Опубликовано: 28 Май, 2017 в 1:12

История письменности на территории Армении

История письменности на территории АрменииВ X-V тыс.до.н.э. на территории современной Армении применялись эцагиры («козье письмо») — древнейшая в мире форма письменности, не расшифрованная по настоящее время (Гегамские горы, Севанский бассейн). В III-II тыс.до.н.э. в Армении применялась система иероглифического письма, которая служила основанием для создания первого алфавитного письма, известного в науке под названием гиксосского алфавита (С.Айвазян).

Таким образом, в Армении известны четыре разновидности древнейшего иероглифического письма: эцагиры (козье письмо, X-V тыс.до.н.э.), гиксосский РXVII в до.н.э.), мецаморские иероглифы (XIX в до.н.э.), иероглифы из рукописей Матенадарана (первая половина II тыс.до.н.э. и древнее).

Большинство знаков алфавита гиксосов выявлены автором среди наскальных рисунков, опубликованных Институтом археологии и этнографии АН РА,а также среди иероглифов обнаруенных архитектором С.Петросяном и представленных им центру «Поиск».

Графический анализ знаков иероглифического письма, алфавита гиксосв и иероглифов из рукописей Матенадарана не оставляет сомнений в выводе: родительницей системы письма, древнейшего алфавита в мире являются выбитые на скалах своеобразных каменных «скрижалях» Армении знаки (ср. с каменными скрижалями данными Яхве Моисею на горе).

Армянская иероглифическая система

Армянские иероглифы в больших количествах сохранились в средневековых рукописях. Наиболее известна Ерзнкайская рукопись, где указываются как знаки, так и их значение. Выведенные на полях средневековых манускриптов иероглифические письмена являются реликтами некогда мощной реликтовой системы, господствовавшей в Армении в III-II тыс.до.н.э.,до того, как армяне стали использовать клинопись.

Как указывают среднвековые авторы, «наши предки (т.е. армяне) использовали эти письмена для выражения своей речи». Впервые иероглифические письмена в их первозданном виде были обнаружены С.Айвазяном на Мецаморе в 1963 г. (рис. ).

Это высеченные на гладкой поверхности туфа наскальные рисуночные знаки — пиктограммы, совершенно схожие с теми, которые сохранились в средневнковых армянских рукописях. Армянская иероглифическая система имеет ряд черт сходства с хеттской и египетской системами, однако отличается от них,составляя самостоятельную систему.

Как и в египетских иероглифах,здесь встречается линия картуша — овал, окружающий имена богов и царей, но на Мецаморе картуш имеет форму как овала, так и четырехугольника. Мецаморские иерогифы были прочтены путем сравнения их с иероглифами из средневековых армянских рукописей, где сохранились и значения знаков.

Клинописный кодекс армян был схож с клинописью ассиро-вавилонян, но имел, конечно, и ряд отличительных черт, важнейшим из которых являлся принцип алфавитности: группа знаков клинописи у армян чаще, чем у других народов, выражала не слог, а один отдельный звук. Впервые клинопись на территории Армении была обнаружена в 1862 г.; с тех пор стало известно нескоько сот надписей.

Преимущественно тексты высечены на базальтовых или туфовых монолитах ровными строчками или отчеканены на медных и бронзовых щитах, шлемах, сосудах. Хотя тексты клинописных надписей Армении и были выявлены с помощью двуязычных надписей, однако их фонетическое звучание оставалось спорным, т.е. полная расшифровка до последнего времени не была выполнена.

Это было связано с тем, что знакам армянской клинописи механически придавали то же самое значение, которое они имели в ассиро-вавилонской клинописи, без учета присущих им специфических отличий.Ясно, что клинопись в таком случае читалась фонетически несколько искаженно, скажем, вместо того, чтобы прчесть «Ван» приходилось произносить «Биайна» и.т.д.

В 1959 г. С.Айвазян сумел методом фонетических соответствий восстановить истинное произношение знаков армянской клинописи и показать, что весь корневой состав клинописных текстов имеет индоевропейское происхождение и все они написаны на языке архаического грабара. Алфавитная система гиксосов состоит из 21 знака.

Исследовав проблему происхождения буквенных знаков древних алфавитов, С.Бабаяну удалось выявить единые принципы их создания. Например, он пришел к выводу, что общим и основным для армянского, древнегреческого, древнеиндийского (брахма) алфавитов является мировоззренческий аспект. С.Бабаян показал, что гиксосский алфавит (древнесинайские письмена) образован из 12 знаков Зодиака, знаков ощущений( вкус рот, осязание — ладонь, слух — волна, зрение — глаз см. Таблицу) , а также трех знаков, символизирующих вечные божественые понятия — Разум, Дыхание, Время.

Последние три знака (19,20,21)являются основанием на котором держится все сущее. Древние мыслители придавали дыханию особое значение, считая его одним из основных свойств живой души.Не случайно, что многие народы считали, что душа вечна (без дыхания нет жизни, ср.у йогов упражнения для дыхания, по армянски душа оги). Знаки угол ( ) и семена ( ) означают мышление и рост.

Согласно философии древних, внутренний мир человека (микрокосмос) является зеркальным отражением внешнего мира (макрокосмос) и между ними существует взаимосвзь. В алфавите гиксосов именно эта взаимосвязь и обнаруживается: знаки Зодиака (макрокосмос), знаки ощущений, мышление и рост (микрокосмос) в системе координат «разум, дыхание, время».

Древнегреческий и древнеиндийский (брахма) алфавиты вобрали в себя вместо знаков Зодиака первоэлементы, армянский — вобрал также первоэлементы, а также (вместо ощущений) обобщенные гносеологическеие понятия — категории, что является отражением мировоззрением эпох их породивших.

Таким образом, алфавит представлял собой систему моделирования души, ее модель; ведь основными свойствами души,как считали древние философы, были движение, ощущение, мышление и рост. Движение — это знаки Зодиака. Остальные, как отмечено С.Бабаяном отображают ощущение, мышление и рост.

Рассмотрим знаки Зодиака, его календарный круг. Одно вращение внешнего круга дает год, одно вращение внутреннего круга неделю. Небесные светила властвовали над днями недели. Им соответствовали и металлы. Неделя начиналась днем Луны и заканчивалась днем Солнца.

В мифологии древних народов мышление связывалось с Луной, а время с Солнцем. С.Бабаян отмечает,что гиксосский алфавит начинается знаком быка (символ Луны) и заканчивается крестом (символ Солнца у древних армян), т.е.эти два знака символизируют пару (единство) противоположностей — ночь и день (как и добро и зло, огонь и вода и т.д.). С.Бабаян разбивает знаки алфавита на тройки, которые по его мнению символизируют дни недели (и соответственно отображают в целом свойства небесных тел).

То есть все строки интегрируют модель недели. Вращаясь они набирают месяц (один знак Зодиака), затем второй и т.д. до полного календарного круга и при этом постоянно воздействуя на рост, ощущение и мышление (с учетом разума, дыхания и времени). Не случайно, именно гиксосы в период правления Египтом ввели реформу календаря.

Можно с уверенностью подчеркнуть, что Библейские слова «в начале было слово и слово было от бога и слово было Гиксосы реформировали египетскую календарную систему во время своего правления. Число 3, как и голова быка символизируют в образно-художественной форме Луну (Н.Хентце).В древней мифоогии мышление связывалось с Луной,а время с Солнцем. бог…» в данном контексте осмысливается по новому, обретают конкретность во времени и в пространстве.

Создание подобного алфавита гиксосов это величайшее достижение аборигенов Армянского нагорья в развитии цивилизации. В.Иванов отмечает, что сотворены были не только материальные элементы; для них было создано «слово» и далее «творение сопровождалось и направлялось словом, выразившим некое подобие божественного порядка с тем, чтобы осмыслить созданные элементы».

По представлению древних слова исходили из сердца (души), (В обиходе и сейчас употребляют «слово, исходящее из сердца, души (или от всего сердца, от всей души)».) следовательно звуки с помощью отображающих их символов (букв), представляют также модели души, космоса (ср. работы С.Арояна по расшифровке древнеармянских хазов). С.Бабаяном убедительно показано, что первый в мире алфавит создан на основе синтеза и анализа довольно таки сложных и глубоких представлений древних о душе и системе взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, о роли и месте человека в космосе.

Несомненно, что в алфавите сконцентрированы в комплексе элементы знаний и опыта в области астрономии, натурофилософии, теологии, математики, лингвистики. М.Хоренаци в своей истории в рассказе о деятельности и походах славного и могучего родоначальника Арама указывает, что тот»предписывает жителям страны (Проти Армения) научиться армянской речи и языку.

Кесарией стали в последующем называть жилище (дастакерт), построенное и названное по своему имени наместником Арама Мшаком. Коренные местные жители этой страны (вначале, не умея правильно произнести, они именовали жилище «Мжак» вместо Мшак).Что здесь самое важное и интересное?

А самое важное и интересное это то, что следует объективно признать, что использованные в то время буквы (как можно научиться языку без букв) были недостаточны для точного выражения звуков, произносящихся в армянской речи. М.Хоренаци далее в разделе «О Даниеловой письменности» пишет, что в Месопотамии (посмотрите на карте где находится Кесарий) жил некий епископ Даниил у которого были письмена (начертанные в давние времена ряд букв, расположенный в порядке греческого алфавита).

Месроп Маштоц и Саак Великий пришли к убеждению, что «этой письменности, с ее полученными как подаяние буквами, недостаточно для точного выражения звуков, произносящихся в армянской речи.

Затем Месроп отправляется в Эдессу к некоему Платону (язычнику, начальнику архива), который обладал познаниями в армянском (черз своего бывшего учителя Епифания),который забрав в архиве Эдессы труды мудрецов, и удалившись, принял христианство. Платон, признав свое бессилие затем обращается к Маштоцу.

«Найди его, и твое желание исполнится».Маштоц находит Хропаноса, ученика умершего Епифания, но также ничего не добивается.Далее он обращается к молитвам. «И видит он не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своем сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне (поддержанную автором).Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертаний.

И не только показалось это ему, но и во всех подробностях отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде. И воспряв от молитв, он создал наши письмена, придав совместно с Хропаносом окончательную форму готовым месроповым буквам, посредством отлаживания армянских знаков в соответствии со складностью эллинского алфавита.

Таким образом, задолго до Маштоца были буквы (армянские знаки) с помощью которых обучались армянскому языку (гиксосский алфавит, затем даже Данииловы письмена) коренные жители Проти Армении (примерно 1800 г.до.н.э.).

Подчеркнутые слова М.Хоренаци это художественно-образное описание структуры и метода творческого процесса изобретателя, который не только сумел воссоздать(технологию мировоззрения древних с помощью символов) старый алфавит, но и развить его с учетом уровня развития армянской речи, используемой гаммы звуков, добавив новые знаки (в том числе гласные) и символы, используя при этом наскальные образы и рисунки древнейшей Армении сохранивших национальные черты и опыт, а затем придает совместно с Хропаносом окончательную форму этим армянским знакам.Т.е.он не придумывает сам их формы, а используя символику наскальных рисунков, придает окончательную форму

.Вот почему архитектор С.Петросян удивляется и сам удивляет многих своими находками образов из наскальных рисунков, которые очень сходны с формами букв армянского месроповского алфавита. С.Бабаяну удалось раскрыть также принцип построения месроповских букв, который заключается в том, что все 36 букв образуются соединением двух разнородных элементов, где первый тип (основной) принадлежит одной из восьми однородных групп, символизирующих философские категории Аристотеля, а второй тип (вторичный) — группе, символизирующей философские элементы: землю, воду, воздух, огонь и эфир.

Количественное соотношение между однородными группами основных элементов равно 1:2:3:4:5:6:7:8, а между вторичными элементами, пропорции, причем,не случайной, о которой писал знаменитый Платон.

Маштоц не мог взять произвольное количество тех или иных элементов, так как в его эпоху, также как и в античности, во всем господствовало представление о красоте, гармонии, которые в свою очередь связывались с симметрией, пропорцией.

Данный подход позволил исследователю обнаружить и другие закономерности, касающиеся упорядочения и названия букв. Перейдя к исследованию древнегреческого алфавита, созданного три тысячи лет тому назад, С.Бабаян к своему удивлению, обнаружил аналогичный принцип и там.

Выяснилось, что алфавит, по представлению древних греков, является моделью души, которая состоит из сочетаний ощущений и мировых стихий, а сами буквенные знаки получаются при помощи сочетаний знаков и стихий.

Количественные соотношения, как основных, так и вторичных элементов также являются гармоничными. Аналогичная модель обнаружена и в древнеиндийском алфавите, только философская концепция там другая, соответствующая древнеиндийской философии.

Вместо заключения

Итак по Каменной летописи цивилизаций следует (согласно Библии), что существовал когда-то на земле единый народ и единый язык — единая цивилизация (до потопная). После потопа, остатки цивилизации в лице Ноя и его детей (сыновей и их жен) приплывают в Армению, выходят на сушу и начинают распространяться по земле, неся знания и опыт по миру, основывая зачатки возрождаюшейся цивилизации.

Потомки Иафета-Айка, вновь освоив территорию Армянского нагорья (носителя допотопной цивилизации) сохраняют, впитывают и развивают в большей степени культуру и язык , традиции, верования, пантеон богов, и другие элементы цивилизации, и в результате достигают огромных по тем временам достижений в различных областях человеческой деятельности, в частности создают первый в мире алфавит.

Вступая во взаимоотношения с другими народами наши предки под ударами соседеий более отсталых кочевых народов (идолопоконников) постепенно теряют свою силу, могущество, государственность. Наступает время смут и раздоров. Пришел, наступил час испытаний.

Сурен Айвазян Миниатюры и фотографии: Александр Бакулин

Древнеармянская — рукопись
Буква Ա (А) армянского алфавита, его каллиграфические виды писания («еркатагир», «грчагир», «нотргир», «шхагир», «болоргир») и их исторические изменения с V века. Месроп Маштоц — рукопись 1776 года Академик Грачья Ачарян — автор нескольких исследований посвященных истории создания армянской письменности.



ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 2

  • […] Величие Маштоца в том, что он сумел приобщиться к информационной сокровищнице предков. По одной из версий, он довольно долго путешествовал, прежде чем ему удалось подарить армянам алфавит, которым мы пользуемся по сей день. Есть все основания предполагать, что он побывал в этом Карадаране (или другом аналогичном, ведь такие же наскальные рисунки обнаружены и в других горах, во всяком случае — на территории нынешней Армении) и изучил запечатленные там буквы. Безусловно, подобный труд могла бы выполнить только высокоодаренная личность. […]

  • […] что ему удалось восстановить древнейшие письмена —гиксосский алфавит, осуществив реформу с тем, чтобы сделать […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.