Опубликовано: 7 Апрель, 2017 в 19:32

Все топонимы ведут в Армению

Все топонимы ведут в АрмениюМножественные топонимические следы всех этих цивилизаций мы находим в Армении, что дает достаточно оснований утверждать: одной из первых, если не самой первой цивилизацией Земли является Армянская цивилизация, именно из Армении распространились в Междуречье, а скорее всего, и в Египет, традиции обработки земли, ирригационно-оросительных сооружений, поселений укрепленно-городского типа и т.д.

Географические названия не рождаются абы как, они являются результатом длительного мыслительного процесса автохтонного (в данном случае армянского) народа, привязывавшего к той или иной местности определенные события, происходившие здесь, закреплявшего за той или иной местностью присущие ей особенности, отражавшего в своем топонимическом творчестве те или иные особенности своего мировоззрения.

И тот факт, что на Армянском нагорье, вот уже несколько тысячелетий являющемся родиной армян, ареной нашей цивилизационно-культурной, государственной и прочей деятельности, присутствуют топонимы соседних стран, может свидетельствовать только о двух векторах развития Древнего мира: либо на Армянском нагорье не было населения, и месопотамо-египетские цивилизации колонизировали его, — тогда мы с вами были бы не армянами, а вавилонцами с коптами, либо все происходило с точностью до наоборот…

В прошлый раз мы привели несколько топонимических фактов в пользу той гипотезы, что в Армении следует искать истоки Шумерской цивилизации с ее прародиной – Нибиру.

Ниже разговор пойдет еще о нескольких знаковых названиях, следы которых ведут опять-таки на нашу родину. Итак, знакомьтесь: Элам, одно из первых в мире государств, возникшее где-то в 4-3 тыс. д.н.э. в районе нынешнего иранского Хузестана, к востоку от нижнего течения Тигриса, в бассейне реки Диз и ее притоков.

Кстати, название реки происходит от древнеармянского Диц, что означает пантеон богов – дицатун, а также центр поклонения им.

В дальнейшем этот термин послужил основой для образования множества армянских топонимов по всему нагорью (один из древнейших – гора Дизапайт в Арцахе с монастырем Катарованк на вершине, бывшим капищем), а в фарси приобрел также смысл укрепленного селения, крепости (в этом качестве особенно часто он встречается в Нахиджеване).

Дальше – больше: столицей государства Элам был город, название которого в современных западных языках звучит как Суза, в русском – Сузы, в фарси – Шуш (близ его развалин и поныне существует город Шуш), а в родном языке Элама, то есть в армянском, – Сос (с множественными вариантами – Сосэ, Соси, Сосьяц, Шош, Шуши).

Да, да, и современные арцахские Шуши, Шош, Сос, а также сотни подобных топонимов по всей Армении – это древнейший армянский корень со значением, во-первых, дерева соси – платана или чинары, а во-вторых, святилища, непременно возникавшего в древности по соседству с этими исполинскими, а потому – святыми деревьями.

Более того, нередко происходило и так, что рядом с воздвигнутым храмом основывалась платановая роща, и вся местность получала название Сосьяц. Как и сам армянский народ, впервые наименовавший его, дерево соси (платан или чинара) живет тысячелетиями – примером тому знаменитые соси в Схторашене в Арцахе и в Вордуаре (Нахиджеван).

Кроме столицы, в Эламе существовало еще несколько городов, названия которых либо прямо, без каких-либо изменений звучали на армянском – Аван (поселение), Адаматун (дом Адама), Аншан (выделенный, построенный), либо претерпели незначительные транскрипционные изменения – Симашки (от Дзмен, Дзмавш), Парахсе (от Парах) и т.д.

Городские ворота Нинерии

Аккадцы называли государство Эламту – имя, производное либо от армянского “ту” – дающий, дарующий, приносящий (катнату – молоко дающий, птхату — плодоносящий), либо от армянского “тун” – дом, родина, а также династия.

Наконец, само название Элам сохранено в нескольких десятках армянских топонимов в самой Армении – гора Элама в Армянском Тавросе, село Элами в районе Харберда, горы и села в Гехаркунике, Карсской области и т.д. Нередки и транскрипционные варианты или искажения – Аламан, Авламан и пр.

Сам топоним, думается, восходит к древнеармянскому “алк”, “ал” – корню, первоначально обозначавшему злых духов подземного мира (в противоположность “каджк” – духов добра и неба).

Таким образом, в Армении сохранено не только само название Элама (оно даже является производным от армянского корня), – звучавшие на древнеармянском названия городов этого государства не оставляют сомнений в происхождении его основателей… И легендарный древний армянский Шуши – тому лишнее подтверждение.

В Междуречье в различные периоды древней истории существовало много городов, которые либо являлись самостоятельными государственными единицами, либо входили в тот или иной период в состав Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и т.д.

Некоторые из них опять-таки носили армянские имена, которые можно найти и на Армянском нагорье. Например, города Ур и Урук, названия которых восходят к древнеармянскому корню “h-ур” – огонь (с мягким “р”) или “h-ури” – духи лесов и рек, и часты также в Армении.

Прежде всего, это знаменитый Орекаванк в Арцахе, кроме того, встречаются топонимы Орьяц, Урут, Ури и пр. (но не путайте с Уренут или Урекан – от “урени”, липа). Название города и государства Ниппур восходит к тому же армянскому “навер”, а от последнего – к Нибиру, о которых шла речь в нашей первой статье.

Названия Дур-Шаруккин, Дура-Европос и подобные, бесспорно, ведут свою родословную от армянского “дур” – древнейшего топообразующего корня со значениями ворота, проход в горах, удобный путь по перевалу.

В качестве второго определения к нему часто добавлялось этно- или гео-ориентирующее слово, как то: Дур Аланац – Аланские Ворота, Дур Киликио – Киликийские Ворота, или определение характера местности: Еркатадур – Железные Ворота и т.д.

Сначала корень использовался с мягким “р” (и так до сих пор пишутся, например, названия Гайли Дур или Друнк – Волчьи Ворота), затем – с твердым. Кстати, во многих языках этим термином, заимствованным из армянского, обозначается дверь – английское “door”, русское “дверь” и пр.

Общепринята версия происхождения гидронима Евфрат – армянский Епрат, индоевропейские (читай – древнеармянские) и клинописные Пурат, Пуратту, Упрата, производные от них арабский Фурат и тюркский Фырат – все они имеют значение пресной текущей воды.

Но обходится вниманием тот факт, что, во-первых, ближе всего друг к другу лингвистически стоят именно армянский и все клинописные, то есть древнейшие варианты, а во-вторых, только в армянской топонимии сегодня сохраняются варианты, наиболее полно раскрывающие суть древнейшего “индо-европейского” гидронима.

Сотни армянских рек, а вслед за ними и прибрежных сел испокон веков назывались от древнеармянского корня “ах-бюр” – родник, источник воды, а значит и жизни.

Сотни армянских топонимов начинаются с “Ахбра” – то есть родниковый, приречный, приисточниковый (простите за труднопроизносимость).

Отсечение первого слога, присущее некоторым армянским диалектам, оставляет здесь “бюр”, “бр”, “бра” – и получается, например, арцахский Браджур (первичный Ахбраджур, родниковая вода).

С этим лингвистическим превращением пересекается древнеармянский корень “бюр” – десять тысяч, множество, в основном применимый именно к гидрографии, к родникам (Бюракан – множество родников, от другого корня “ак-н” – родник, отсюда и око – глаз), и что же получается?

А получается древнейший армянский смысл названия древнейшей армянской реки – Ахбрату, Брату, Пиратту, Упрата, Епрат, Евфрат, Фират – вода, дающаяся родниками, пресный поток, рождаемый в источниках. Кстати, и сам Епрат, и его крупнейший левый приток – Арацани, начинаются с нескольких десятков родников.

Вот так – только с применением материнского армянского языка может быть раскрыта смысловая, а значит и цивилизационная сущность названий Древнего мира, – названий, дававшихся тысячелетия тому назад на древнеармянском языке либо древними армянами, либо находившимися с ними в близком родстве и под их мощным влиянием месопотамскими народами.

Ассирийский барельеф с изображением охоты

И первая книга христианства, которая во всех языках называется всего лишь “книга”, и только в армянском – “дух божий”, содержит в себе полное географическое описание Армении, о чем и пойдет речь в следующей статье.

Григор Бегларян




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.