Опубликовано: 14 марта, 2021 в 14:28

Краткая хронология истории Армянского права

Армянское право-это комплекс правовых норм, регулирующих юридические отрасли Армянского государства.

История армянского права уникальна наличием множества рецепций (заимствование чужих исторических, социологических или культурных форм) права, также важно понимать, что Армения будучи древней страной прошла через все типы государств и права.

Главная цель статьи кратко изложить информацию о источниках права, рецепциях права, типах права Армянской истории. Вся информация из статьи взята из официальных армянских источников, различных методических работ Армянских юридических вузов.

Право является неразрывно связанным с государством объектом исследований, поэтому типология права рассматривается с типологией государства.

Современный период в Армянской историографии охватывает период от возникновения Ванского царства (Урарту) вплоть до конца правления Аршакидов и появления первых феодальных государств.

Источники права, правовой обычай (обычное право), многие исследователи рассматривают как возможный источник Хеттского и Шумерского права, и рецепции права со стороны Ахеменидов и Мидии.

Характеристика права, рабовладельческое право с элементами собственности и органа в виде Крмапета (верховный жрец), который регулирует судебные отношения, сохранение законодательной власти за Правителем Армении.

Феодальные государства и феодальное право Армении.

Судебник Мхитара Гоша, 1084.

После разделения Армении между Сасанидами и Римской Империей в 387 году, армянская государственность перестает существовать.

На территории Армении сохраняются религиозные каноны, которые и определяли регулирование отношений, ранее принятые в 365 году, во время Аштишатского собора религиозные каноны продолжили действовать.

После Аштишатского собора произошли ещё ряд соборов, таких как: Шаапиванский собор 444г, Ахванский собор 488г, религиозные каноны принятые во время этих соборов были направлены на сохранение армянских религиозных норм и регулированию семейно-брачных отношений.

Но ключевое влияние оказали рецепции иностранного права, введенного в период правления Юстиниана (527-565) Римское право оказало серьезное влияние на регулирование имущественных отношений, и привело к изменению административного устройства Армении.

Продолжалась также рецепция иностранного права и в период Арабского завоевания, рецепции разных иностранных прав, религиозные каноны, функционирующие на ряду с обычным правом, а также зарождение феодального права делают историю армянского права уникальной.

Пройдя через завоевания и чужеземную власть,Армянская государственность смогла возродиться в качестве уже полностью сформировавшегося феодального государства.

Несмотря на рецепции, армянское право сохранило элементы обычного права, которые регулировали семейные, имущественные вопросы в царстве Багратидов.

Лишь в период 12-13 веков уже в Армянской Киликии зарождаются первые армянские судебники, но и они сохраняли в себе элементы Моисеевых законов, а также элементы обычного права.

Судебник Мхитара Гоша, написанный в 1084 году содержал в себе как элементы Моисеевых законов как и нормы Сирийско-Ромейского судебника.

Многие советские ученные считали его армянским, но как бы это не было странным, армянские исследователи склоняются к тому, что Сирийско-Ромейский судебник не имеет армянского происхождения.

Период 12-13 века стал для Армении временем издания судебников и развития права. Судебники Давида, Смбата, также по праву являются наследием армянского права.

Источники: обычное право, Моисеевы законы и Талмуд, Сирийско-ромейский судебник, византийские законы, Ассизы Антиохийские, жалованные грамоты и другие распоряжения царей, договоры с иностранными государствами и компаниями, церковные каноны, Послание Нерсеса Благодатного, Устав Сисского собора 1243 г., судебники Давида, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета (гундстабля).

Период Османской Империи, Капиталистическое и Социалистическое право, проекты первых конституций.

В начале 15 века армянская государственность снова пала, а падение Киликии в 1420 году, положило начало введению Исламских правовых норм. Такая рецепция права отрицательно сказалась на армянском народе, когда в 1555 по Амассийскому мирному договору Армения стала частью Османской Империи начались рецепции Османского права.

Османское право полностью основывалась на Исламским нормах, Канун-намэ-кодексы отражали исламские нормы и соответственно исламскую судебную систему, хоть и сохраняли светские нормы.

Армяне будучи христианами не имели равных прав в такой системе и не могли участвовать в судебных процессах с мусульманами.

Для христианских и иудейских народов Империи была своя система права, так как такая система была направленна на защиту именно интересов правящего народа. Устройство Османской Империи оставалось феодальным, что также отражалось и в праве.

После османского периода наступил период Первой Армянской Республики, после чего Армения стала частью Советского союза, Армения став Социалистическим государством получила

Социалистическое право, которое отражало интересы пролетариата и устанавливала его диктатуру, это привело к уничтожению всех буржуазных слоев, а также введению социалистических норм.

Те же крестьяне будучи мелко-буржуазным классом стали сельским пролетариатом. Духовенству также был нанесён серьезный урон.

В Результате распада Советского союза образовалась Вторая (Третья) Армянская республика, которая будучи капиталистическим государством имеет Капиталистическое право, а изданная в 1995 году конституция, до сих пор остается важнейшим источником права.

Источники права: конституции СССР, Армянских республик, Каноны.

Статья была направленная на краткое и поверхностное описание истории Армянского права, более подробно с Армянским правом вы можете ознакомится, поступив в Армянские юридические ВУЗЫ, или прочитав труды исследователей.

Источники: История Армянского Киликийского государства и права, методические работы ЕГУ, реферат Сирануш Петикян, Учебно-методический комплекс Армяно-Славянского университета, статьи в Википедии.

Автор статьи: Артур Мелконян, также особую благодарность мы выражаем администрации группы Армянской Мемной Империи и Варужану Тонояну.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.