Предание о появлении древ. армян на землях Пиринеев восходит к серед. III тыс. до н. э. Автор, создавший, и безстрашно отстаивающий сию историч. концепцию, англичанин – ученый Эдвард Спенсер Доджсон (см. его науч. ст.: журнал «ЭУСКЕРА»; 1884 г.). Дополняют тему издания арм.-баскск. журнала «АРАКС», труды и исследования учёных – Н.Марра, А.Мишулина (СССР).
Мишулин известный испанист, глубоко занимался историей древ. испан. племён, в частности – «АРЕВ-АК-ами» («глаз Солнца»-древ.арм.), «КАРПЕТАН-ами» («страна ковров»-древ.арм.), «АРТА-бр-АМ-и» (“народ “аму”/”амы”/”амалеки”/древ. итал. и герм. королев. роды “АМАЛЫ”/?). Др. племя, по Страбону – искусные воины-«ЛУСИ-ТАН-ы» («лунная страна»-древ.арм.). «Лус»/«Луси» в переводе с древ.арм. «луна» (и арм. женское имя «Лусинэ»). Есть мн. созвучий и в названиях местностей. Так в Испании есть местность «КАР-АВ-АК» («каменный глаз»-древ.арм.).
Там работали специалисты по изучению меловых фораминифер и кокколитов (мелкие одноклеточные водоросли иридиевого пика). А баски-иберы, жившие там, 1-ые в мире научились «возделывать капусту»! Это были «древ. племена, населявшие в эпоху неолита территорию соврем. Испании». Несколько схожее название есть и в Египте – «КАР-н-АК» (дворец Аменхотепа IV; Талататс). А в удалённой от Армении Месоамерике (Колумбия) историкам известен племенной союз индейцев-«АРА-в-АК-ов» (племя «м-АК-уси» и пр.) !!!
Сами же соврем. баски всячески подчёркивают ОБЩИЕ ИМЕННО древ. армяно-баскские параллели! Так известный политик-баск Чаби Эчебаррьетта отметил: «…мы помним КТО МЫ» (журн. «LIBERATIONS», 12.06.1996 г.)! Депутат парламента Баскона Эрнесто АРШАЛУЙЦ сказал: «…боль АРМ. народа – это НАША боль, МЫ ВСЁ ПОМНИМ и ВСЁ ПРИЗНАЁМ»! Аналогично высказался и президент Баскона Пачи Лопес (24.04.2009 г.).
Также существуют народные эпосы, сказания, предания басков.
Есть и их весьма старинная рукопись, содержащая историч. хронику из частных архивов (провинция «НАВ-АРРА», древ. село Исаба). Она повествует о предке басков. Судя по имени, и по древ. преданиям самих басков – он армянин по имени «АЙТОР». Имя так и переводится с древ. баскск. – «ПРОИСХОДЯЩИЙ ОТ АЙА». Подобное имя было и у древ. армян – «АЙТОР»/«ВНУК АРМЯНИНА»! Первый слог «АЙ» говорит о многом. Кстати, родоначальника Александра Македонского по матери звали« Г-АЙ-дув-АРИЙ» т.е. – «ПРОВОДНИК АРМЯН». Ак. Н.Марр отмечал удивительную связь между названием страны басков – «БАСКОН» и внуком прародителя армян «АЙКА» (Хайк/Гайк/Гай) по имени «ПАСК».
О мн. совпадениях в истории и языке 2-х народов писали 1-ые ученые-историографы Баскона: Андреас де Поса, Эстебан де Гарибай, Балтасар де Эчаве и др. А по рассказам старожилов (предания басков) в древности их предки называли Атлантический океан «СЭ-ВАН» !!! А соврем., т.н. “Мёртвое море” в соврем. Израиле в период существования древ. арменоидного «ГАЙ-ского царства» называлось зеркально – «ЕС-ВАН» («Полн.Правос.Богосл.Словарь», 1911)!
В Грузии (древ. страна «АХАЙ-я») есть озеро «П-АРВАН-а». Баски считают, что предание об АХТАМАРЕ родилось на Басконе. Это «ОЛАЛА-ТАМАР» (и скульптура стоит). Баски даже носят такие же кепки типа «аэродром»! В с. Исаба люди до сих пор пользуются древнейшей дорогой. Её, по архаичному преданию, сделали их предки-пришельцы переплывшие океан Сэ-ван. Они были из “далёкой страны камня”, куда когда-то пришла «большая вода» (потоп?).
Эта дорога до сих пор сохранила и своё 1-ое древнейшее название – дорога «ЭРМИНИЯ» («АРМЕНИЯ»-древ.баск.). Древ. армяне основали и город Т-АР-агон (побережье Испании). Арм. этимологию в испанских названиях отмечает А.Мишулин: пещера «АР-г-АР» («Культура эль-Аргар»), город «АРЕГРАД», город «Т-АР-тесс» (он «был первоначально колонией малоазийского народа» по проф. Е.Кагарову и др.). По др. преданию 1-ые люди приплыли издалека – «где причалил к горе огромный корабль (ковчег Ноя?)». На Басконе стали появляться баск.-арм. словари (XVII в.). Известно более 500 древ. слов (а также и ругательств!) абсолютно идентичных между собой. Далее показаны явные языковые параллели в разговорной речи 2-х народов.
Географические топонимы:
АРМЕНИЯ БАСКОН
Арарат – гора Аралар – гора
Аракс – река Аракс – река
Аштарак – город Астарак – город
Аран – местность Аран – местность
Горис – город Горис – село
Деба – река Деба – река
Каркар – местность Каркар –местность
Карби – деревня Карби – деревня
Лексические обиходные совпадения:
АРМЕНИЯ БАСКОН
арич – дуб арич – дуб
айц – коза айнц – коза
ете – если ете – если
мацон – кисл.молоко матойн– кисл.молоко
мурц – кулак мурца – кулак *
гари – ячмень гари – пшено
тойл – слабый тойл – слабый
урти – водоносный урти – водоносный
орм – стена орма– стена
Кстати, с древ. арм. словом «МУРЦ» есть необычная параллель, но уже у русс. крестьян! В русс. деревнях беднота ела своеобразную “тюрю”, у неё было ещё др. название «МУРЦ-овка» ! Это – мякиш ржаной буханки (в народе “чёрный хлеб”), его заливали холодной водой, добавляли мелко шинкованный репчатый лук (или чеснок), укроп, соль и подсолнечное масло. Каждому едоку в миску закладывали количество массы сырья ровно на 1 КУЛАК !!! Потом массу заливали водой, перемешивали и употребляли в пищу. Я спросила 1 из респонденток: “А почему название такое странное – “МУРЦ-овка”? Она ответила: “Не могу сказать, так с древности у русских повелось”.
*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть – лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.
Наталья Соболь СКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ+ПЕРЕКРЕСТОК ЦИВИЛИЗАЦИИ 1 сентябрь 2020 г. Наталья Соболь ИЗ НЕИЗДАННОГО: “ПРО АРМЯНСКУЮ ИСТОРИЮ, ЕДУ И НЕ ТОЛЬКО…” Из главы I. 1. «ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ»/ «БАСКИ – ПОТОМКИ ДРЕВНИХ АРМЕНОИДОВ»
ИСТОЧНИКИ:
Адонц Н. Армения в …», с.241-242, прим. 2. Александропулос М. «Армяне …», с.49. “Полн. Богос. Правосл. Словарь”, РПЦ, М., типограф. Сойкина, 1911 г. Воронцова З. «Удивительные растения», открытки. Дейлис Р. «Арм. происхождение этруссков». Дройзен “История эллинизма” в 2 тт. Доджсон Э. «Баскские слова в арм. языке». «Загадки истории», № 1/2, 2015, с.12-13; Кагаров Е. ВДИ, 1941, 3 1, с.8-30 /ст./. Карст Й. «Алародийцы и протобаски». Мишулин А. «Антич. Испания», с.64,76,80,81,149,52,158,160,163,172,174,176,182,187,
195, М., 1959 г. Рол Д. «Боги Авариса», с.217. Щербаков В. «Все об Атлантиде», с. 126. Успенский Ф. “История Византии”, в 5 тт. «Armenias and Euska Iddunak». «Das prjphetische Werk von Nostradamus im Lihte des Weltgeschehens von Dr.Lustrio». Turingen, k.1,95. «LIBERATIONS», 12.06.1996. Респонденты: Груша Клавдия. Розенберг Борис. Рохлина Клавдия. Соболев Александр. Харькова Мария.