Опубликовано: 1 мая, 2017 в 14:53

Армения в период с 149 года до нашей эры по 433 год нашей эры — династия Аршакидов

Армения в период с 149 года до нашей эрыВыбор парфянских царей вероятней всего был неслучайным. По свидетельству Моисея Хоренского и других армянских историков, род Аршакидов происходил от Парфа — младшего из сыновей Гайка. Немаловажную роль сыграло и то, что армяне в своей борьбе с ненавистными Селевкидами искали в управление себе достойного им противника.

Именно в это время на сцене появляется удачливый, талантливый и мужественный парфянский царь Аршак, получивший прозвище Митридат (Богом Данный), наводивший ужас на Селевкидов и утвердивший свое господство в Бактрии. Такой царь мог стать добрым союзником армян, и подобное политическое решение было выгодно Армении.

Вагаршак — 149 г. до н.э. — новый царь из новой династии поселился в древней столице Армении Армавире. Он совершил ряд успешных походов, направленных на расширение и укрепление границ Армении. Присоединил земли лазов, покорил Колхиду, Понт, Егрию, обложив их данью.

Вагаршак повел и очень важные внутренние реформы. Прежде всего это была реформа управления. Он ввел высший Совет при царе, состоящий из рафинированной знати — нахараров, каждый из которых получил определенную должность при царе (виночерпия, сокольничего и т .д.)

Государство разделил на нахарарства, владетель которого — нахарар — наделен был всей полнотой власти. Вагаршак провел также реформу армии, реформу суда, впервые введя должности защитника и обвинителя.

Он приказал восстановить многие разрушенные города, в частности город Ван, основанный Семирамидой, а затем переименованный по имени царя, перенесшего туда свою столицу. Свою же новую столицу Вагаршак назвал Мецбин. Он построил много храмов, стены которых были украшены изображениями Солнца, Луны, а также портретами предков Вагаршака, ведущих свою родословную от родоначальника армян — Гайка.

Вагаршак всячески стремился подчеркнуть свою родственную близость с прародителем армян. Специально для этого он направил своего секретаря Мар — Ибас — Катина к Аршаку (Митридату), тогдашнему владетелю Сирией и Вавилонией с просьбой предоставить ему древние архивы, чтобы по ним составить достоверную историю Армении.

Сохранилось письмо Вагаршака к брату Аршаку с этой просьбой. Тяготея к армянской истории, Вагаршак выявил всех оставшихся в живых Гайкидов, присвоил им звания нахараров, и именно из них создал свой Ближний совет. Усилия Вагаршака не остались без внимания. По смерти царя ему был присвоен титул Великого.

Аршак I — 128 г. до н.э. — сын Вагаршака, был удачливым полководцем, успешно воевал с понтийцами. По свидетельству того же Мар — Ибас- Катина именно в его царствование часть волжских болгар спустилась с севера под предводительством Венда в Армению. Аршак I отвел им для поселения места в Араратской провинции под названием Безлесного Бассейна, где болгары и поселились, а затем полностью ассимилировались армянами.

Из того же источника известно, что во времена правления Аршака I особо жестоким преследованиям подвергался род Багратуни, среди членов которого тайно исповедовалась Иудейская религия. Царь заставил их полностью отречься от религии предков и перейти в язычество, хотя для этого ему пришлось казнить двоих из них: Анания и Азария.

Арташес I — 115 г. до н.э. — сын Аршака, легендарный царь, воспетый многими армянскими писателями, народными песнями, хотя документальных свидетельств его правления не так уж много.

В крепком союзе со своим родственником Понтийским царем Митридатом IV он собрал огромную армию, числа которой не знал сам, и которая, по свидетельству греческих историков Поликрата, Фогония, много превосходила армию Александра Македонского.

Покорил всю сушу между двумя морями (Армения от моря до моря), покорил Фивы, Вавилон, Лидию, где жестоко расправился с Крезом (хотя Моисей Хоренский это отрицает). Создал могучий флот и покорил Фракию, где некогда полегло громадное ополчение Ксеркса; Спарту, триста воинов которой некогда остановили могучего врага.

Достоверно известно, что персидский царь Аршакан уступил Арташесу старшинство верховного азиатского правителя и передал ему титул шахин-шаха (Царя царей). Арташес намеревался вступить в схватку с могущественным Римом, который в это время раздирался внутренними усобицами (борьба Мария и Силлы) и неудачными затяжными войнами.

Трудно предположить дальнейшие действия Арташеса, он погиб от рук подкупленных Римом убийц. Арташес известен и тем, что ввел в свое правление в Армении пантеон греческих богов, доставил в Армавир статуи Артемиды, Аполлона, Геркулеса и установил их вместо изображений Солнца, Луны, которым поклонялись армянские жрецы и народ. Тем не менее, Арташес получил титул Великого, который сохранился за ним и после смерти.

Тигран II. — 90 г. до н.э. — вступил на престол в малолетстве. Тигран II начал свою деятельность с того, на чем остановился его дед Арташес I, с присоединения Софены армянской приевфратской области, бывшей до того отдельным царством.

В Софене правил потомок Зареха Артан. Уже в 94 г. войска Тиграна без труда овладели страной. Этот шаг вывел Армению в сферу оживленных международных отношений. Софена с давних пор была связана политически с соседней Каппадокией, с чьей помощью в основном и сохраняла самостоятельность.

Теперь Каппадокия сама находилась под угрозой поглощения безмерно усилившимся соседним Понтийским государством. Царь Понта Митридат VI Евпатор стремился сблизиться с Арменией. Он направил к Тиграну посольство с предложением заключить союз. Для Тиграна союз с могущественным Понтом был выгоден и желателен.

Союз был закреплен браком между Тиграном и юной дочерью Митридата Клеопатрой. В числе прочего, стороны договорились о захвате Каппадокии, причем по договору территория этой страны должна была отойти к Понту, а Тигран мог забрать всю движимость и депортировать население. Каппадокии предстояло стать тем источником, откуда Армения черпала бы необходимые ей людские массы городское население и рабов.

Первый поход армянских войск в Каппадокию был предпринят в 93 г. Страна была захвачена, царь Ариобарзан бежал в Рим. По приказу из Рима Сулла, губернатор Суровой Киликии, ставшей к этому времени римской провинцией, восстановил власть каппадокийокого царя. Однако уже в 91 г. военачальники Митраас и Багой вновь овладели Каппадокией. Лишь два года спустя Риму удалось вернуть Ариобяпзана на престол.

На пути осуществления завоевательной программы Тиграна II стояли в первую очередь парфяне, завладевшие Мидией, Атропатеной, странами Северной Месопотамии и обосновавшиеся на Армянском нагорье, в области «Семьдесят долин».

Около 87 г. до нашей эры армянские войска вступили в эту область и, продвигаясь далее, вторглись в Мидию Атропатену и собственно Мидию. Преследуя парфянские войска, они подступили к Экбатанам—одной из резиденций парфянского царя. Во время осады города был предан огню расположенный за его стенами царский замок Адрапана.

Устрашенный парфянский царь Готарз поспешил заключить мир и не только отказался от «Семидесяти долин», но и передал Тиграну власть над Мидией Атропатеной и странами Северной Месопотамии.

Он отказался также от традиционного титула парфянских властителей «царь царей» в пользу Тиграна II. Последний закрепил свою власть над Мидией Атропатеной браком своей дочери с царем этой страны и обратил свое внимание на юг.

Здесь за столетие до этого, при Арташесе I, к армянскому государству была присоединена область Тморик. Теперь власть Тиграна распространилась и на соседнее небольшое царство Кордуену (Кордук) и на расположенную вдоль среднего течения Тигра Адиабену.

Вслед за этим были заняты области Северной Месопотамии Мигдония с центром Нисибином и Осроэна с городом Эдессой. Теперь уже только Евфрат отделял владения Тиграна от стран, оставшихся под властью Селевкидов.

Селевкидские цари уже потеряли былую мощь

Центральная власть была бессильна обеспечить политическую целостность государства, безопасность торговли, сплотить вокруг себя важнейшую составную часть государства эллилистические города.

Господствующий класс не был удовлетворен царской властью и помышлял о смене ее. Римский историк Юстин повествует: «Некоторые думали, что надо пригласить Митридата Понтийского, другие египетского Птолемея…

Все сошлись на кандидатуре Тиграна, который, не только имел свою военную силу, но и был союзником парфян и тестем царя Митридата. Итак, будучи приглашен занять престол Сирии, Тигран в течение 17 лет правил в полном спокойствии; он не мешал другим войнами и никто его не тревожил, так что воевать не было необходимости».

Так в 83 г. до нашей эры Тигран II в столице Селевкидов Антиохии на Оронте воссел на их трон. Его войска продвинулись далее на юг вдоль Средиземного моря и заняли Финикию. Были завоеваны также Равнинная Киликия и Коммагена. Армянская держава стала непосредственно граничить с Римской республикой, обосновавшейся до этого в Горной Киликии.

Держава Тиграна II охватывала значительную часть Передней Азии. Она простиралась от Средиземного моря до Каспийского и от реки Куры до Месопотамии. Кроме того, в сфере ее влияния находились сопредельные страны и народы Иберия и Албания на севере, многие арабские племена на юге.

Новосозданная держава была типичным эллинистическим государством, хотя и меньшим по величине, но вполне сходным по структуре и функциям с предшествовавшими ей державами Селевкидов и Александра Македонского, прототипами которых, в свою очередь, были Ахеменидское, Мидийское, Ассирийское государства. Все они, как и держава Тиграна, являлись экономически и этнически пестрыми военно-политическими объединениями, состоявшими из обществ, находившихся на самых разных уровнях развития.

Наиболее важной, экономически и культурно развитой «с завоеванных Тиграном стран была Сирия—ядро некогда обширной державы Селевкидов. В ее состав входили крупные и богатые полисы (города) центры ремесла, торговли и культуры, имевшие свои земледельческие области, и среди них Антиохия-на-Оронте, столица Селевкидов, ставшая южным центром державы Тиграна.

Южнее Сирии, по западному побережью Средиземного моря, тянулись древние финикийские города Тир, Сидон, Берит (Бейрут), Арад и другие, которые в I в. до нашей эры все еще сохраняли свое значение в традиционной торговле между Востоком и Западом.

Они являлись также крупными рынками работорговли». Немало городов было и в Равнинной Киликии: Таре, Солы, Мопсуестия, Аназарба, Адана и другие. Во главе стран, захваченных у Селевкидов, был поставлен один из приближенных Тиграна Багарат, его резиденцией стала Антиохия.

Примыкавшие к южным границам Великой Армении Осроэна и Мигдония были самыми плодородными областями Северной Месопотамии. Возникшие при Тигране экономические и особенно культурные связи между этими странами и Арменией в дальнейшем все более укреплялись и сыграли заметную роль в истории армянского народа. Правителем месопотамских стран был поставлен Гурас, брат армянского царя, с резиденцией в Нисибине.

К востоку от Мигдонии, по левому берегу Тигра, располагалась Кордуена, уже в это время наполовину армяноязычная

В дальнейшем она составила часть исторической Армении. Ниже по течению Тигра была расположена Адиабена, охватывавшая большую часть исторической Ассирии, в частности, ее столицу Ниневию. На восток от этих стран, вплоть, до Каспийского моря простиралась обширная Мидия Атропатена с городами Ганзака и Фрааспий. По сравнению с западными областями державы Тиграна, восточные области существенно отставали в экономическом развитии.

С завоеванных стран взималась дань, по-видимому, весьма тяжелая, если судить по накопленным Тиграном богатствам, роскоши его двора, размеру государственного строительства, величине военных расходов. Понятно, что тяжесть налогов и податей падала и на саму Армению.

Покоренные страны обязаны были предоставлять Тиграну войско. Подобные обязательства имелись и у тех стран, которые, не входя в состав державы, находились в сфере ее влияния. Армия Тиграна, по описанию Плутарха, включала, помимо войска армян, силы атропатенских мидян, адиабенцев, гордиенцев, арабов, мардов, иберов, албан и других народностей.

Положение различных завоеванных стран не было однотипным

Так, например, если цари Атропатены и Кордуены остались на своих тронах, а первый из них даже стал зятем армянского царя, то Месопотамия и Сирия были обращены в административные единицы, управлявшиеся назначенными Тиграном сатрапами.

Одним из важнейших мероприятий Тиграна было упорядочение торговли. Оно было важно не только для купцов, но также для землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, сбывавших свои изделия на рынках многих стран.

Основные торговые пути с запада на восток, включая средиземноморские порты, откуда эти пути начинались, располагались на территории новосозданной державы.

Некоторые арабские кочевые племена были поселены Тиграном вдоль торговых путей, в местах переправ, горных проходов и т. п., чтобы сделать эти пути безопасными, удобными, а также наладить сбор таможенных пошлин.

Такие посты были созданы, например, в Зевгме, на переправе через Евфрат, в горном проходе Амана, соединявшем Киликию с Сирией и т. д. В деле упорядочения морской торговли Тигран, не располагавший собственным флотом, также опирался на другие народы, в частности, на прибрежное население Киликии.

Хорошо понимая огромную роль городов, в особенности богатых и влиятельных сирийских городов, в системе державы, Тигран II проявлял к ним большое внимание. Ряд городов получил право чеканки монет и другие привилегии.

Старая столица Армении Арташат осталась на севере, новая Антиохия находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы.

В 80-х годах до нашей эры на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник был основан город Тигранакерт новая столица державы.

Тигран совершил ряд насильственных переселений из городов Киликии, Каппадокии и Месопотамии. Так, например, из Каппадокии было депортировано все население ее столицы Мазаки, из Киликии население эллинистических полисов Солы, Адана, Эпифания и ряда других.

Конечно, эти громадные, порядка полумиллиона, массы людей не могли быть поселены в одном только Тигранакерте. В античных источниках Тигранакерт предстает как большой, великолепно отстроенный и богатый город, со стенами высотой в 25 метров, с царскими дворцами и загородными парками.

Однако первый этап жизни этого города, до его разрушения римлянами, длился всего 10 — 15 лет, и в течение этого времени население его не могло бы достигнуть цифры, превышающей 100 тысяч.

Остальные переселенцы размещались, стало быть, в других городах и местностях. Известно, в частности, что, помимо столичного города Тигранакерта, при Тигране появилось еще два города с таким же названием в области Утик и Арцах, и Тигранаван в Гохтне. Кроме того, пополнялось также население старых городов Арташата, Ервандашата, Зарехавана, Заришата и др., о чем можно судить по данным армянских источников.

Чужеземное население армянских городов, если не считать евреев, чьи общины в этих городах сохранялись еще в IV в. н. э., скоро вступило на путь ассимиляции с армянами. Более устойчивым было привнесенное ими, а также проникавшее еще ранее через множество других каналов влияние эллинистической культуры.

Особенно подвергались ему верхние слои общества, в частности, царский двор, что было не исключением, а правилом для своего времени, когда эллинистическая культура проникала во все переднеазиатские страны, адоптировалась верхними слоями их обществ. Путь для проникновения этой культуры прокладывал греческий язык, который стал к тому времени языком международных и торговых сношений.

Конечно, несравненно более слабым было влияние эллинистической культуры на широкие массы народа, если не считать часть городского населения

Этот первый этап царствования Тиграна Великого нашел свое отражение также в устном народном творчестве. Предание о нем дошло до нас на страницах «истории Армении» Мовсеса Хоренаци, причем последний по ошибке свил в одну две нити сведения о царе VI в. до нашей эры Тигране Ервандяне и сведения о Тигране II, приписав все первому из них. Тем не менее, в предании явственно проступает образ Тиграна II и ряд характерных черт и событий его эпохи.

Ардавазд — 38 г. до н.э. — сын Тиграна, отличался лишь жестокостью и бездеятельностью. Попал в плен к Марку Антонию, отправлен в Александрию и там обезглавлен.

Аршам — 33 г. до н.э. — брат Тиграна II, был избран на армянский престол. Через год его правления умирает персидский царь Аршез — союзник армян. Персидский трон перешел его малолетнему сыну Армавиру. В Персии тут же разгораются междоусобицы и как на сильного союзника на нее уже нельзя было рассчитывать.

Это побудило Аршама заключить мир с Римом, по которому армянский царь должен был собирать для Октавиана Августа дань с Кесарии и Месопотамии. Посредником в передачи дани был назначен Ирод, который, пользуясь своими привилегиями потребовал у армянского царя множество работников для строительства. Под давлением Рима Аршаму пришлось выполнить эти условия.

Абгар — 3 г. до н.э. — сын Аршама. В его правление Рим перестал довольствоваться данью с Кесарии и Месопотамии и потребовал дани с самой Армении. Абгар не мог противиться новым требованиям. В Армении была проведена перепись.

В свою очередь Ирод, чувствуя поддержку Рима, потребовал, чтобы в армянских храмах выставлялся и его портрет, наряду с портретами римского императора и царя Армении. Это оскорбило народное самолюбие армян. В это время Ирод должен был вести войска в Персию. Изменив маршрут, он решил пройти через земли Абгара. Восстал весь армянский народ.

Войско Абгара не позволило Ироду войти в армянские пределы. Вскоре после этого Ирод умер, но Рим оставался недоволен царем Армении. Понимая, что в любой момент Рим может напасть на Армению, Абгар решил подготовиться к обороне. Выбрав удобное место переправы через Евфрат, Абгар приказал начать строительство укрепленного города, названного им Эдессою.

Абгар стал даже помышлять о выходе из-под власти Рима. Смерть персидского царя Аршавира, родственника Абгара, заставила армянского царя отложить свои планы и поспешить к персидскому двору, где уже разгорались споры между наследниками трона. Веское слово старшего родственника установило мир между детьми Аршавира.

Имя Абгара вошло в армянскую историю и в связи с принятием им в 31 г. н.э. христианства. Будучи современником Иисуса Христа и страдая тяжелыми припадками, не поддающимися лечению лекарей, Абгар прослышал про чудеса Спасителя. По преданию он направил к нему близкого человека, Анана, с посланием к Христу и предложением посетить Армению.

Анан при встрече с Иисусом из скромности не подал Христу письма, а передал его через апостолов Филиппа и Андрея. Спаситель не посетил Армении, но по свидетельству католикоса Иоанна VI, Абгар был удостоен ответа. Иисус писал, что исцеляет только вера, что, во исполнение воли Бога, он не может посетить Эдессу, но что пришлет к Абгару учеников своих, которые исцелят его недуги.

Согласно обещанию Спасителя, апостол Фома отправил в Эдессу апостола Фаддея

Фаддей исцелил Абгара простым наложением рук. Уверившись в силе и благодати Спасителя, Абгар и присутствовавшие при его исцелении подданные тут же приняли крещение. Учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе, языческие же храмы пустели и закрывались. Уверовав в Христа, Абгар стал призывать и римского императора Тиберия сделать то же.

Он написал два письма Тиберию, в которых убеждал его в новой вере и требовал покарать Иудеев и Пилата за содеянное ими. Тиберий отвечал, что и сам слышал об Иисусе и верит в его божественность, но сложные вопросы веры решает только Сенат, хотя он, вероятно, разрешит по желанию “включать” Христа в пантеон богов тем, кто уверовал в него. Абгар писал подобные письма всем владетелям Малой Азии, своим родственникам в Персии. Это было незадолго до его смерти.

Анане (Ананун) — 35 г. — сын Абгара, которому в управление перешла Эдесса и подвластные ей территории. Анане быстро отошел от христианских воззрений своего отца и стал жестоко преследовать христиан. Существует легенда, по которой христианин Аддей, шапошник по профессии, отказался изготовить для царя златотканную шапку.

Анане приказал оруженосцу отрубить Аддею ноги по колено. Приказание было исполнено, Аддей умер на месте. Легенда гласит, что вскоре и сам Анане погиб, попав под упавшую колонну, которая перебила ему ноги по колено. Жители Эдессы усмотрели в этом перст Божий и заступничество Бога за верующих в Христа.

Санатрук — 35 г. — племянник Абгара, которому в управление перешла остальная Армения, не включенная во владения Анане. После смерти Анане жители Эдессы обратились к Санатруку с просьбой взять на себя управление, единственным условием они ставили полную свободу христианского исповедания.

Санатрук обещал исполнить эту просьбу, однако нарушил ее сразу же после воцарения. По его приказу были замучены апостолы Фаддей и Варфоломей и его собственная дочь — христианка Сандуха. Одновременно с христианами, Санатрук истребил и все мужское потомство Абгара. Санатрук погиб на охоте.

Ерванд II — 65 г.— после смерти Санатрука в Армении началась смута. Власть захватил один из Аршакидов, Ерванд, управлявший Великой Арменией. Прежде всего он истребил всех детей Санатрука.

Этой участи избежал лишь младенец Арташес, которого спас Смбат Багратуни, бежавший вместе с ребенком в Персию. Все попытки Ерванда заполучить мальчика в свои руки ни к чему не привели. Опасаясь за свой трон, он поспешил признать зависимость от Рима, уступив ему Месопотамию и заручившись, таким образом, его поддержкой.

В его царствование были построены города Ервандашат, где он устроил свою резиденцию с подземными ходами ловушками, явно опасаясь измены; Багаран, в который царь специально перенес все храмы и курильни подальше от своей резиденции; Ервандокерт, на правом берегу Аракса.

К этому времени возмужавший Арташес во главе персидского войска вторгся в пределы Армении. Ерванд запросил помощи у Рима. Понимая всю опасность Арташес подкупает главу копьеносцев Ерванда. В битве у озера Гегам, Ерванд, оставленный даже своими данниками иверийцами во главе с их царем Парсманом, вынужден был бежать с поля боя. Вскоре он был убит.

Арташес II — 85 г.- воцарившись, щедро наградил всех своих сторонников и жестоко расправился с родственниками Ерванда. Вскоре он приступил к строительству г. Арташата. В его царствование, перейдя Кавказские горы, в Армению нахлынули полчища аланов.

Встреченные сильным отпором, аланы бросились вспять и остановились, перейдя Куру. Сын аланского царя был взят в плен. Недолгие переговоры закончились миром и женитьбой Арташеса на дочери аланского царя Сатеник. Арташес усмирил и каспов, данников армянского царя.

Воспользовавшись трудностями Рима, ведущего затяжную войну с Децебалом, повелителем даков, Арташес перестал платить дань императору. Но когда в Армению явился римский полководец Траян, Арташес благоразумно выплатил всю дань и спас Армению от разорения.

Арташес не соблазнился выйти из под власти слабеющего Рима и во время смуты в Иудее, поднятой лже — мессией Бар — Кохебою. И когда в результате трехлетней борьбы Иудея была разорена и опустошена, а остатки народа искали спасения в дальних странах, Армения, живя в мире, процветала и богатела.

Ардавазд II (127 г.), сын Арташеса II; Тиран I (130 г.), брат Ардавазда II; Тигран III (151 г.), сын Ардавазда II — продолжали миролюбивую политику Арташеса.

Вагарш (193 г.) — сын Тиграна II. В его царствование хазары, поминаемые в русских былинах, нахлынули на Армению через врата Джора (Железные врата, Дербентское ущелье). Сначала они быстро были отброшены назад, но у Дербента они взяли верх.

Вагарш был убит в сражении. При жизни Вагарш восстановил древний город Артемиз, под названием Вагаршаван. Сегодня на его месте находится город Ечмиадзин — религиозный центр всех армян.

Хосров I Великий (213 г.), сын Вагарша. Исполняя свой священный долг мести за смерть отца, немедленно предпринял поход против хазар, проник в их земли, одержал блистательную победу и в честь нее поставил памятник с надписью на греческом языке. В это время в Персии произошел династический переворот:

Арташир (Артаксеркс), сын простого война Сасана, получивший в удел город Персеполис, сверг с престола царя Артавана из династии Аршакидов. Это стало возможным благодаря внутренним распрям персидской династии.

Родственные узы обязывали Хосрова прийти на помощь персидскому царю, но весть о его смерти и о том, что Арташир собрал огромное войско в свою поддержку, временно приостановила поход Хосрова. Он обратился в Рим за помощью.

Но получил лишь грамоту, предписывающую оказывать всяческое содействие армянскому царю в войне с Персией

Это письмо все же позволило Хосрову собрать огромную армию, усиленную союзниками и двинуться на Персию. Опытный Хосров быстро разбил войска Арташира, а самого его загнал в пределы Индии. Но там, где была бессильна воинская честь, свою коварную роль сыграло предательство.

Анак, один из младших родов персидских Аршакидов, которые все нашли приют в Армении, продался Арташиру и , после двухлетнего выжидания удобного момента, предательски убил Хосрова на охоте (261 г.). Гнев армян уничтожил не только предателя, но и весь его род. Чудом был спасен только один младенец, и вывезен в Кесарию. Младенец этот, Григорий, впоследствии станет Григорием Просветителем.

Смерть Хосрова открыла Арташиру свободный путь в Армению. Желая присоединить Армению и закрепить свои права на нее, Арташир приказывает уничтожить весь род Хосрова и его детей. Но нахарар Ардавазд Мандакуни успел спасти младшего сына Хосрова Трдата и тайно вывезти его в Рим к императорскому двору.

За это Арташир уничтожил весь род Мандакуни. Армения долго сопротивлялась новому правителю, но силой меча была успокоена. Своим наместником в Армении Арташир оставил своего сына Шапуха. Тем временем сын Хосрова Трдат рос и воспитывался при дворе римского императора. Он получил блистательное военное и светское воспитание, а также симпатию и поддержку Рима.

Трдат II — 286 г.- При поддержке Рима Трдат одержал победу над персами, полностью очистил от них страну и под радостное ликование армян воцарился в Армении. Политические дела требовали присутствия Трдата в Риме, куда он отправился вместе с Григорием Просветителем, а управление страной поручил Оту, воспитателю своей сестры Хосровдухт.

Отсутствием Трдата воспользовался Шапух. Действуя посулами и подкупом, он привлек на свою сторону горские народы Кавказа, подбивая их напасть на Армению одновременно с разных сторон. Не без его участия был убит своим зятем Слуком временный правитель Армении От.

Ничто не мешало захвату Армении. Но в это время неожиданно вернулся Трдат, быстро собрал армию и нанес сокрушительное поражение горцам. Историки свидетельствуют, что Трдат был огромного роста и обладал геркулесовой силой. В бою с горцами он одним ударом рассек пополам царя басилов и этим же ударом снес голову его коня.

Это вызвало панику в рядах врага и они с позором бежали с поля боя. Затем Трдат вторгся в Персию, разбил Шапуха, загнав его вглубь страны, и отнял у него часть персидских владений.

Огромное значение для всей последующей истории Армении имел факт принятия крещения царем Трдатом в 300 году. Вслед за царем крещение приняли большинство армянских нахараров.

Крестителем Армении стал Григорий Просветитель, а официальной датой принятия христианства армянами, как государственной религии, считается 301 Это не означает, что новая религия была принята безоговорочно и в одночасье всеми армянами. Еще долгие годы среди знати и простых людей в некоторых областях Армении будут сильны языческие верования.

Но и само Христианство, как новая духовно — политическая сила, только начинала свой путь

И армяне были одним из немногих народов, которые стояли у истоков этого пути. Факт принятия христианства Арменией по — новому расставлял и политические акценты в пределах Малой Азии. Для того чтобы выжить, Армения вынуждена была постоянно балансировать между двумя более крупными силами: Персией и Римом.

И политика армянских царей была в основном направлена на то, чтобы очередной перевес одной из них уравновешивать временным союзом с другой.

Выбор же христианства государственной религией значительно перевесил чашу весов в пользу христианского Рима. Отношения резко обострились. Такая “перемена” политики устраивала далеко не всех армянских князей. Недовольство не замедлило сказаться.

Хосров II Покр (Карлик) — 345 г. — сын Трдата, воцарился на трон лишь с помощью войск римского императора Констанция, сына Константина Великого. В Армении не прекращались смуты. Нахарары — язычники вступали в союз с персами, разоряли области нахараров — христиан.

Хосров Покр же, будучи неспособным к государственным делам, весь отдался строительству новой столицы Армении — Двину. Нападение же горцев, снова спровоцированное Шапухом, мужественно отразили полководцы — патриоты во главе с Ваганом Аматуни.

Диран II — 353 г. — сын Покра, воспользовавшись визитом Дирана в Константинополь, войска Шапуха вновь вторглись в Армению. Неспособный к войне Диран решил уладить дело золотом. Так он стал платить дань и Риму и Персии. Это не понравилось императору, и вскоре римские войска во главе с Юлианом (соправитель Констанция) появился в Армении, и усилив свои ряды армянскими войсками, направился в Персию.

У Дирана он потребовал выставить в церквах по языческим обычаям свое изображение. Диран не посмел отказать. Портрет Юлиана на глазах у Дирана растоптал Иусик, за что Диран приказал создать с него кожу.

Иусик причислен к лику святых. А в знак протеста, армянские войска, узнавшие об участи Иусика, покинули стан Юлиана. Юлиан погиб в бою. Шапух же обманом заманил Дирана, ослепил его, и только под давлением Рима Диран был освобожден, но лишен трона.

Аршак II — 364 г. — сын Шапуха, поставленный вместо Дирана. Неумный правитель и очень жестокий человек, Аршак не снискал любви и уважения подданных. Жестокость Аршака заставили многих армян искать защиты у Шапуха. По их настоянию он приказал схватить Аршака и посадить в крепость Ануш. Не стерпев такого позора Аршак приказал заколоть себя.

Пап — 382 г. — сын Аршака, после смерти отца в юном возрасте бежал к римскому императору Феодосию Великому. С римским войском Пап вернулся в Армению, чтобы занять трон. Но Шапух обещал армянский трон своему зятю Меружану, который поклялся искоренить христианство в Армении.

Но победа осталась за Папом. Меружану армянские войны надели на голову раскаленный венец. Правление Папа было недолгим. Сначала он приказал отравить католикоса Нерсеса, пользующегося большим авторитетом среди армян, чтобы избавиться от его опеки. Затем решил избавиться и от опеки Рима. Попытка была неудачная. Пап был схвачен и отправлен к Феодосию, где и был казнен.

Вараздат — 391 г. — из рода Аршакидов, ставленник Феодосия. Воцарившись в Армении стал искать союза с Персией, прося себе в жены одну из дочерей Шапуха. За это был арестован римлянами и сослан на далекий остров.

Аршак III — 392 г. — старший сын Папа, который вместе со своим братом Вагаршаком, умершим вскоре, был поставлен Феодосием править Арменией. Но вскоре и Феодосий умер, разделив свою империю между сыновьями: Гонорию перешла западная часть империи и собственно Рим, а Аркадию — Византия. Эти перемены сильно отразились на судьбе Армении. Пользуясь слабостью Аршака, император Аркадий подписал с Шапухом договор о разделе Армении между собой.

Аршак лишь не пожелал остаться в нехристианской части, принадлежащей Персии и перебрался в ее греческую часть. Вместе с Аршаком туда же перебрались и все нахарары — христиане. Обеспокоенный этим, Шапух ставит царем своего удела христианина Хосрова III из рода Аршакидов. Это привлекло бежавших нахараров. Они стали возвращаться на свои земли. Аршак вскоре умер.

Хосров III — 396 г. — после смерти Аршака произошло фактическое объединение разделенной Армении под властью Хосрова. Он стремился полностью отойти от Шапуха и перейти под власть Византии. Для этого он стал вести переговоры с императором Аркадием. Шапуха к переговорам не приглашали. Своеволие Хосрова не могло понравиться персам. Войска Шапуха вторглись в Армению, Хосров был арестован.

Врамшапух — 400 г – наученный горьким опытом, новый царь строго соблюдал условия договора с Персией и спокойно процарствовал 21 год. В его правление Месроп Маштоц , после длительной, кропотливой работы создал армянский алфавит. Обрадованный царь немедленно распорядился об открытии повсеместно в пределах персидской части Армении училищ и школ для обучения на армянском языке.

На греческой же части Армении строго запрещались любые письмена, кроме греческих и сирийских. Кстати это и многие другие ущемления национальной гордости армян отвращали их от союза с греками. В этом смысле политика персов была более гибкой и мудрой.

Шапух — 422 г. — сын персидского царя Язкерта. Жестокий и злобный по природе человек. Правил в Армении пять лет, а затем был убит заговорщиками в Персии, когда прибыл к умирающему отцу. Весть о смерти Шапуха вызвала восстание в Армении под предводительством Нерсеса Чичракаци. Не желая подвергать родину новым кровавым расправам католикос Армении Саак Великий увещеваниями успокоил восставших и отправил посольство в Персию для подписания мира.

Арташир — 427  г. — сын персидского царя Врамшапуха, как и все персидские наместники принял крещение. Но своими нравами и распутной жизнью вызвал ненависть нахараров. Они подали жалобу персидскому царю Враму II. Он вызвал Арташира к себе, судил и лишил престола. Арташир был последним представителем Аршакидов в Армении.

forum.vardanank.org




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.