил достаточно широкое признание, то с тем, чтобы признать в мировой науке урартов просто древними армянами, пока еще довольно далеко.

В собственно урартских надписях на Ванской скале, естественно, никакого Урарту конечно же нет и никогда не было. Там страна названа Биайни (Биайнили). Считается, что это местное самоназвание с неясной этимологией. Название города Ван и одноименного озера, вероятно, восходит к Биайнили.

Армянским исследователям давно ясно, что так называемый урартский период лишь часть армянской истории, что зарубежными учеными хоть и признается с некоторыми оговорками, но, как в известном еврейском анекдоте, осадок у них все равно остается. Осадок представлений о том, что Урарту – это как бы нечто чуждое, привнесенное хурритами, хаттами, лувийцами и т.д., и поэтому не является Древней Арменией. Правда, этногенез армян уже протекал при нем и даже до него, но кто же точно знает, как и когда появляются народы – поди-ка разберись.

И это притом, что до Урарту на том же месте, то есть на Армянском нагорье, располагалось царство Хайаса, которое после исчезновения Урарту спокойненько превратилось в Хайастан (Hayastan) и уже минимум две с половиной тысячи лет так и называется.

Как же появилось слово «Армения»? Специалисты считают, что топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi, расположенной на Армянском нагорье. Это название через арамейское ˊarmǝn-āiē перешло в древнеперсидский язык. Появление экзонима «Армения» датируется VI веком до н. э., по другой версии — в 2237—2200 годах до нашей эры, но это пока дискутируется.

Согласно Хоренаци, древнегреческое название «Армения» и соответствующий ему древнеперсидский топоним «Армина» произошли от имени армянского царя Арама, который был отцом Ара Прекрасного, но легким движением пера историков-«интернационалистов» превратился в царя урартского.

Название «Армина» впервые появилось в Бехистунской надписи (VI век до н. э.) персидского царя Дария I (522–486 гг. до нашей эры). Дарий эту свою большую надпись велел перевести и на многие другие языки, текст ее был разослан во все области государства и подвластные страны. Сохранился даже ее папирусный свиток в Египте.

Бехистунская надпись

Расшифровкой Бехистунской надписи в Персии занимался в 30—40-х гг. XIX века английский археолог, ассириолог и лингвист Генри Роулинсон (1810 —1895 гг.). Она была на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском. Эламиты – один из древних народов Востока, жили на северо-востоке Персидского залива с III тысячелетия до VI века до н. э. Их язык долгое время был государственным языком Персии.

Когда прочли Бехистунскую надпись, то выяснилось, что название Армении там написано в древнеперсидской части текста – Армина (или Арминиа), на эламском – Арминуйа (hарминуиа) и только на аккадском – Урашту (вавилонский вариант ассирийского Урарту) (Отрывки из Бехистунской надписи приведены по книге: F.H.Weissbach, Die Keilinschriften der Achämeniden, Leipzig, 1911, 1968).

Очевидно, что не может быть в одно и то же время, в одном и том же месте три страны с разными названиями. Значит, следуя элементарной логике, это не три разные страны, а просто древние названия Армении на трех разных языках. То есть, учитывая это, любому непредвзято изучающему ясно, что Урарту – это Армения, как и Арарат на самом деле – Араратское царство.

Вообще в познании истории древнего мира большую роль сыграли так называемые билингвы, то есть двуязычные надписи. Таким был, например, Розеттский камень, с помощью которого Шампольон сумел начать расшифровку древнеегипетских иероглифов.

Бехистунская надпись, составленная в 522 году до н. э. дает не только упоминания названий страны на 3 языках, но вместе с ними приводит также на 3 языках, как в VI век до н. э. назывались сами армяне. Она сообщает, что против персидского царя Дария I в Вавилоне восстал правитель армянского происхождения.

Этот армянин называется теми же корневыми словами: по-древнеперсидски – армин, по-эламски – hармин, по-аккадски – урашт. Например, в четвертом столбце (§52) персидской части надписи есть такое словосочетание: «Некий армянин по имени Арака», что на древнеперсидском звучит так: «Araka nāma arminija», в эламской части – «Harakka hiše harminujara», в аккадсккой – «Arahu šúumšu úraštaja».

Значит, по-персидски армянина называли — арминия, а аккады – ураштая (урартая).

Выходит, что персидские трехъязычные надписи однозначно и безоговорочно утверждают, что аккадцы называли армян урартая, ураштая, так же как грузины – сомехи, персы, эламиты и греки – армин(ия), hармин(уяра), армены и т.д. Значит можно сделать вывод, что и все упоминавшиеся в аккадских надписях урарты – это армяне, а цари, войска и народ – это армянские цари, армянские войска и армянский народ. В другом месте Арака армянин назван сыном hалди. Известный армянский историк Рафаел Аветисович Ишханян (1922–1995 гг.) в своей книге «Вопросы происхождения и древнейшей истории армянского народа» (М., ИД «Грааль», 2002 г.)  писал, что hалди или Халди – дошедшие до нас новохурритские формы имени hайк-Хайк.

Трудно сказать, как произносился hайк за 1000 и более лет до Маштоца. Может быть, завтра выяснится, что имя верховного бога Урарту Халди и правда является интерпретацией имени родоначальника армян Айка Наапета.

Но как бы там ни было, уже имеются три важнейшие составляющие: название страны, общность языка и название народа. Исходя из всего этого, ставится ясно, что урарты — это просто одно из внешних названий армян во времена Урарту и некоторое время после него. А так называемый урартский период — лишь часть армянской истории, что зарубежными учеными пока признается далеко не всеми. Но это, как говорится, дело времени.

В науке рано или поздно всегда торжествует именно та точка зрения, которая полностью обоснована и опирается на реальные факты, какими бы привычными ни были прежние теории.

Армен Петросян armeniasputnik.am




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.