Охты Дрни – монастырь расположен в Гадрутском районе в 3.5 километрах от деревни Мохренес на живописном склоне горы Юхусен. Прекрасна и удивительно богата природа этой местности.
На ее фоне особенно привлекательно и гармонично выглядит монастырский комплекс. Весь отрог и его склоны покрыты густыми лесами. Среди этой зелени девственной природы неожиданно перед взором открывается монастырь.
Шаген Мкртчян в своей книге «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха» пишет, что подобный памятник единичен в Арцахе, но думается, что он единичен и в мире, поскольку в идею строения заложены доблесть и трагедия одной арцахской семьи.
По местному преданию церковь «Охты дрни» была построена единственной сестрой в память о семи братьях, погибших за свободу края.
Здесь же, в окрестностях монастыря, располагается родник Могила сестры (у армян принято в память умерших возводить роднички – пулпулаки, из которых каждый может испить водицу и помянуть усопшего – это пояснение для тех друзей, кто не знает).
Могила считается святым местом паломничества. В честь самоотверженных братьев здесь зажигаются семь свечей.
Храм представляет интерес не только тем, что является одним из древних культовых сооружений в Арцахе: главная церковь принадлежит к типу весьма редких, круглых многоапсидных зданий. Кстати, церковь считается единственным памятником такого типа на территории Арцаха.
Монастырский комплекс состоит из трех основных зданий: притвора, церкви и здания от которого осталась лишь нижняя кладка. Притвор, полностью разрушен, от второго здания остались лишь нижние кладки стен, но церковь, хотя и не в лучшем виде, все еще стоит.
Развалины притвора и других сооружений примыкают к церкви с ее северо-¬западной стороны. К сожалению, состояние их не позволяет судить об этих сооружениях хотя бы приблизительно.
Конкретная дата постройки церкви остается неизвестной, но анализ основных архитектурных форм, объемно¬пространственного решения и орнаментов позволяет отнести их к числу раннесредневековых памятников примерно V – VI вв. Некоторые исследователи считают датой постройки церкви 570-ые годы.
Подкупольное пространство церкви окаймляют четыре подковообразные апсиды шириною в два метра и приблизительно равной глубины, а также диагональные ниши, проемы которых направлены к центру зала.
Эти ниши имеют чисто декоративное значение, они не выполняют роли коридоров для прохода в приделы. Внешняя форма церкви соответствует внутреннему решению.
В плане она представляет собой розетку с четырьмя большими и столькими же маленькими полукруглыми лепестками. Приделы и ниши перемежаются с круглыми пилястрами ¬ деталь, которая не встречается в других однотипных памятниках.
Между куполоносящими арками выше ниш сохранилась каменная кладка, которая позволяет предположить, что барабан купола был восьмигранным (четыре большие и четыре маленькие грани). Краевые арки осевых приделов и три-четвертых ниш опираются на капители восьми пилястров.
Два восточных пилястра декорированы своеобразными, нигде не встречающимися орнаментальными поясами. Необходимо отметить, что церковь, проявлет определенное сходство с церквями Армении тетраконхного типа VII в.
Охты дрни построена из неотесанных и грубоотесанных камней. Исключение составляют капители с очень архаичным орнаментами в виде зубцов. Стены довольно массивны, что присуще церквам раннехристианского периода.
Вход в церковь открывается с западного придела. Сохранился также тимпан входа. Церковь с этой стороны сильно разрушена. В сравнительно хорошем состоянии находятся южные и северные стены. Единственный сохранившийся оконный проем, расположен в стене северной апсиды. Церковь изнутри была оштукатурена известковым раствором.
Второй ярус церкви составляет купол, тяжесть которого была разделена между осевыми подковообразными арками т дтагональными опорными нишами. Купол полностью обрушился в молельню и скрыт под толщей земли.
В монастыре почти не сохранилось литографий, не считая надписей на двух хачкарах сравнительно позднего периода. Один из них находится в глубине алтаря, под окном, а второй ¬ в развалившейся часовне, во дворе монастыря, в нескольких десятках метрах к юго¬западу от церкви.
На территории монастыря сохранились хачкары, древнейшие из которых датируется 10-12 вв. Первый хачкар архаичного стиля относится к X¬II вв. Крылья вырезанного на нем креста завершаются полуокруглыми выступами. На верхней части плиты изображены виноградные лозы с гроздьями. Внизу высечена надпись: “Боже, Иисус Христос. Поминай и помилуй Ашота…”.
Второй хачкар, который является прекрасным образцом резьбы по камню, имеет конкретную дату и хорошо сохранившуюся надпись: “В лето армянское 493 (1044г.). О святой господний (крест)! Заступись перед Христом за собрата Кандалия “.
Местные жители называют руины Шинатехом – селищем. Сюда редко кто приходит, но все же приходит, о чем свидетельствуют свечи в семи лепестках.
Совершив сюда паломничество вы почувствуете святость этого забытого места, до которого не так уж и легко добраться, собирая благодать с каждого лепестка и воздавая молитву за тех, кто на протяжении веков отстаивал, защищал и продолжает защищать свой край.
На краю оврага возвышается восточная стена “Красной” («Кармир») церкви (фото 5), которая была построена в 10 веке. Что интересно, эту церковь, как и «Охты дрни», возвела тоже женщина, о чем рассказывает сохранившаяся надпись: «В лето 449 (1000г.) при царствовании тэр Гагика, сына Мусе, я, Софи, дочь Мусе, построила дом (боями) ради спасения души моей и моих родителей».