Учитель Айк Манукян – Человек повлиявший на творчество Мартина Скорцезе

Учитель Айк Манукян - Человек повлиявший«Итак, вторично призвали Фарисеи человека, который был слеп и сказали ему: — Воздай славу Богу, мы знаем, что человек тот грешник. Он сказал им в ответ: — Грешник ли он? Не знаю. Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. (Евангелие от Иоанна, глава IX, стихи 24-26). Памяти моего учителя Айка Манукяна. С любовью и преданностью, Марти.»

Этими словами оканчивается фильм Мартина Скорсезе «Бешеный Бык» 1980 года, который получил две премии «Оскар».

Все началось в 1960-х. Ни один человек не оказал большего влияние на творчество Скорсезе, чем Айк Манукян — скромный профессор кинематографии в Нью-Йоркском университете, который помог сформировать философию целого поколения студентов киношколы 1960-х годов…

Скорсезе понял, что его итальянское наследие, его католическая вера, его рок-н-ролл и его внутреннее смятение могут синтезироваться на экране. Кино могло сделать все это. Видение кинопроизводства Манукяна сформировало новое призвание Скорсезе. Позднее Скорсезе писал, что думал, что все его религиозные страсти могут быть источниками для его фильмов:

«Но как только [Манукян] заговорил о фильме, я понял, что я мог бы показать эту страсть в кино, а потом я осознал, чем католическое призвание было, в некотором смысле через экран, для меня» («Streets» 93).

Уровень влияния теории кинопроизводства Манукяна на Скорсезе, также уровень религиозной страсти в снятых фильмах Скорсезе, можно увидеть в поэтически негативной оценке фильма «Бешеный бык» Полином Кейлом, в которой Кейл обвиняет Скорсезе в смешении кинематографа и церкви и в желании стать святым кинематографом.

Мартин Скорсезе — сын Маленькой Италии, мальчик из алтаря церкви Святого Патрика, и выпускник Нью-Йоркского университета, действительно борется за право быть «святым в кино», и чаще всего ему это удается.

Те, кто знали Манукяна, вспомнят то, что он рьяно принуждал своих студентов в Нью-Йоркском университете к тому, чтобы увидеть и связать идею видения с естеством искусства и религии.

В качестве вступления, например, для его эссе «Искусство кинорежиссера», руководитель Скорсезе цитирует критика викторианской эпохи Джона Раскина: «Величайшей вещью, когда-либо cделанной человеческой душой, является возможность увидеть что-то и обдуманно рассказать об увиденном.

Один мыслящий человек стоит сотни говорящих, а тысячи мыслящих – как один способный увидеть. Ясно увидеть поэзию, пророчество, религию, всё в одном» (Манукян). Скорсезе нашел поэзию, пророчество и религию в жизни и борьбе Ламотта в фильме «Бешенный бык», чтобы зрители смогли разделить его взгляд.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top