Нахиджеван… библейская земля. Именно здесь спустился Ной с гор Араратских после потопа. «… в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горам Арарат. Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины.
Ной ждал еще 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принес в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли.
В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю» (Бытие.7:1 – 8:17).
Нахиджеван– один из древних городов Армении, построенный на месте древнейшего поселения – Кюль-Тапа. Название Нахиджеван переводится как пристанище (“нах иджеван” – по-армянски – первопристанище).
По преданию, тут же у деревни Тмбул, находился мавзолей и построенная над ним церковь, где похоронен Ной, ныне полностью разрушенный.
По свидетельствам очевидцев, побывавших на могиле Ноя, мавзолей представлял собой восьмиугольный сводчатый купольный зал, имеющий в поперечнике 10 шагов, с одной поддерживающей свод колонной в центре и низким входом. Гробница Ноя была разрушена несколько десятилетий назад.
Нахиджеван, расположенный на перепутье основных торговых путей древнего мира, издревле являлся заметным культурным, экономическим и административным крупным центром Армении.
В начале нашей эры, кроме армян в городе проживали евреи, греки, предки которых были пленены во время походов Тиграна II (Тиграна Великого).
В городе находилась крепость, следы развалин которой еще видны на окраине сегодняшнего города. Кольцо городских стен, протяженность которого составляет 3-4 км, в стратегически важных местах было укреплено сторожевыми вышками и башнями, развалины которых еще сохранились.
Рассказывая о Нахиджеване, все время приходится говорить: остались развалины, уничтожены кавказскими тюрками, то есть азербайджанцами. В Нахиджеване азербайджанцам удалось сделать то, что не получилось в Арцахе – почти нет никаких следов армян, проживавших здесь тысячелетиями.
Гавары Нахиджевана Гохтн Васпуракана, Ернджак, Шаапонк и Джаук Сюника и части гавара Шарур Айраратского края Великой Армении – все это сейчас входит в состав Нахиджеванской республики, которая по Московскому договору 1921 года между Россией и Турцией была отдана Азербайджану.
После заключения Туркменчайского договора в 1828 году они в 1828 и 1840гг. вошли в состав созданной Россией “Армянской области”, а после ее ликвидации, с 1849 по 1918гг., находились в составе Эриванской губернии. С конца 1919 года современная территория Нахиджеванской Автономной Республики входила в состав Первой Республики Армения.
9 февраля 1924 года Нахиджеванбыл провозглашен Автономной Республикой в составе Азербайджана. Начиная с 1921 года, Азербайджан проводил в отношении армянского населения Нахиджевана политику подавления человеческого и национального достоинства, изгнания с родной земли.
Вследствие этого в 1921-1989 годах коренные жители края – армяне, были насильственно изгнаны со своей Родины. Однако до 1960 гг. значительную часть населения Нахиджеванской Автономной Республики составляли армяне.
По статистическим данным переписи населения уже в 1897 году в Нахиджеване проживало 34672 армянина (34,4%), в 1926 году – 11276 (10,8%), а в 1979 году в результате проводимой азербайджанскими властями арменофобской политики в Нахиджеване проживало всего лишь 3406 (1,4%) армян. В настоящее же время в Нахиджеване не осталось ни одного армянина.
Культурное наследие, созданное на протяжении тысячелетий армянами в Нахиджеване и других районах своей исторической родины, имеет общечеловеческое значение, но увы, только не для Азербайджана.
В советское время Нахиджеван бывл закрытой пограничной зоной и поехать туда было трудно, а с армянской фамилией – просто невозможно. Фотографировать тоже запрещалось – область находится на стыке трех границ: Турции, Ирана и Азербайджана. Но были люди, которые все же сумели сфотографировать то, что осталось.
Территория Нахиджевана в VIII веке до н. э. входила в состав государства Урарту, в VII-II веках до н. э. на территории края организовалось армянское образование, входящее в состав армянского царства Ервандидов, затем до конца IХ века, являлся частью Васпураканского края, а с Х века стал частью Сюника.
Один из самых знаменитых городов Нахиджевана – Агулис. В исторических документах упоминаются двух и трехэтажные особняки горожан, ремесленные мастерские, духовные школы-скриптории, богатая библиотека-читальня, караван-сараи, 12 великолепных монастырей и церквей: монастыри св.
Товмаса (Фомы), св Христофера, Сурб Аствацацин, основанные в I-IV веках, церкви св. Минаса, св. Шмавона, св. Ованнеса, св. Акопа Айрапета, св. Троицы, Амараин. От этого великолепия сохранились лишь руины.
В Нахиджеване находится также Месропаван, поскольку здесь долгое время жил Месроп Маштоц.
Еще один знаменитый город края – Ордубад, славившийся своей историей, шелком, многочисленными дворцами, церквями, монастырями, каравансараями. И опять почти ничего не осталось…
До принятия христианства Ордубад был крупным языческим центром. До наших дней сохранились десятки деревьев священной платановой аллеи, возраст которых исчисляется 1000-1200 годами, а самое древнее дерево – могучий платан, возраст которого, по мнению специалистов, превышает 2500 лет.
И, конечно же, Старая Джуга в провинции Ернджак, ставшая символом азербайджанского варварства. Об уничтоженных хачкарах мы расскажем в следующей статье, только добавим, что уничтожены не только хачкары, но и многочисленные армянские храмы и школы.
Сам город Нахиджеван был известен своими монастырями и церквями.
По свидетельству путешественников XIII века в городе было 80 армянских церквей. К сожалению, ни один из архитектурных памятников раннего средневековья не сохранился до наших дней.
На сегодняшний день в городе имеется несколько мавзолеев XII-XV веков и армянская церковь св. Геворга, построенная на месте существовавшей ранее церкви.
В Нахиджеване действовали 219 армянских монастырей и церквей, а сегодня в крае нет ни одного христианского культового памятника, которые бы представляли ценность не только для армянской, но и общечеловеческой культуры. при хронологическом сравнении этого списка со списком армянских церквей становится ясно, что свыше 90% мусульманских памятников являются сооружениями начала 20 века.
Хочу сперва начать об описании имени города. Названия этого древнейшего города Нахчыван, которая является столицей одноименной автономной республики в составе независимого Азербайджана. А выдуманное название Нахичевань была прикреплена городу, когда в соответствии с указом императора Николая I от 21 марта 1828 года, на землях бывших Иреванского и Нахчыванского ханств была создана надуманная «Армянская область».
Таким образом и город Нахчыван вошел в состав Российской Империи и на русском назывался как Нахичевань. Такое название продолжался и в годы советской власти. И это всегда происходило по велению армян, которые занимали важные посты в советском правительстве.
Нахчыван – древняя и вечная земля Азербайджана, одна из колыбелей мировой цивилизации, тюрко-огузский край, который имеет древнюю историю, многовековые традиции национальной государственности, богатое культурное наследие и известен как один из центров ремесла, торговли, науки и культуры Востока.
На территории Нахчывана выявленные памятники периодов палеолита и бронзы, тысячи наскальных графических изображений и знаков на Гемигая (кстати именно здесь найдены останки ковчега Ноя, по этому эти места называются Гемигая, геми –корабль, гая – скала), культура крашенной посуды различной формы, следы древней культуры градостроительства подтверждают принадлежность этого края к древним очагам ранней цивилизации.
Во все исторические периоды Нахчыванский регион, как неразрывная часть Азербайджана, совместно прошел через тернистый путь и день за днем приближает свое светлое будущее. Изоляция Нахчывана от остальной территории Азербайджана в результате армянской агрессии, осуществляемая армянами и их покровителями, блокада автономной республики поставила регион в трудное положение. Но даже такие условия не сломили волю нахчыванцев, напротив, еще более закалили против невзгод.
Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев сказал: «Автономия Нахчывана – это историческое достижение, мы должны его сберечь. Автономия Нахчывана является сильным фактором, служащим делу возвращения остальных утерянных территорий Нахчывана. Мы должны сохранить этот фактор…»
В составе независимого государства – Азербайджанской Республики этот древний тюркский край, который является второй родиной пророка Нойа, из года в год развивается, а столица автономной республики город Нахчыван процветает до неузнаваемости. А его неприкосновенные, священные границы как зеницу ока охраняет сильная и прославленная Национальная Армия Азербайджана.
Наличие памятника Гемигая, историко-архитектурного и религиозного комплекса Асхаби-Кяф еще более усиливает значение этих территорий как одного из богатых в культурном отношении центров ранней поселенческой жизни человека. Не случайно, что ранняя городская жизнь также возникла именно на данной территории: город Нахчыван, являющийся крупнейшим населенным пунктом региона, стал формироваться как город 5000 лет тому назад.
Крупные племенные союзы, появившиеся IV-II тысячелетиях до н.э. на территории Нахчывана сыграли значительную роль в процессе формирования азербайджанского народа. В основном это были племенные объединения тюркского происхождения каспиев, кадусиев и нахчи.
Являясь одним из древнейших городов мира Нахчыван, который имеет более чем пяти тысячилетнюю историю, известен как один из экономических, политических и культурных центров Азербайджана. Каждая
страница пройденного Нахчываном издревле длительного исторического пути развития ясно показывает, что этот край как земля тюрков с древних времен принадлежал Азербайджану, является неотрывной его частью.
В настоящее время Нахчыванская Автономная Республика охватывает семь административных районов – Бабекский, Джульфинский, Ордубадский, Садаракский, Шахбузский, Шарурский и Кенгерлинский. В автономной республике статус городов имеют Нахчыван, Ордубад, Джульфа, Шахбуз и Шарур, имеются 8 поселков и 206 деревень.
Богатейшая история Нахчывана также привлекла внимание иностранных ученых которые приняли активное участие в исследовательских работах проводимых в этом регионе. Из них можно привести пример ученых из университетов Джорджия, Пенсильвания, Эмори, Ютах (США), из Национального Научно-Исследовательского Центра Франции, из университетов Турции и т. д. Зарубежные специалисты вместе с местными участвовали в археологических раскопках в древних местожительствах в разных территориях региона в 2006-2016 годах. В итоге изучено десятки археологических памятников, получено ценнейшие сведения о разных периодах истории Нахчывана. Научные итоги исследований, являются еще одним доказательством того, что эта древнейшая культура принадлежит именно азербайджанским тюркам. То есть в претензиях армян нет никаких исторических, научных основ. До сегодняшнего дня в Нахчыване не встречалось никаких чужих топонимов, писаний и памятников. Этого подтверждают и археологические, антропологические факты, и этнографические, фольклорные материалы. Все памятники в этом крае само собой доказывает, что Нахчыван древнейшая Азербайджанская земля. А это вновь и вновь научно опровергает вымышленные претензии армян по поводу Нахчывана.
Повторю свой вопрос в сотый раз, почему вы уничтожаете все древние памятники, которые должны были бы подтверждать вашу правоту и всю ту ересь которую вы здесь изложили?
Vigen Avetisyan- See THE ENCYCLOPAEDIA OF NAKHCHIVAN MONUMENTS
You are about this Yes I see
“В начале нашей эры, кроме армян в городе проживали евреи, греки, предки которых были плененны во время походов Тиграна II (Тиграна Великого).”
– не евреев, а иудеев – скорей всего потомков амалеков, чья земля, вера и богоизбранность была взята евреями.
Впрочем как и с греками, – скорей всего фригийцы и фракийцы (народы моря) говорившие также на армянском диалекте, – известно насколько Тигран Великий щепетильно относился к армянскому языку – разговор с греко говорящим армянином из Бузанда (поселения близ нынешнего Стамбула) по названию которому армяне именовали Второй Рим.
Самое удивительное это то , что сначала утверждается , что Нахиджевану 5000 лет и тут же начинают приводить так называемые “факты “- байки , легенды , мифы и сказания , из эпохи античности и становления христианства ! Не забывают напомнить , что название города связано с легендарным Ноем и его пристанищем , после всемирного потопа ! При этом забывают , что все – таки , с древнейших времен , название города было несколько иное и звучало вовсе не Нахиджеван , а Нахчаван , который ни к какому Ною никакого отношения не имел ! Помните , из эпоса “Сасна тцрер “, когда Сасунци Давид стал нахирчи ? Вот именно , с названием этой профессии и связано возникновение названия города Нахчаван в глубокой древности ! И это подтверждается современной исторической наукой ! Оказывается , в эпоху неолита из территории сюникских гор , а именно из современного Сисианского района , шли тропы скотоводов , по которым перегоняли скот , через переправу на реке Аракс в район озера Урмия и обратно ! Эти тропы существовали постоянно и на протяжении долгого времени ! Скотоводы останавливались на отдых в районе переправы ! Со временем эти протоптанные тропы стали международными транзитными караванными путями , а на месте древнейшей стоянки скотоводов возникло поселение , которое так и стало называться – Нахирчи аван или же сокращенно – Нахчаван ! Со временем это поселение разросся и превратился в город ! Но так как это поселение существовало с незапамятных времен , город Нахиджеван не имеет ни конкретной даты основания, ни возраста !