Опубликовано: 4 октября, 2019 в 21:18

Мистическое исчезновение шляпы Енгибарова

Актер Марсель Марсо называл Леонида Енгибарова «гением пантомимы». И не зря, ведь этому актеру удавалось не просто веселить зрителей — в каждом его номере были философия, загадка, смысл.

Пропала шляпа

В 80-е годы в Москве тетя Леонида — Екатерина передала директору частного информационного телеканала Армении «А1+» Месропу Мовсисяну вещи и цирковые реквизиты своего племянника, но при этом предупредила: нельзя эти вещи держать рядом, у них какая-то «странная» энергетика.

«Тогда я не поверил в это, да и до сих пор не хочу верить. Может, совпало, но именно в тот момент начали происходить странные события», — поделился Мовсисян.

Он взял вещи, переданные тетей Леонида, и привез их в Ереван с целью открыть дом-музей имени Енгибарова или уголок в цирке в память о нем.

В силу определенных жизненных обстоятельств Мовсисяну пришлось отдать вещи Енгибарова его брату — актеру и режиссеру Грачья Капланяну, который обещал создать этот уголок в своем Театральном обществе или цирке. Но так получилось, что он неожиданно тяжело заболел и скончался.

«Идея так и повисла в воздухе, а теперь я не знаю, где все эти вещи. Там были его ботинки, зонтики, майка, брюки на подтяжках, шляпы, перчатки и так далее. Это были предметы, которые он использовал во время своих миниатюр. Со мной тоже произошло кое-что плохое. Я долгое время пытался оправиться», — поделился Мовсисян.

Он ушел обиженный

В 1995 году Месроп Мовсисян, телеведущая Гаяне Пайтян и кинорежиссер Ованес Акопян по случаю юбилея Енгибарова решили подготовить фильм, но и тут без мистики не обошлось. Запись с диска таинственным образом стерлась.

На пленке хорошего качества были записаны три фильма, две ленты уцелели, а запись о Енгибарове не сохранилась.

«Это была настоящая мистика, но запись между двумя картинами исчезла. Непонятно, при каких обстоятельствах это произошло. Конечно, мог кто-то стереть, но невозможно было удалить запись фильма, который находился посереди двух других», — вспоминает кинорежиссер Ованес Акопян.

Несмотря на всю мистику вокруг Енгибарова, сам он был светлым человеком.

«Он дарил радость людям. Но почему так происходило? Не знаю… Если верить в мистику, то, думаю, он ушел обиженный на этот мир. И как гениально сказал актер Ролан Быков, когда я работал над созданием фильма о Енгибарове: это была комета, которая пролетела мимо Земли, осветив свой путь», — говорит Мовсисян.

Любитель тжвжика и красивых девушек

Председатель Союза цирковых деятелей Армении, профессор Сос Петросян вспоминает, что Енгибаров очень любил музыку, особенно произведения Арно Бабаджаняна, часто напевал русские шлягеры. А еще он любил девушек.

«Енгибаров обожал девушек. Красивых… Нет, это не то, о чем многие могут подумать, никакой пошлости. Он как художник любил и ценил женскую красоту, и ежедневно общался с большим количеством женщин», — рассказывает Петросян.

Собеседник Sputnik Армения вспомнил, что у Енгибарова не было ни минуты свободного времени, с утра он репетировал, вечером давал по два-три и более спектаклей, а если находил свободную минутку, то просто общался.

А еще великий мим XX века любил армянское блюдо тжвжик. Узнав, что мама Соса Петросяна готовила это блюдо, он непременно отправлялся в гости.
Шар на ладони

Во время выступлений Енгибарова были постоянные аншлаги. Он был многогранен и талантлив, его номера невозможно было повторить, и до сих пор это никому не удалось. По словам Петросяна, этому клоуну удавалось выполнять абсолютно все цирковые трюки, включая самые сложные акробатические.

«Енгибарова часто приглашали в тот или иной город для того, чтобы «заработать» денег на его программе. Многим нужно было выполнить определенный план, и клоун-мим помогал им, не отказывал», — поделился наш собеседник.

Директор и художественный руководитель ереванского цирка Сос Петросян

Профессор Петросян рассказывает, что в своей диссертации много размышлял над величием Енгибарова, но так и не разгадал его секрет. Он до сих пор удивляется тому, как Енгибаров смешивал в своем выступлении сразу несколько сложных трюков.

Каждый трюк циркача содержал драматургию и скрытый смысл.

«К сожалению, он не щадил себя. Посвятил цирку себя полностью, тренировался и выступал постоянно. Может, это было ошибкой моего учителя, но он зря ушел в эстраду. У него на неделе было несколько перелетов, именно поэтому его сердце не выдержало такой нагрузки… И он скончался в 37 лет», — говорит Петросян.

По случаю 81-летия великого артиста, Петросян и его коллеги решили поставить спектакль под названием «Аплодисменты продолжаются», открытие которого намечено на 3 апреля. Таким образом, зрители смогут вспомнить клоуна «с осенью в сердце».

Как-то Енгибаров написал: «В цирке люди делают сложнейшие трюки. Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и еще стоят на руках, и этому, я утверждаю, особенно трудно и сложно научиться… Все это, конечно, тяжело, и все-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается, это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар».

Енгибаров был человеком мира — добрым и ранимым, светлым и грустным. Человеком с зонтиком в руках и надеждой в сердце, идущим по тонкому канату, сплетенному из желаний, робости и любви.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.