Опубликовано: 15 Сентябрь, 2017 в 15:27

Хачкары в Норатус — Армения

Хачкары в Норатус - АрменияНоратус — самое большое в Армении поле хачкаров. Хачкары (крест-камни) имеют особое и священное для армян значение. Старейшие из них датируются 9-ым веком.

Норатус находится в Гегаркуникской области Армении, в 95 км от Еревана. Местность расположена недалеко от озера Севан.

Поселение Норатус впервые упоминается в Средние века. Однако считается, что Гегам, потомок прародителя армян Айка, построил городок Норатунс, что означает «новые дома».

Легенда, связанная с хачкарами Норатуса гласит, что во время нашествий Тамерлана жители села «одели» хачкары, чтобы издалека она выглядели как солдаты. И эта хитрость сработала, войска Тамерлана отступили.

Старейшая часть кладбища включает в себя около 800 хачкаров, которые датируются 9 -17 веками.

Первым по величине полем армянских хачкаров было поле в Джуге (Нахичевань), где было около 2500 хачкаров. Однако эти хачкары были целенаправленно уничтожены Азербайджаном в 1998-2005 гг.

Сейчас Норатус — самая большая коллекция крест-камней. Один из хачкаров Норатус был подарен Британскому музею в 1977 году Католикосом Вазгеном I.

Недалеко от кладбища находится церковь Св. Аствацацин (Богородицы). Она была построена в 9-ом веке, и сейчас разрушена. Еще одно интересное место — церковь Св. Григора, датируемая 13-ым веком.

Церковь Святого Григория Просветителя (Норатус) wikipedia.org


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


One comment

  1. НАХЧЫВАН ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ СТРАНА
    И ВЫДУМКИ «АРМЯН» ФРИГИЙЦЕВ.

    Неотделимая часть Азербайджана Нахчыванская АР является древним регионом мировой цивилизации. Археологические образцы материальной, культуры этой земли повторяет культуры первобытнообщинной эпохи. Эта земля с тысячелетия до н.э. и сегодня была родиной густонаселенных прототюрков. Об этом свидетельствуют древние городищи, населенные пункты и посёлки как Кюлтепе, Гилян, Кызылвенк, Вайхыр, Дайирманери, Чилдани, Шортепе, Халадж, Хошкешин, Шахтахты, Нахаджир, Кызыл Ванк, Аксал и т.д. в Нахчыване. Археологические находки и разведочные работы американских, французских, английских археологов на этой территории показывают, что в Нахчыванском крае оседлая жизнь и городская культура прототюрков возникли еще в VI тысячелетии до н.э. (Emily Hammer, Veli Bakhshaliev, Lauren Ristvet/Pleinary resultc fromm a nev survey fields and upland areas in Sharur reqion / Naxcıvan — Duzdaq”. Naxcıvan: Acami 2013, s. 149-176; Lauren Listvet, Hilary Gopnik, Veli Bakhshaliev, Safar Ashurov/ 2010-2011 American-Azerbaijani excavations at Oğlanqala “Naxcıvan — Duzdaq”. Naxcıvan: Acami 2013, s. 39-66)
    Эта древнетюркская земля охватывала земли Иреванского ханства (нынешнюю выдуманную Армению), Зенгезура, Маку, Полдешт, Урмии, и магала Сурмели. После оккупации царской Россией и после «Тюркменчайского договора» 10 февраля 1828 года эта древняя тюркская земля разделена между Россией и Ираном.
    Сотни источников свидетельствуют, что древним населением этого края были прототюрки асы-асеры, турукки, кутийцы, лулубейцы, нахары, команы, шубары, турди, хурриты и т.д. А среди этих племен нет название фригов-нынешных «армян». Многие топонимы этого края – следы этих тюрков древних времен, упоминается в книгах древних греческих историков Гекатея Милетского, Геродота, Страбона, Клавдия Птолемея, Плутарха и других. Обо всех этих и других прототюркских племенах упоминание в книге древних авторов Геродота, Квинт Крутий-Руф, Плутарха и т.д. [Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. I, Пер. с древне-греческого M.Томашевской; И.В. Медведева. Москва: Правда, 1990, 592 c. с. 192, 238, 515; Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 c. II 30]. Многие достоверные факты этих племен встречается и в «Географии» Страбона. По его сведениям, эти прототюрки были более цивилизованные народы в Закавказье и ещё в VI тысячелетии имели алфавита и поэзию [Страбон ХI, с. 137-138, Х IV, с. 500-572]. Нахчыван как древний и большой город Южного Кавказа упоминается и на греческом языке как «Наксуан» у К.Птолемея [Клавдий Птолемей. Географическое руководство. См. Латышев В. В. Известия, ВДИ, 1948, XXIV, №2 с. 252, 254]. А Иудейский историк Иосиф Флавии ещё в I веке считает Нахчыван колыбелью мировой цивилизации. По его мнению, Ноев ковчег остановился на земле Нахчыван [Иосиф Флавии.Иудейские древности /Пер. с греческого Г.Г. Генкеля, т. I, СПб.,1900, 716 с. , с. 14]. И Грузинские источники V-VII века показывает территории как страна прототюрков (Л.М.Меликсет-Бек. Источники грузинские./Обзор источников по истории Азербайджана, вып. 11, 1939, s. 120-124). Эти сведения встречается и в упоминаниях арабских путешественников среднего века Хордадбек, Ал-Балазури, Ибн-Ал Фагих, Шихабеддин Мухаммед –ан Насави и т.д. Здесь упоминаются территории Нахчыван как древней, тюркской страной в форме Нашава, Наксуан, Нагши-Джахан и т.д. и пишется, что эта земля родина одних тюрков (Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Наsави. Жизниопиsание sултана Джалал–ад- Дина Манкбурны. Баку: «Элм» 1973, 450 с. с. 164). Все эти исторические факты свидетельствуют, что прототюркские племена были аборигенными населениями на этом древнем крае.
    Сегодня эта Автономная Республика, объединяя в себе 7 районов – Садарак, Шарур, Шахбуз, Бабек, Кенгерли, Джульфа и Ордубад, охватывает территорию 217 городов, посёлков и сёл, и население этого края одни азербайджанцы. Нахчыванская Автономная Республика была богата древними памятниками, историей и культурой. Наскальные рисунки и надписи в Гямикае, в Нуведи (Нуведи оккупировано армянами), каменные орудия первобытных общин, культура Мустье в Газма магаре, Дуздаге и кромлехи в Кюльтепе, Шортепе, Хошкешине, Агсале, Халадже, Деирманйери, Дидиваре, Огланкале, Гызкале и т. д., ценное наследие наших прадедов, прототюрков древнего Азербайджана.
    Древние разнотипные находки археологических памятников неолита, энеолита, палеолита, каменного и железного веков Нахчывана были разграблены армянскими и русскими «археологами» в конце XIX и в начале ХХ веков. Кавказское отделение Московского Археологического Общества не занималось системной археологической работой, а вело раскопки в интересах Царской России и раскопки носили случайный характер. Все это выявлено и из работ самих авторов (Мещанинов И.И. Краткие сведения о работах археологической экспедиции в Нагорном Карабахе и Нахичеванском крае / Сообщ. ГАИМК. Вып. 1, Л., 1926, с. 217-240; Пасхалов Я. Килитъ // СМОМПК, вып. 13, Тифлис, 1892, с. 335-344).
    Все эти процессы при советской власти произошли и с памятниками на территории Нахчыванской земли. Армянские инженеры, которые занимались стройками, выбирали те места, где были караван-сараи, древние постройки ханов и беков, мавзолеи, храмы, цитадели, башни, которые были связаны с Тенгрианством, таким религиозным направлениям, как суфизм, или памятники, связанные с тюркской мифологией. Все они были разрушены и ценное наследство, каменные плиты с надписями, древние украшения исчезли навсегда из истории Нахчывана.
    Около 43 мавзолеев, тюрбе, магбара, кюнбаз, цитаделей Тенгрианства, таких, как магбара Нойа, Даркенда, Амбараса, Атабека, Астабада, Гилантюрбе, Имамзаде Бадамлы, Хансарайы, один тенгрианский храм в Казанчы и т.д. были разрушены. Только на территории города Нахчыван с невиданным вандализмом были разрушены древние постройки, потому что не соответствовали с идеологией бывший царской Россией и СССР. Сотни крепостей – Дуйлункала, Афканкала, Баш кала, Бабек, Бердик, Билевкала, Казанчы, Чалханкала, Тансак-Данзиккала, Гйиланкала, Далмакала и т. д. разрушены с целью стереть, историю древних азербайджанцев с этой земли, из этого края. Крепость Казанчы, которая относилась к III тысячелетям до н. э. и связана с племенем Касситов, была взорвана в 1986 году при постройке водохранилища в селе Казанчы. Там еще была разрушена крепость Партав. Армяне, переселившиеся в села Шурут, Гял до 1952 года разрушили крепость Сюзут и 3 храма Тенгри в селе Шурут, Парадаш и в Гяле, вблизи озера Шахаббаса. Около 40 караван-сараев, свыше 50 крепостей, около 100 мечетей были разрушены и взорваны в Нахчыванской земле как несоответствующие с атеистическим взглядам СССР, и ограблены их исторические богатства. Все эти памятники, начиная с IV тысячелетия до н.э. и до XII века н.э., охватывали 6 тысячелетний период древнего Нахчывана. Все эти процессы произошли перед глазами местных населений азербайджанцев. А ВЕС МИР МОЛЧА СЛЕДИЛ ВСЕ ЭТИ ВАНДАЛИЗМЫ. ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ТВОРИЛИ ХРИСТИАНЕ И ИХ ЗАЩИЩАЛ ХРИСТИАНСКИЙ ФАКТОР, ЗА СЧЕТ АРМЯНОВ…
    Все эти процессы велись под лозунгами «перестройки» и постройки разных учреждений вроде клубов, сельсоветов, школ, больниц, библиотек и т.д.
    Самые болезненные процессы произошли с медными, серебряными, железными изделиями и древними коврами. При советской власти все эти этнографические вещи (серьги, браслеты, кольца, ожерелья, нарядные вещи, кинжалы, кувшины и т. д.) собраны в исторических музеях и подпольно украдены армянами, которые работали в судебных органах и органах милиции. Все они увезены в Армению для создания «АРМЯНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ». Надо сказать, что большинство люди добровольно этот антиквариат продавали армянским скупщикам из-за бедности.
    Это произошло и с археологическими материалами. Начиная с 1870 года, Нахчыванские археологические находки привлекала внимание К.А.Никитина. Он в Дуздаге нашел каменные молотки (Никитин К.А. Гор. Нахчывань и Нахчыванский уезд / СМОМПК. Вып. II, Тифлис, 1882, статья от 1881 г, с 109-142). Это послужило сигналом для Русской империи и в конце ХЫХ, в начале ХХ века с Нахчыванскими археологическими находками произошел умышленный вандализм. В 1896 г. Н.В.Федеров на территории Кызылбурун-Кызылвенг обнаружил ценные археологические материалы, тесно связанные с историей Нахчывана и относящиеся ко II тысячелетию до н. э. прототюркским сакам. Все они доставлены в Санкт-Петербург, а в 1909 г. А.С.Спицыным опубликованы «результаты» всех этих исследований (Спицын А.С. Некоторые Закавказские могильники // Известия ИАК, вып. 29, СПб., 1909, с. 3-15.). По опубликованным материалам все эти находки не относились к Нахчыванской культуре, а считались «Закавказских могильников».
    Эти находки саков характеризуя тюркскую культуру, относившиеся ко ЫЫ тысячелетию до н.э., были отвезены в Санкт Петербург. Потому, что раскопки на Араксе давшие чрезвычайно интересные материалы, особенно Ванги ташы-клиноописы, и саксие культурные материалы связанные с закавказской культурой II тысячелетия до н. э. повторяли среднеазиатский стиль. Здесь особое внимание было уделено памятникам эпохи бронзы, известным еще по раскопкам Э.Реслера. По этой же целью И.И.Мещанинову и А.А.Миллеру надо было вести раскопки, чтобы отнести памятники эпохи бронзы к христианской истории.
    И в настоящее время неизвестны места сбережения этих находок. Очередные ограбления были учинены С.В.Тер-Аветисяном. Он вывез оттуда около ста мраморные плиты с древнетюркскими надписями, золотые монеты, кувшины, медные серьги, разные браслеты, ожерелья и т.д. в «Кавказский музей» (Государственный музей Грузии. Инв. Книга № 54-14, с. 1-11.; Тер-Аветисян С.В. К археологическому обследованию Хараба-Гилана // Изв. КИАИ, т. VI, с. 165-178). Действительно ли там остаются эти вещи? Конечно, нет. Это политика служили тем, чтобы стереть из этой земли древнетюркскую историю.
    Армянам надо было ещё бросать тень на этнографию населения Нахчывана. А эта миссия поручена 1896 г. Е.А.Лалаяну. Они покупавшие ценные золотые и медные серьги и изделии, разные браслеты, ожерелья, поясные кямеры и т.д создал «армянский этнографический музей» с этими этнографическими материалами. А потом он, описывая Нахчыванскую этнографию, делает «вывод» о том, что «древняя армянская этнография влияла и к Нахчыванским населениям» (Лалаян Е.А. Нахичеванский район: Этнографическое обозрение. Вып. I, т. XIII, Тифлис, 1906, с. 205-208; Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. II, вып. I, СПб., 1904, с. 168-171).
    Этот погром, происходивший с археологией, этнографией Нахчываской АР, не ограничился этими территориями. На территории Азербайджанской земле; Нагорном Карабахе, Мингечаура, Килликдаге, Муган и Мильско -Карабахской степи, Гяндже, Иреванском ханстве и в Грузии где древние жилищи азербайданцев оторванные И.В.Сталином в 1940-50 годов, в Южном Азербайджане, и на оккупированной земле Русской империей в Махачкале, Дербенте и т.д. Почему-то все эти культурные наследия были доставлены в Москву, в Санкт-Петербург (Ленинград) и отправлены в Тиблиси и в Иреван. Почти такие целые экспедиции целесообразно занимались воровством на территорию Нахчывана и в регионах Азербайджана. ТОГДА БЫЛА ОДНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ-ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВСЕГО КАВКАЗА.
    Параллельно на земле Иреванского ханства, жилые сооружения и находки, которые были обнаружены С.А.Сардаряном из этой территории, были отнесены к «армянской культуре неолита». Можно спросит у фригов-«армянов». ВЫ И СЕГОДНЯ МАЛОЧИСЛЕННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА. КАК МОЖЕТЕ БЫТЬ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЕ НЕОЛИТА? Конечно нет. Показывайте хот один исторический факт.
    Наверно все эти процессы смешны истинным историкам и интеллигентным лицам всего мира. Фригийцы-хайасы, изгнанные из Фракии в V веку до н.э., на территории Азербайджане создают культурные памятники, связанные с закавказской культурой II тысячелетия до н.э. повторит среднеазиатский стиль, и относятся к эпоху неолита и бронзы. Естественно все эти одни выдумки.
    С.А.Есаян и Э.В.Ханзадян во время археологических исследованиях из территории Зангезуре, в Иреванском ханстве Элар-Туране «нашли ценные находки связанные с армянской историей» (Есеян С.А. Археологические находки в Зангезуре // Советская Археология, 1962, № 3, с. 199-208; Ханзадян Э.В. Раннебронзовое поселение близ села Аревик // Сов. археология, 1969, № 4, с. 157-170; Скульптура Армении эпохи ранней бронзы // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. Москва: Наука, 1981, с. 5-19; Ханзадян Э.В. Элар-Дарани. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1979, 189 с. с. 92-101).
    Вслед за русскими археологами под руководством А.А.Миллера и И.И.Мещанинова армянские археологи в 1926 году разграбили каменные могильники со всеми их материалами в Кызылбуруне-Кызылвенге и в Чуге-Гюлстане. Они опубликовали лишь скудные, краткие сведения о работах в Нахчыване. В их сведениях и сообщениях почти нет никаких научных результатов этой экспедиции (Мещанинов И.И. Изучение доисторических памятников Азербайджана за последние пять лет // Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1929, вып. 2, с. 3-15.; Миллер А.А. Археологические исследования в Нахичеванской Республике летом 1926 г. / Сообщения ГАИМК. Т. I, Л., 1926, с. 71-142). Ими подпольно увезены все ценные находки и антиквариат в Санкт Петербург, Москву, Тифлис и другие города, где было организовано русское «археологическое общество».
    А дальше грабителем археологических материалов в Хараба-Гилане занимается и «археолог» С.В.Тер-Аветисян. Он тогда (1913 г.) был членом Кавказского отделения Московского Археологического Общества. Обнаруженные там древние золотые монеты (в числе 500 экземпляров), ценные фигурки и др. предметы тюркской культуры были просто присвоены С.В.Тер-Аветисяном. Ему удалось из Ордубадского района (Верхняя Аза, Нижняя Аза, Дер на побережье реки Аракса) вывезти 80 пудов мраморных плит с надписями на древнетюркском и арабском языке, кувшины, куски полуистлевшей материи, разные медные фигурки как вазы, медные сосуды с древними рисунками III тысячелетия до н.э. Будто бы он обо всем «сообщал начальству», будто эти ценные находки руками Тер-Аветсяна были отправлены на Кавказский музей, 80 пудов мраморных плит были прочитаны в форме сообщений 3 мая 1914 г. в Кавказском отделении Московского археологического общества (Известия КОМАО. Вып. 4, Тифлис, с. 8. Протокол № 70, от 3 мая. 1915,, с. 48). Как видно, Армянские «археологи», не изучали историю Нахчывана, а занимаясь ограблением, бесчестным путём копили золотые монеты и другие ценные вещи как экспонаты для будущей «армянской истории».
    Археологические раскопки в Кюльтепе города Нахчывана головки оси ручного веретена и тагалаги, глиняные и костяные прялки, керамические сосуды, ткании, склети, конии датируемые IV-III тысячелетиями до н.э. неопровержимо доказывали, что в древности, на этой территории Нахчывана население занималось скотоводством, развивались прядильное и ткацкое ремесла (Гуммель Я.И. Некоторые памятники раннебронзовой эпохи Азербайджана /Краткие сообщение института материальной культуры им. Н.Я.Марра. Вып. ХХ, Москва: Ленинград, Изд. АН СССР, 1948, 61-62).. Эта культура, эти археологические находки распространилась и на земле Иреванского ханства, и в древнем Ханкенди, оккупирован советской империей переименован в «Степанакерт». Кроме того в начале ХХ века на территории Кабала, Шемахы, Барда, в том числе и в Нахчыване, велись крупные археологические раскопки, научные результаты которых, повторяя друг друга, обогатили историю мировой цивилизации. В Барде обнаружен клад Селивки, монеты, и такие же клады найдены в Нахчыване. Вообще, культурные наследия и археологические находки древнего Нахчывана были отнесены к «Кюро-Аракской культуре», которая охватывала территорию всего Азербайджана.
    Из изложенных материалов об этногенезе древнего Нахчывана и его основной части территории Иреванского ханства, выявлено, что и на территории Азербайджана, и его неотъемлемой части Нахчывана, жили одни прототюркские-протоазербайджанские этносы. Несомненно, эти культурные наследия на этой же территории с древнейших времен до нашего дня, принадлежали этим же племенам, которые распространились и на территориях других древних и современных тюрков.
    В этом отношении весьма интересны и ценны сведения К.Х.Кушнарева и Е.Н.Чубинашвили. Они, затрагивая вопрос Куро-Аракской культуры, рассматривают группы памятников, имевших определенную специфику, указывают их хронологические этапы, отнеся эти находки ко времени не позднее рубежа IV-III тысячелетий (Кушнарева К.Х., Чубинишвили Т.Н. Древние культуры Южного Кавказа. Ленинград: Наука, 1970, 191 с., с. 60-64, 86-87, 179-181). Эти мысли повторяются и в работах ученого Р.Н.Мунчаева. Он считает родиной этой культуры междуречье Кюры и Араза-Аракса (Мунчаев Р.М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии: Исследования советской экспедиции в Ираке. Москва: Наука, 1981, 320 с. с. 29-32, 196).
    Обобщая все материалы об истории и археологии, о топонимической системе и языке, о культуре и этногенезе Нахчывана, можно сказать, что древние прототюркские-протоазербайджанские племена около 8 тысячелетий жили на этой земле. Они, создавая свои тысячелетнюю культуру и памятники, связанные с их поверьями, мифическими представлениями, обрядами оставили своим наследникам. Эти элементы истории нашего народа развивалась вместе с тюркскими народами, которые сегодня имеют свои государства в разных регионах тюркской земли, если можно так сказать – от рассвета до заката.
    Культура и топонимическая система, архитектурных материалов и этнография древнего Нахчывана, восходят к VI-V тысячелетиям до н.э. Все это говорит и о городской культуре Нахчывана в V-IV тысячелетиях. А ТОГДА АРМЯНЕ- ХАЙАСЫ ВООБЩЕ НЕ БЫЛИ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЕ. Все это культурное наследство было создано тюркскими племенами, начиная с конца V тысячелетия до н.э. и до нынешнего времени XXI века н.э.
    Но, к сожалению, при Советской России история этого края в разных книгах исторических материалов написана по заказу политики России. По этой же причине история этой земли в исторических материалах показана не точно, а народы ее были отнесены к группам пришельцев.
    Нет сомнения, что в этих условиях возникает ряд вопросов. Где же тогда творцы этой культуры? Они же не могли уйти из истории все, до единого человека. Почему тогда имена всех населенных пунктов на тюркском языке и жители этого края одни тюрки? Это же не результат нескольких столетий, а длительные процессы тысячелетий.
    Мы, опираясь на историю античности, ответим на все эти вопросы.
    В истории Нахчыванской АР многогранные события, одновременно явления этнических процессов отражены на страницах книг древних писателей, путешественников и географов. По нашему мнению, нельзя историю этого края ограничить сведениями и данными, отраженными в «советской истории» и сведениями тех источников, которые служили конкретной политике. Если отнестись к этой проблеме объективно, то нам обязательно нужно подходить к этой теме с новой концепцией. Исследовать все источники, связанные с этногенезом и древней территорией Нахчывана и исследовать все летописи древнего Египта, Ассирии, Хеттов, Урарту, которые развивались и приобрели могущество по соседству, оставляя упоминания об этой древней земли, об их населении. А армянам это недоступно, им нужно только выдумать истории.
    Конечно, нам следует еще раз обратить пристальное внимание на историю таких древних Азербайджанских государств, как Митанна, Аратта, Манна, Мидия, Атропатена, в состав которых входила Нахчыванская территория как могучая провинция, а иногда и как свободная страна, царство, ханство. А государство Албания, которая армяне считают «армянским государством» были тюркское государство все цари Албании были тоже одни тюрки. Мы об этом показали исторические факты и достаточно смотреть книгу К.Гандзаклы «История Агван» (Киракос Гандзакеци. Иcтория Армении – Албании. Пер. и комментарий Л.А.Ханларяна. Москва: Наука, 1976, 357 c с.327-341).
    Как показаны историческими данными, после оккупации Нахчывана и Иреванского ханств, которые входило в состав Нахчыван в 1826-28 годах Царской Россией, а позже и Советской властью, против истории и культуры нашего народа осуществлялся циничный вандализм. На территории древнего Нахчывана и Иреванском ханстве армяне с помощью русских и иранских государств ими была ограблена и уничтожены наши языковые культуры, письменные летописи в Тенгрианские архитектурные сооружения.
    По указу Николая I 9 июня 1849 года была создана «Армянская провинция», а в 1918-1920 годах «Армянская Республика. В ХV-ХIХ веках на территории 15 магалов – Гырхбулаг, Зянгибасар, Гёйче, Ахсаглы, Сюрмели, Деречичек и т.д. отмечено в источниках 522 населенные пункта только в Иреванском ханстве. 310 населенных пунктов были опустошены варварской политикой России и уничтожены все архитектурные сооружения, которые не соответствовали христианством. До 1936 года все эти названия были изменены на армянский язык (Марков Ф.Г. Экономический быт государственных крестьян Ереванского уезда Ереванской губернии // МИЭбГКЗК. Т. III, Тифлис, 1886, с. 132-146.; Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX — начало XXI в. Москва: Альфа, 2004, 544 с. с. 305). Потом изо всех Тенгрианских храмов были изъяты письменные свидетельства о древних тюрках, которые были написаны на мидийском, гаргарском, албанском и др. языках. Все они были исчерпаны будто они на «армянском языке» представлены всему миру как «летописи армянского народа».
    После этого варварства многие храмы Тенгри превратили в христианские церкви для армян.
    Археологические материалы на территории этого древнего края, которые и сегодня дают ценные научные сведения, полезны не только народу азербайджанцев, они являются и основным фактором для обогащения мировой истории новыми обоснованными сведениями. Сведения и упоминания греческих, европейских, русских, грузинских и др. ученых, и результаты исследований ученых этих же народов в области этногенеза, истории, археологии и этнографии Нахчывана подтверждают следующие:
    1. Нахчыван с древними своими территориями (Иреванское ханство, Зенгезур, Ыгдыр, Карс до Ардахана и Ванна, Полдешт, Салмас, Маку и т.д.) являясь один из древнейших очагов мировой цивилизации, был родиной автохтонных прототюрков-азербайджанцев. Здесь културы местных населений-Азербайджанцев, относятся к периоду не позднее VI тысячелетия до н.э.
    2. Период возникновения городов на территории древнего Нахчывана приблизительно относится к V тысячелетию до н.э.
    3. Этногенез Нахчыванской земли с древних времен до н.э. и в период н.э. повторяет этногенез тюркских народов Поволжья, Средней Азии, Алтая и Сибирских тюрков. Культурное наследие древних и нынешних территорий Нахчывана, это культура древних прототюрксков-азербайджанцев.
    4. Этногенез Иреванского ханства аналогичен этногенезу тюркских народов, до конца XX века был представлен тюркскими племенами, и там не выявлено ни одного чужеземного племени, которое могло бы стать основой для армянских выдумок.
    5. Язык и этнография армян формировалась под влиянием язык и культуры Азербайджанского народа, особенно после их переселения в Иреванское ханство в 1828-1845 годах.
    Итак, нет сомнения, что армяне должны снова исследовать свою истинную историю, вернувших на Балканскому полу острову, если там у них есть история. Если были их не изгнали от туда. Им подходит история фригийцев, которые ассимилированы еще в V веке до н. э. древнетюркскими, хеттскими, ассирийскими племенами, как подтверждают сами армянские «историки». Наверное, армянским историкам нужно сначала проследить исторические процессы и исследовать свою настоящую историю, а не заниматься воровством чужих историй. Они не должны заниматься «выдуманной историей», потому что этим поступком нынешние «армянские историки» свою же молодежь и будущие поколения приводят в замешательство. Она, «армянская история», в своем настоящем наряде бедна, темна и не прозрачна. В будущем новые поколения «хайасов» не найдут свою историю и они не простят этих историков за обман и ложь, которые они сегодня творят. Им выгоднее писать историю фригийцев, если она осталась у них!
    Об этом конкретно писал Манук Абекян: «Кто по происхождению армяне, как и когда, откуда и каким путем они пришли сюда, до армян кем они были, с кем и какие были их связи, кто и как влиял на их языки и предков? К сожалению, нет в наших руках истинных и четких доказательств, подтверждающих все это» (Абекян Манук. История армянской литературы. Ереван, 1975., с. 11).
    «Армянские историки», если обратите внимание для исследования мифической истории армян, а также истории и этногенеза азербайджанского народа, в том числе и Нахчывана, и Иреванского ханства, мы не использовали ни один научный труд азербайджанских, тюркских исследователей, кроме архивных материалов. Остальные писали вы-ваши историки.
    Исмаил Гаджиев.
    Доктор исторических наук, профессор, Академик НАН Азербайджана.
    Фирудин Рзаев.
    Кандидат филологических наук, доцент, сотрудник Нахчыванской Отделении
    НАН Азербайджана.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.