Часть I
Переворот 1908 года и падение власти султана были встречены с ликованием. Все Угнетенные и неимущие массы с надеждой всматривались в завтрашний день.
Албанцы и македонцы, армяне и арабы –все лелеяли мечту об обретении своих законных прав, о безопасной жизни в стране.
Для укрепления своей победы младотурки (иттихад тесно общались со всеми политическими организациями, устанавливали с ними связи, делали популистcкие заявления, но в национальном вопросе были всегда сдержанны в своих обещаниях не выходили за рамки общих заявлений.
Они призывали всех принять участие в борьбе за преобразование «османской родины».
Геноцид армян Османской Турции – Киликийская резня
До того, как младотурки захватили власть в стране, Они признавали, хоть и на словах, наличие в стране разных народов и национальностей и «считались» с их борьбой. В опубликованном накануне переворота комитет «Единение и прогресс» провозглашал: «Армяне в Ване, Битлисе и Диярбакыре, Болгары в Румелии и сербы, арабы в Йемене, турки в Эрзуруме, Трабзоне, Кастамону, друзы в Хоране не в состоянии больше терпеть эту тиранию, восстали…Причина стольких бедствий –в нашем разъединении, объединимся».
Здесь следует напомнить, что господствующая нация, то есть, турки являлись большинством только в Анатолии. И в разных провинциях были представлены исключительно чиновниками и солдатами, являясь совершенно чуждыми коренным жителям. Кроме того, будучи меньшинством, в экономическом смысле значительно уступали и арабам, и армянам.
Абдул-Гамид, весьма опытный в политике, умело пользовался этими противоречиями. Испуганный переворотом, он стал распространять слухи, что бунт младотурок направлен исключительно против христиан.
Младотурки, в свою очередь, опубликовали воззвание, в котором подчеркивали, что только ликвидация Гамидовского режима и восстановление конституции 1876 года гарантируют жизнь, честь и имущество всем народам империи.
Младотурки щедро раздавали обещания, разглагольствовали о свободе, равенстве и братстве всех народов Османской империи независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений. И им верили, надеясь на то, что страна наконец получит возможность развиваться по демократическому пути.
Называя себя и народ в целом османами, младотурки пытались показать, будто хотят добиться справедливого решения национального вопроса сами без вмешательства европейских стран. Младотурки отлично знали, что делали,
Люди настолько устали от деспотизма султана, что во всех уголках страны переворот был принят с энтузиазмом. Христианские общины горячо включились в общественно-политическую жизнь страны, предлагая свои программы и требования.
Однако младотурки выступили против этих требований, заявив, что они неприемлемы для государства. Главной задачей младотурок было не допустить центробежных настроений, для чего необходимо было заложить основу османской «нации».
Поэтому они совсем не собирались отказываться ни от деспотизма, ни от массовых истреблений других народов. Единственный путь спасения империи они видели в османизации нетурецких народов.
В 1909 году в Салониках состоялся первый съезд иттихадистов, который четко показал, что главный лозунг для младотурок-это османизация или смерть. Было решено вооружить мусульман в восточных вилайетах и запретить христианам носить оружие.
В первые дни после переворота Энвер и Талаат с другими лидерами младотурок посещали армянские церкви, школы, кладбища, отдавали дань армянским фидаи, погибшим в антисултанской борьбе, говорили высокопарные слова и проливали слезы.
Энвер говорил об армяно-турецком сотрудничестве, о перспективах дружбы. Все это преследовало определенные цели. Роль армян в как в империи, так и в Закавказье возрастала. В 1913 году во все мире было 3 млн.665 тыс армян. Из них более 2 млн жили в Османской империи, полтора миллиона в России, 80 тысяч в Иране, 50 тысяч в Америке и 50 тысяч в других странах.
В некоторых районах армяне составляли почти 40 % населения, в то время как турки- 25%,курды-16,3%.Кроме того в Малой Армении и Киликии проживало 318 тысяч армян, в Мараше -20 тысяч, в Зейтуне -23 тысячи армян.
После младотурецкого переворота армяне, как и другие народы, получили возможность участвовать в работе меджлиса, но не как «миллет» (нация),а как османцы. Так в меджлисе 1908 года армяне имели всего 10 депутатских мест из 230,турки-107 мест,а рабы- 45, албанцы -22,курды-2,греки-27,болгары-5,сербы-4,евреи-4.друзы-1.
Видно, что турки занимали менее половины мест в меджлисе. Иттихадистов были недовольны данным раскладом, и уже в меджлисе 1910 года турки заняли 228 мест, греки-27, болгары-4, сербы-3, армяне -4, евреи 3, валахи-1 место.
Младотурки не собирались считаться с пожеланиями нетурецких народов и их депутатов. Парламент, не успев сформироваться, уже потерял свое значение, поскольку в нем правила младотурецкая диктатура.
Армяне играли большую роль в экономической и культурной жизни Азиатской Турции. Занимались торговлей, хлебопашеством и сельским хозяйством. Несмотря на то, что турецкие власти всячески препятствовали образовательной деятельности армян, по данным за 1911 год в Западной Армении действовали 1083 школы, 1388 армянских церквей и 134 монастыря.
Как относилось к «переменам» армянское население Османской империи? Стремления армян, живущих в провинции, и стамбульских армян отличались друг от друга. В начальный период прихода к власти младотурок стали выходить новые армянские газеты, издаваться ранее запрещенные книги, оживилась театральная жизнь.
Воспоминания одного из очевидцев: «Когда пришла конституция, в первые дни большинство армян превратились в иттихадистов». Все были уверены, что партия, которая ввела конституцию, будет работать во имя прогресса и развития страны и всех народов. Все возлагали большие надеждыа иттихадисткую партию, потому что ее заверения были многообещающими.
Резня 1909 года в Адане (Киликия) была как ушат холодной воды. Резня была организована и осуществлена тем самым конституционным правительством, на которое возлагались такие большие надежды.
Для участия в резне из Европейской Турции перебросили на место событий три полка солдат. Истребив в Адане 30 тысяч армян, младотурки фактически последовали пути Абдула-Гамида. В том же году подверглись резни остальные нетурецкие народы: греки, халдеи, ассирийцы. Год спустя, в 1910 году, -албанцы, болгары , арабы и другие.
Организаторами резни в Адане были губернатор Джевад-бей и военоначальник Ремзи-бей. Некоторые источники утверждали, что в планировании резни принимали участие салоникские сионисты. Одна из газет, выходящих в Адане, открыто призывала к избиениям армян.
Младотурки пытались обвинить в резне сторонников султана, но дальнейшие соответствующие расследования и выводы историков говорили об обратном. В связи с резней в Адане ликование турок не имело границ, все главные исполнители резни собрались в Константинополе.
На улицах прохожие с гордостью показывали на них, в кофейнях все говорили о «патриотах»,которые отличились во время резни. Несмотря на жалобы армян-депутатов, расследование резни в Адане было погребено в бумагах меджлиса.
В турецкой пропагандисткой литературе проводится тезис о том, что инициаторами резни в Адане были сами армяне. Подобными действиями сегодняшние турецкие деятели пытаются скрыть следы совершенных ими преступлений. Резня в Адане вскрыла преступную сущность младотурок, которые оказались верными наследниками анти армянской политики султана Абдула-Гамида.
По данным
Сборник документов и материалов:Геноцид армян в османской империи
Секретное заседание программа всеобщего уничтожения
Массовое убийство армян 1894 — 1896 годах
Младотурки перед судом истории
Геноцид Армян