Опубликовано: 3 июня, 2017 в 3:21

Удины от прошлого к настоящему

Удины от прошлого к настоящемуТерритория нынешнего государственного образования под названием Азербайджан в не очень далекое время была населена примерно двумя десятками национальностей, которые по последней переписи в мгновение ока стали азербайджанцами.

Правда, некоторые избежали тотальной тюркизации, и одни из них удины – один из древнейших народов Кавказа, сумевшие донести до наших дней свою историю, язык, самобытность, культуру, обычаи и традиции, несмотря на свой нелегкий и тернистый путь. Удины счастливо избежали ассимиляции и растворения в тюркском море.

Может быть, их спасла немногочисленность, Божье провидение или еще что-то, но надо подчеркнуть, что именно этот народ своим существованием разбивает все «исторические» потуги Азербайджана об автохтонности тюрок и создания ими Кавказской Албании.

В древности удины были многочисленным народом и занимали современную территорию Азербайджана. Сегодня во всем мире насчитывается более 10 тысяч удин. Из них 4000 удин проживают в Азербайджане – компактно в посёлке Нидж Габалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку.

Около 4500 удин проживают в России – в Ростовской области: Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Сальск, села Александровка, Самбек, Кугей, Самарское, в Краснодарском крае: в Краснодаре, Анапе, в Динском, Ленинградском, Кущевском, Тбилисском районах.

Часть российских удин проживает в Ставропольском крае, в Волгоградской и Калужской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани, Ульяновске, в Иваново и в других регионах. Небольшое количество удин проживает в Грузии.

В Грузию удины переселились в начале двадцатого столетия и компактно проживают в с. Зинобиани (бывш. Октомбери). Есть общины удин в Казахстане (г. Актау) и на Украине (Донецкая, Запорожская, Харьковская области).

Основная масса удин переехала за пределы своей Родины в период кризиса и распада СССР, обострения карабахского конфликта, а также в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в Азербайджане.

История удинского народа уходит своими корнями в глубокую древность. О предках удин – утиях, впервые упоминает в своей «Истории» древнегреческий историк Геродот 2500 лет назад. Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н.э.), автор указывает, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев.

Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Страбона, Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и у многих других античных авторов. Этнический термин в форме «удин» впервые упомянут в «Натуральной истории» Плиния (50 гг. I в.).

Начиная с V в. н. э. об удинах часто упоминают армяноязычные источники. Более обширные сведения о них имеются в «Истории албан» Моисея Каланкатваци (VII-VIII вв.). По сведениям этих авторов, удины входили в племенной союз древнего государства – Кавказской Албании (современная территория Азербайджана) и играли в нем главенствующую роль.

Не случайно обе столицы Кавказской Албании — Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях – по левобережью и правобережью Куры.

Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Утия (в армянских источниках Утик; в греческих источниках Отена). Ареал известной ялойлу-тепинской археологической культуры (IV в. до н.э. – I в.н.э.), впервые обнаруженной в Габалинском районе у селения Нидж в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись ее носителями.

Удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания, как единое государство на основе объединения различных племен и под властью одного царя, сложилось уже к II в. до н.э. Начиная с I в. до н.э. она вынуждена была отражать постоянные атаки со стороны Рима, Ирана, хазар, арабов.

После арабского завоевания Кавказской Албании в VIII в. был положен конец единству государства, прерван нормальный ход его развития. Это стало переломным моментом в истории, оказавшимся губительным для страны и ее народов.

С этого периода начинается процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться.

Однако, несмотря на все эти процессы, подавляющее большинство удин еще долго сохраняло свое самосознание, язык, культуру и ареал обитания. Еще в 18 веке многочисленные удинские поселения имелись в Шеки-Габалинской зоне – в левобережной части Куры, а также в зоне Карабаха, Товуза, Гянджи – в правобережной части Куры.

В начале XIX века, с присоединением северного Азербайджана к Российской империи, начинается новый этап в истории удин. Теперь он уже связан с Россией и вхождением в зону русской культуры.

К тому времени наиболее компактными остаются удинские села Варташен и Нидж. В них начинается собирание всех удин, пока еще осознающих себя таковыми, свою идентичность. Этот период можно рассматривать как время относительного спокойствия и социально-экономического подъема родного края.

В Варташене и Нидже открываются школы, строятся храмы, в том числе православные, строятся фабрики, развиваются сельское хозяйство, особенно садоводство, появляются новые ремесла. Варташен и Нидж были одним из самых зажиточных сел в округе.

Для удин XX век оказался одним из драматических в современной истории. По разным сведениям, в начале прошлого века в Российской империи насчитывалось около 10 тысяч человек.

Однако по переписи 1926 г. в СССР насчитывалось 2500 удин, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в несколько раз. Такие цифры стали возможны после трагических событий в Закавказье в годы Первой мировой войны и начавшейся гражданской войны в России.

В 1920-1922 гг. часть варташенских удин (православные) переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный в Октомбери. В советский период в Нидже обновляется инфраструктура — строятся дороги, школы, больница, клуб, АТС, орехоперерабатывающий завод (позже консервный), один из крупнейших в районе, который обеспечивал работой большую часть ниджцев. Варташен также преобразуется, получает статус города и становится райцентром.

К концу двадцатого столетия основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, села Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако распад Советского Союза, начало карабахского конфликта и последующее резкое ухудшение социально-экономического положения заставили огромное количество удин покинуть родные места.

В поисках лучшей жизни они эмигрировали в Россию, а также в другие регионы бывшего СССР. Тут надо добавить, что в Азербайджане удины вместе с армянами подвергались погромам, правда без кровавых столкновений. Но их тоже заставили уехать. И между прочим, все удины в Азербайджане прекрасно говорили по армянски.

Удинская кухня очень похожа на армянскую, даже можно сказать, что они почти одинаковые. За примерами далеко ходить не надо: хариса чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тонире, яхни, долма, шашлык, тутовая и кизиловая водка…

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны.

Удины, проживающие за пределами своей Родины, постепенно меняют свой традиционный образ жизни в связи с изменениями природно-климатических и хозяйственно-культурных условий, теряют древние традиции и обычаи.

Однако они продолжают сохранять идентичность, менталитет, социальную этику и нормы поведения в семье и коллективной среде, традиции гостеприимства и уважения, почитания старших.

Удинский язык (самоназвание удин муз, udin muz) входит в лезгинскую группу нахско-дагестанских языков, занимая в ней периферийное положение (отделился раньше всех). Делится на два диалекта – ниджский и варташенский.

Степень их расхождения не препятствует их взаимопониманию, хотя каждый диалект развивается самостоятельно. Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают.

Удинский язык занимает достаточно уникальное положение среди языков мира. Уникальной является также удинская (древнеалбанская) письменность. С одной стороны, письменность у удин существовала еще с V века, когда армянским монахом и просветителем Месропом Маштоцом был изобретен алфавит Кавказской Албании, ставший в один ряд с древнейшими алфавитами Кавказа – грузинским и армянским.

Эта письменность (кавказско-албанская) отражала язык, который современные исследователи однозначно квалифицируют как древнеудинский. С другой стороны, современный удинский язык даже в новейших справочниках по языкам Кавказа характеризуется как бесписьменный. В настоящее время создана новая удинская письменность, – в Азербайджане на латинской основе, а в России – на основе кириллицы.

Созданный в V веке албанский алфавит представлял собой греческий вариант одного из несемиотических ответвлений арамейской графической основы. Алфавит состоял из 52 букв.

В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба, велись государственное дело и переписка, готовились литературные труды. После арабского нашествия, разрушения государственности и уничтожения культурных памятников, постепенно перестала использоваться и албанская письменность.

По вероисповеданию удины – христиане. Христианскую веру приняли в начале новой эры, во времена могущества Кавказской Албании.

Распространение христианства среди удин связывают с событиями I-II веков, когда апостол Елисей рукоположенный апостолом Иаковым — первым Иерусалимским патриархом, построил первую церковь в Гисе (предположительно современный Киш в Шекинском районе).

Святой Елисей был учеником апостола Фаддея, одного из семидесяти учеников Иисуса Христа. Албанская Церковь всегда считала его своим апостолом и покровителем. Многие удинские храмы посвящены его имени.

Следующий этап распространения христианства относится к началу IV века, когда в 313 году албанский царь Урнаир принимает христианство в качестве государственной религии, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви утверждался армянским католикосом.

В дальнейшем в Кавказской Албании складывается уже своя Автокефальная (самостоятельная) Церковь с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой.

В IV веке церковным центром был город Кабала, а с V в. – Барда. Ко времени Алуэнского собора (488 г. или 493 г.), созванного албанским царем Вачаганом III Благочестивым, местная церковь имела уже своего архиепископа (резиденция г. Партав – современная Барда) и 8 епархий (Партавская, Кабалинская, Гардманская, Шакинская, Пайтакаранская, Амарасская и др.).

Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь вместе с Армянской выступила против Халкидонского (халкидонитство – православие) собора. В 551 г. Албанская Церковь порвала с Византией и ее глава стал называться католикосом. Глава Албанской Церкви стал рукополагаться на месте (учреждение католикосата). Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при албанском католикосе Бакуре (688-704 гг.), после низложения которого Албанская Церковь потеряла автокефалию.

В этот период арабский халиф Абу аль-Малик подчинил Албанскую Церковь Армянской. Подчинение армянскому католикосу положило начало ослаблению Албанской Церкви. Формально албанский католикосат (с резиденцией в Гандзасаре – Нагорный Карабах) просуществовал до 1836 г., затем был упразднен рескриптом императора Николая I и решением Святейшего Синодом Русской Православной Церкви.

Эти акты положили конец номинальному существованию Албанской Церкви. В результате, большинство приходов оказалось в подчинении Армянской церкви и ее духовного центра с ХV века – Эчмиадзина.

До установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году многие удинские церкви и храмы, в том числе и в Варташене, селениях Нидж, Мирзабейли, Солтан-Нуха были действующими. С середины 30-х годов ХХ века все они постепенно начинают закрываться. Со второй половины прошлого столетия удины продолжали посещать церковь с. Джалут, что в Варташенском (ныне Огузский) районе.

В 2003 году по инициативе удинской интеллигенции в Госкомитете Азербайджана по работе с религиозными образованиями зарегистрирована Албано-Удинская Христианская община. Регистрация Общины стала первым шагом на пути к возрождению Албанской Церкви. На сегодняшний день с помощью Норвежской Гуманитарной Организации реставрирована церковь апостола Елисея в с. Киш Шекинского района.

В 2006 году произошло наиболее знаменательное событие в жизни удинского народа – завершились реставрационные работы в удинской церкви Чотари в поселке Нидж Габалинского района Азербайджана.

19 мая 2006 года здесь прошла торжественная церемония открытия Церкви. В ней участвовали официальные лица правительства Азербайджана, Норвегии, депутаты района, а также религиозные деятели, в том числе Епископ Бакинской и Прикаспийской Епархии Русской Православной Церкви отец Александр.

В последние годы Албано-Удинская христианская община совместно с переводческой организацией ”Ufuq-az” работает над переводом Библии на удинский язык. В настоящий момент переведены и изданы три книги из Священного Писания — Книга Руфь, Книга пророка Ионы и Евангелие от Луки.

В настоящее время Удинская Церковь ”Чотари” функционирует. Однако пока служба в ней не ведется, поскольку отсутствует настоятель храма. В скором времени планируется проводить церковную службу на удинском языке из числа подготовленных духовных лиц.

Карине Тер-Саакян




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 3

  • Устарели ли труды Митрополита Макария?

    В истории Русской Православной Церкви заметный след оставил Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булаков) — епископ Православной Российской Церкви, знаменитый историк церкви, богослов. Его главный исторический труд — «История Русской Церкви». В главе «Церковь Христова в Великой Армении и Албании» митрополит Макарий в частности отмечал: «Должно также заметить, что существовал еще католикос в Албании, одной из провинций армянских, начиная с поставленного там в этот сан самим Григорием Просветителем родственника его Григория. Но католикос Албанский не имел прав Эчмиадзинского, от которого получал рукоположение и находился в постоянной зависимости, пользуясь, впрочем, большею самостоятельностию и преимуществами, нежели все прочие епископы и архиепископы Армении». Что касается истории христианства в Кавказской Албании, то у современных историков существует иная точка зрения. Так, например, в своей диссертации иеромонах Алексий (Никоноров) рассказал просто криминальную историю. Иеромонах уверен сам и уверяет других, что особую роль в ущемлении прав и самостоятельности Албанской Церкви сыграла Армянская Церковь, что армянское духовенство постепенно свело на нет влияние Албанской Церкви и руками арабских властей уничтожило все литературные памятник албанов, а при помощи русского царя, вообще ликвидировала Албанскую церковь. Хотелось бы понять: Устарели ли труды Митрополита Макария? Неужели Митрополит Макарий, знаменитый историк церкви, мог пропустить такой важный факт в истории христианства, как уничтожение армянским духовенством литературных памятников албанов? Маловероятно, что св. Григорий, епископ Великия Армения, основывая свой престол в монастыре Эчмиадзин, мог предположить, что спустя века среди христиан найдутся люди, которые поставят под сомнение существование Великой Армении, а созданную им Армянскую Церковь будут обвинять в уничтожении албанской культуры целиком и Албанской Церкви в частности. Кто же интересовался историей, тот должен знать, что когда русские пришли в Закавказье, то слово «Албания» осталось лишь в названии католикосата — «Албанский католикосат», который уже в эпоху арабских завоеваний, превратился в одну церковных провинций Армянской церкви. Существование названия «Албанский католикосат» является убедительным доказательством того, что обвинение армянского духовенства в уничтожении всего албанского — это выдумка баснописцев, возомнивших себя великими историками. Следует отметить, что указом Екатерины II от 30 июня 1768 года власть Эчмиадзинского католикоса, а Эчмиадзин находился тогда в пределах Персии, распространилась на все армянские церкви, расположенные на территории России. Именно поэтому, когда Карабах вошел в состав России, сан албанского католикоса был упразднен, албанский католикосат был разделен на епархии и «албанские» церкви были подчинены непосредственно Эчмиадзинскому католикосу. Зачем же создавать миф о том, в трагедии Албанской Церкви сыграла Армянская Церковь? «В 1909 — 1910 годах с разрешения обер-прокурора Святейшего Синода Ереванская Армяно-Григорианская консистория уничтожила старые архивные документы подведомственных епархий, среди которых были уничтожены, очевидно, и все архивы и исторические документы Албанской Церкви» — утверждает иеромонах Алексий. Опять возникают вопросы. Для кого очевидно и на основе каких фактов очевидно? Позволительно задать вопрос: «А зачем армянским священникам надо было ждать разрешение русского царя, а не воспользоваться разрешением арабского халифа? В статье «Христианство в Кавказской Албании», опубликованной на сайте «Лица России. База данных «Современная Россия» следует обратить внимание и на список использованной литературы. 1. `История албан`, Моисея Каланкатуйского (VII в.) — основной албанский первоисточник по истории Кавказской Албании; 9. `Албанская хроника` албанского историка Мхитара Гоша (XIII в.) — дает полный список албанских католикосов, обрисовывая историю Албанской Церкви; 11. `История` албанского автора Киракоса Гандзакского (Гянжинского) (XIII в.). На каком основании неизвестный автор объявляет видных представителей армянской культуры албанами? Вот что по этому поводу сказал сам иеромонах Алексий, отвечая на вопросы посетителей сайта Бакинско-Каспийской Епархии. «Современная албанистика не дает нам точного ответа ни на вопрос о изначальном языке «Истории Агван», ни о времени жизни Моисея Каланкатуйского. И все же, несмотря на то, что до нас дошла рукопись XIII века на армянском языке, учеными — албанистами весьма убедительно, опираясь на доводы логических рассуждений, высказано предположение, что языком, на котором Моисей Каланкатуйский писал свою «Историю Агван», является албанский язык. А то, что «согласно данным современной исторической науки Моисей Каланкатуйский — армянский историк», Вы сильно ошибаетесь. Давно уже та наука, современником которой являюсь я, практически единодушно пришла к выводу, что Каланкатуйский является албанским историком и по происхождению в том числе. А убедительные доводы к тому, что Мхитар Гош и Киракос Гандзакаци (Гянджинский) не армянские, а именно албанские писатели Вы можете встретить у таких исследователей-албанистов, как З. Буниятов, Р. Геюшев, Д. Ахундов, например О том, какой смысл я вкладываю в расстановку акцентов той информации, которая предложена Вашему вниманию, я отвечать не стану — убежден, что историческая правда хотя дело и сложное, но благородное, а фальсификация истории заслуживает всего лишь разоблачения». Сказано достаточно ясно: опираясь на доводы собственных логических рассуждений и исследованиям азербайджанских албанистов. Если руководствоваться материалами статьи «Христианство в Кавказской Албании» напрашивается вывод, что книга митрополита Макария «История Русской Церкви» уже устарела. Позвольте задать еще один вопрос и вопрос последний: почему же ни один из азербайджанских историков, из современников митрополита Макария, не вступил с ним в полемику и не доказал, что митрополит РПЦ, освещая историю христианства в Великой Армении и в Кавказской Албании допустил серьезные ошибки?

    Автор: Валерий Хачатуров
    Источник: https://shkolazhizni.ru/authors/Harib/posts/56552/
    © Shkolazhizni.ru

  • […] Валерий Хачатуров Материал в комментарии предоставил Георгий (Фамилию к сожалению не […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.