Опубликовано: 9 июля, 2017 в 12:26

Гарегин Нжде — Биографический очерк II

Гарегин Нжде - Биографический очерк IIОкончание. Начало читать здесь. Фашизм-итальянское проявление национализма, нацизм — германское. «Абсолютно армянской является идея учения Цегакронутюн. Еще и речи не было о фашизме и гитлеризме, когда эта идея в 1919 г. породила Давид-Бековские Клятвенные Союзы на Сюникской земле.»

Когда давшие обет воины Нжде во время походов завертывались в черные саваны и брали уроки мужества и родовой гордости у своего спарапета, Муссолини еще только начинал свое «движение чернорубашечников».

Общим в учении Нжде и в гитлеризме в основном является только то, что оба учения провозглашают вид (род) высшей ценностью, что характерно для любого националистического учения.

Однако важнее существующие между ними принципиальные расхождения, из которых перечислим некоторые. Гитлер провозглашает арийский род (определение которого у него расплывчато) единственной культуросозидающей расой, остальные нации считает более низкими человеческими видами.

Нжде воздерживается от проповеди избранности или исключи¬тельности. Гитлер пробует обосновать стремление к расширению территории необходимостью так называемого «жизненного пространства», без учета естественных границ родины. Нжде ставит целью вернуть народу родную землю — Армянское нагорье.

Гитлер считает евреев злом для человечества, разрушителями культуры, и антисемитизм в его учении занимает центральное место. У Нжде это совершенно отсутствует. Он объявляет врагами Рода турков, поскольку они, уничтожив часть армянства, овладели большей частью нашей родины. Пожалуй, перечисленного достаточно, чтобы увидеть принципиальное отличие учения Нжде от нацизма.

Неубедительно также утверждение писателя Амастеха, что «его (Нжде) понятие и чувство рода идет преимущественно от еврейского народа». Хотя Нжде с уважением относился к сионизму (как и к другим патриотическим, националистическим учениям), однако необходимо однозначно сказать, что источником вдохновения для него был Армянский род с его трагической и героической историей.

«Движение Цегакрон не имеет и не могло иметь ничего общего с иностранными учениями, поскольку оно, прежде всего, реформаторское движение-возрождение, которое возможно только с помощью собственных, а не заимствованных ценностей». Не существует армянский фашизм или нацизм, есть итальянский фашизм, немецкий нацизм, еврейский сионизм, есть армянский Цегакронутюн.

Часто, без должного обоснования, утверждают, что учение Нжде сформировалось под влиянием идей Ницще. Действительно, культ силы Нжде, афористичный стиль его речи в определенной степени имеют сходство с идеями и стилем Ницще, однако между ними есть принципиальные различия, как в мировоззренческом плане, так и (следовательно) в вопросах этики. Например, осью философии Ницше является индивидуум- сверхчеловек, который выступает как цель.

Основой учения Нжде является Род, а родовой человек-средство для Рода. Ницще — антихристианин, отрицает любую уступку христианству и не признает какое-либо преобразование в нем. Нжде не отвергает христианство, он ставит задачу переоценки роли и задач Армянской церкви.

Ницще вообще отвергает идею Бога, Нжде признает его существование. -Толкни упавшего, — говорит Ницще. -Не стоит и нельзя помогать упавшему, если в нем отсутствует воля самостоятельно встать на ноги,-говорит Нжде. Думаем, сказанного достаточно, чтобы не делать необоснованных заключений.

Цегакронутюн-здоровый национализм -Из двух видов национализма-национального индивидуализма и национального эгоизма-цегакрон предпочитает первый, который есть не что иное, как справедливое и плодотворное стремление нации-индивида остаться верной духу своего рода, совершенствовать свой историческим тип и защищать свою свободу. Это стремление цегакрона полностью соответствует великим принципам общечеловеческой морали и прогресса, — сказано в «Кредо цегакрона».

Цегакронутюн является своеобразным сочетанием, гармонией родового и общечеловеческого. Основу Цегакронутюн составляют неповторимое родовое и образцовое общечеловеческое.

Цегакронутюн не проповедует вражду по отношению к другим нациям, за исключением турков, которых объявляет бесспорными врагами Рода. Цегакронутюн-это не национальный фанатизм, трубящий об «исключительности», «избранности» своей нации, это здоровый национализм, утверждающий самобытность и индивидуальность своего Рода.

Нжде-проповедник здорового национализма.

Цегакронутюн и религия

Цегакронутюн это не религия. Это полностью светское учение, «а если это религия, то-религия родовой гордости, силы и мужества.». Нжде не призывает вернуться к старой религии, возродить язычество, поскольку понимает наивность этой мысли и предвидит возможные опасные последствия этого. Тем не менее он не скрывает своей симпатии по отношению к Армянской старой религии и к нашему языческому прошлому.

Послушаем его: «Чтобы приблизительно охарактеризовать тот или иной род, его необходимо наблюдать в зеркале его души-в его религии. Соответственно степени своего умственного и нравственного развития, род отражает в своей религии свои психологические черты, свое мироощущение, свою метафизическую сущность.

Армянин жизнеспособен-утверждает наша старая языческая религия. Жизнеспособен армянин-вот источник нашей Надежды и Мощи». Нжде с восхищением говорит о «непревзойденной человечности и высоком рыцарском духе дохристианского армянина».

«В Армении времен Ваагна и Анаит (богиня материнства языческих армян.-Пер.) я вижу такие духовные черты, такие добродетели, о которых можно лишь мечтать в нашу, сколь высокомерную, столь духовно бедную и бесчеловечную эпоху».

Он видит также общечеловеческую ценность духовного облика армянина-язычника и считает, что его «очеловечивающими идеями необходимо заквасить хлеб Востока». Нжде не против христианства, но не является и фанатичным приверженцем Христа; нас, армян, даже считает «жертвами христианской морали, которая продолжает играть роль белил и румян, вуали и маски для душ сильных».

Он уважает личность Назаретянина, как героя идеи, как Богочеловека, однако считает его утопистом, а его речи-возвышенными, но при недопонимании, точнее, при буквальном восприятии-опасными. Вообще, интересна трактовка личности Христа у Нжде. «Христоc любил, потому что был силен; он любил, потому что был могуч до уровня любви и прощения. Он пожертвовал собой, потому что был героем идеи.

Только мужественный, смелый, только герой может жертвовать собой». Или: «Ликвидировав существующую между жизнью и смертью преграду, Назаретянин сказал „нет“ смерти, и тем самым стал вечным сеятелем великанов духа-святых, мучеников, героев». Привлекает внимание также восприятие им христианина:

«Христианин не тот, кто неправильно понял стихию христианского учения, попал в сети предубеждений и ослабел до степени исчезновения, а тот, в ком есть нечто от Христа-хотя бы искорка души всемогущего Богочеловека».

Нжде ставит вопрос не о ликвидации Армянской церкви, «которая неправильно восприняла завет христианской любви и вследствие этого на многие века стала причиной беспримерной трагедии нашего народа», а-об ее национализировании, об идео¬логической переоценке.

Армянская церковь «должна подвергнуть переоценке свое ошибочное понимание христианской любви, должна иметь своим примером личную жизнь Христа, должна говорить о мужественном, способном любить и жертвовать народе, если желает, чтобы следы христианства остались в Малой Азии и в Армении».

«Самозащита армянского народа-таким должен быть новый символ веры Армянской церкви», — заключает Нжде. Обожествляя род, Нжде уповает на помощь могучих родовых богов — Гайка и Ваагна, которые «должны поднять наш разящий кулак и направлять наши удары». Почитая мужество и силу, Нжде отводит существенную роль в особенности культу Ваагна:

«С Ваагном мы должны говорить теперь-Богом древних мужественных армян. Новая священная книга должна быть вложена в руки нашего народа-евангелие мужества»,-пишет Нжде. «В обобщенной душе армянского народа обязательно должна возродиться вера в нашего древнего могущественного Бога.

В честь Ваагна должны подняться храмы. всюду, где живет армянин, в каждой душе, так как мужество было вечной обязанностью тех наций, которые не хотят умереть. «Стань мужественнее, сделай мужественнее», — таким должен быть девиз сегодняшнего дня.

Ваагн-Бог, поклонение мужеству новая религия, армянин-мужественный, если не желаем уступить однажды свое место под солнцем более мужественным». И именно на деснице Ваагна клянется цегакрон «жить, действовать и умереть как родовой человек».

Однако Нжде не противопоставляет Ваагна и Христа, или армянское и христианское, а видит их в глубине сопоставимыми. И одновременно он делает интересное заключение: «Непростительной ошибкой было бы объяснить верность армян христианству лишь религиозным чувством.

Армянской душе чужд фанатизм. Сознание армянина давно уже преимущественно национальное. Армянин очень скоро „арменизировал“ христианство. Истинная религия армянина-арменизм». Таким образом, Цегакронутюн подчиняет вероисповедание национальности, выдвигая девиз: «Род превыше всего».

Цегакронутюн не борется против христианства или Армянской церкви и не требует перемены веры, а лишь напоминает, что старые боги- свидетели нашего рождения и носители наших родовых качеств. «Лучшим выражением наших родовых стремлений является наша языческая религия, которая предстает перед нами как концентрация наших родовых ценностей»,-так комментирует отношение учения Цегакронутюн к старой вере Арменак Барсегян в своей книжке «Движение Цегакрон».

Цегакронутюн не призывает вернуться в первобытные времена, за что часто безосновательно критиковалось. Оно стремится не возродить первобытную патриархальную жизнь, а восстановить искаженную родовую самобытность армян. Цегакронутюн-это завет сражаться подобно Гайку, а не его луком и стрелой.

Цегакронутюн не проповедует отказа от прошлого или бездеятельного ожидания будущего. Цегакронутюн — это взгляд назад, возвращение к корням, познание их силы и мощи и, вследствие этого, уверенный взгляд в будущее: «Цегакронутюн- это не поклонение прошлому, не духовный паразитизм, это и не ленивое обнадеживание.

Это творческая, созидательная связь почитания прошлого и великой надежды на будущее, связь, которая рождает в душе народа самые великолепные замыслы».

Цегакронутюн — залог победы

«Победить-значит превзойти. Цегакронутюн-стремление превзойти». Оно учит, что для того, чтобы превзойти внешних врагов Рода, необходимо прежде всего превзойти предыдущее поколение.

«Прими как закон необходимость превзойти предшественников храбростью, преданностью родине, заботой о ней», поскольку «кто не превосходит своих предшественников-тот позорит их имя, нарушая закон развития духа»,-учит Нжде.

Это означает принять как завет, что долг, обязанность твоего поколения больше, чем долг предыдущего поколения, и в этой обязан¬ности твоя доля-наибольшая. И Нжде уверен, что врагов Рода армянин сможет превзойти только с помощью Цегакронутюн. Т. е. армянство только с помощью Цегакронутюн победит.

Цегакрон (родовой человек) Цегакронутюн стремится создать такую психологическую атмосферу, в которой стало бы возможным проявление всех добродетелей и возможностей Рода. Оно «стремится привести в мир родового человека-цельного армянина, в котором и посредством которого должны проявиться все положительные силы и качества Рода».

Цегакрон-это идеальный образ родового армянина. Цегакрон не боится развращающего влияния среды, поскольку знает, что среда бессильна разъединить, если мы живем как род. Он ненавидит трусость. Не случайно в Клятвенных Союзах настрого было запрещено слово «не бойся», так как, по понятию цегакрона, «бояться за кого-либо означает оскорбить его».

Пораженчеству он противопоставляет победный дух, пассивному страданию-действенную борьбу, психологии ужаса, страха-волю умереть, плаксивости-исповедание мужества, анархичности мысли-родовое сознание, религиозной безродности-земной патриотизм, классовому и сектантскому эгоизму-внутриро- довую мораль.

Цегакрон считает врагами турков, большевиков и их ставленников-армянских предателей, которым решительно противопоставляет свое мощное поклонение Роду. Он питает отвращение ко всем тем течениям, религиям и учениям, которые, отрицая необходимость существования наций или отвергая родовую инди¬видуальность, угрожают также существованию Армянского рода.

Он обладает безусловной волей умереть во имя Рода и Родины. Для него священны идея независимости Родины и символизирую¬щее ее трехцветное знамя, и он знает, что реальная независимость Родины завоевывается кровью и жертвами.

Следуя примеру своих славных предков, он уважает свой Род и стремится всюду достойно представлять его. Цегакрон сознает, что в его руках судьба будущих поколений, и поэтому он не свободен в расходовании, трате своих сил, он имеет право и обязан быть здоровым, руководствуясь принципом «в здоровом теле — здоровый дух».

Он обязан создать семью с представителем своего Рода и иметь здоровое потомство, т. е. обеспечить продолжение Рода. Ревнитель мощи и победного шествия своего Рода, «он стремится взять свое оружие борьбы из арсенала науки», не забывая при этом, что для «человека первое оружие-это он сам».

Он не просто работник, а неутомимый борец, стремящийся обратить достижения науки, искусства или ремесла на пользу своему Роду. «Мало разговаривает цегакрон, так как любит дело». Не пусто¬слов и говорит, «чтобы учиться или учить, а учится или учит-чтобы действовать».

Он оптимист и уверен в успехе своего дела. Сознавая ту истину, что он — носитель и олицетворение Армянского духа и что совершенствование Родового духа обусловлено и его личной волей, цегакрон стремится развитием своей воли способствовать мощи Армянского духа. Цегакрон покорен воле Рода, который любит больше жизни.

Воля Рода-его высший повелитель. Воля его Рода-победить и продолжать свое шествие в веках, и цегакрон обожествляет эту волю, превращает ее в закон для себя, в обязательство. И этой бессмертной воле он говорит: да будешь ты! Цегакрон-проповедник -Найти новых единоверцев — такова основная цель проповедничества цегакрона.

В этом деле он не знает устали. Его проповедничество осуществляется преимущественно личным примером. Уверенный в спасительной правде своих убеждений, он своим словом воздействует и на душу, и на разум. Говорит так, «чтобы аудитория почувствовала, что есть высший авторитет — Род, который говорит устами цегакрона».

Способ проповедничества своеобразен, самобытен: «короткие, лаконичные предложения, акцентация, претендующая на выражение высшей воли, и, что самое главное, — идущие из самой глубины сердца слова, которые захватывают слушателя, волнуют его сердце и будоражат ум» (А. Барсегян).

Армянство-род, отребье и народ Нжде различает в армянстве три чувственно-сознательных слоя: национальный-родовой слой (Род), колеблющийся или несориентировавшийся слой (народ), и превратившиеся в толпу, антинациональные эелементы (отребье).

Современное армянство преимущественно выступает как армянский народ, т. е. как общность людей, имеющих какой-либо армянский признак. Очень небольшая часть армянства по своему чувственно-сознательному уровню и по образу жизни может считаться Армянским родом (нацией).

Определенную часть армянства составляет отребье. Отребье-это предавшие свою нацию элементы, отбросы. Это внутренние враги Армянского рода, впрягшиеся в колесницу внешнего врага, обезличенные как армяне и непривлекательные как люди, не признающие никаких обязанностей по отношению к армянству, но постоянно разглагольствующие о правах.

Они не имеют национальной принадлежности, и если даже говорят по-армянски, то только по той причине, что пока не нашли другого способа общения. Корыстолюбивы, для них наивысшая ценность деньги. Родины не признают и руководствуются принципом «где хлеб, там и родина». По их убеждению, Армянский род-это грязь, низший вид человечества. Это умершая как нация часть армянства, окончательно превратившаяся в толпу.

Род-это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несет в себе армянскость и передает ее следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, ее независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства.

Народ-неопределившаяся, колеблющаяся часть армянства. Народ склоняется в сторону толпы (отребья), если более явственно слышит голос отребья, чем Рода. Народ живет обыденным, Род-вечным, первый- однодневными думами, второй-памятью о прошлом, твердой верой в будущее и ежедневной непрерывной борьбой одновременно. Народ руководствуется групповыми, Род-общеармянскими интересами.

Народ-сборище классов, вероисповеданий, партий. Внутри Рода нет господствующих и угнетенных классов, конфессий, политических течений-есть только Армяне. Народ просит справедливости и права на жизнь, Род завоевывает и утверждает их.

Народ может примириться со своим бесславным положением, Род же не терпит рабские кандалы. Для Рода решения мирового сообщества подлежат корректировке, если они противоречат интересам армянства. Во время опасности народ паникует, Род инстинктивно находит выход.

Род не предвидит опасность, он предчувствует ее. Народ возвеличивает посредственностей, Род-только своих гениев. «Народ рождает дьячков, Род-пророков». Народ не может хранить ценности и по достоинству ценить героев-сегодня одного превращает в героя, завтра топчет его, или же вчерашние святыни, со свойственной толпе слепотой, сегодня уничтожает. Род же вечно хранит свои ценности, увековечивает память своих святых мучеников.

Народ страдает комплексом неполноценности, Род же проник¬нут чувством гордости и полон решительности. «Народ принимает чужую культуру, теряя свое национальное лицо, Род же национализирует принятое».

И насколько велика в армянстве относительная доля людей Рода, настолько армянство живет как Род, настолько оно сильно и жизнеспособно как нация. А относительную долю людей Рода нужно увеличивать за счет народа, возвращением, направлением его в лоно Рода.

«Этот народ необходимо Родизировать» — такова сверхзадача учения Нжде.

— 43 —

Содержание

Гарегин Нжде (биографический очерк) — 3

ДВИЖЕНИЕ ЦЕГАКРОН

а) История движения Цегакрон — 20

б) Цегакронутюн — 26

Начало читать здесь Автор: Хайаса Арарат




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.