Когда в ноябре 1917г. большевики пришли к власти, поэт, переводчик и общественный деятель Ваан Терьян понимал, что судьба Армении и армянского народа по большей части будут решаться властями России.
Ленин на июньском пленуме 1917г. объявил, что большевики готовы предоставить независимость Армении и Польше. Терьян поверил большевикам, вступил в их партию и активно участвовал в работе по организации Комиссариата по делам армян, где был назначен на должность заместителя комиссара. Кроме того, он был избран членом ВЦИК.
Мало кто знает,что именно Терьяну было поручено написать проект декрета о Турецкой Армении и «Докладную записку о Турецкой Армении», где Терьян предлагал «решительно поддержать стремление турецких армян к полному национальному самоопределению», вернуть всех насильственно переселенных армян на родину и объявить, что «русские войска не будут выведены из занятой по праву войны части Армении». Декрет был подписан Лениным, но по предложению Сталина из него был исключен пункт о сохранении некоторого количества российских войск в Эрзерумской, Ванской и Битлийсом вилайетах.
В 1918г. Терьян спасал тысячи армян-беженцев, оказавшихся в пекле гражданской войны в Астрахани и на Северном Кавказе. Он во главе врачебно-санитарной группы, лично размещал их по домам местных армян и в других жилищах, выдавал средства для существования, создавал рабочие места для них, оказывал всяческую помощь, используя для этих целей более 6 млн. рублей и два вагона медикаментов, предоставленных советским правительством Комиссариату по делам армян.
Терьян помог также и творчески одаренным местным армянам, в числе которых были знаменитые впоследствии скульптор и художник Ерванд Кочар и архитектор Каро Алабян. Терьян предоставлял им документы и деньги и объяснял, что им надо добраться до Москвы, чтобы учиться и развивать свои способности. Член ВЦИК Терьян в Москве также оказывал поддержку и покровительство этим талантам.
Когда комиссариат по делам армян выдал Ваану Терьяну миллионы на помощь армянским беженцам Северного Кавказа, некоторые коммунисты и представители местной власти на Северном Кавказе, угрожая убийством, требовали у Терьяна отдать им деньги, но Терьян, чья тонкая лирическая поэзия создавала образ поэта-романтика, мужественно дал отпор. За такое поведение Терьяна обвинили в армянском национализме, т.к. все средства он использовал исключительно для помощи армянам.
После московского мятежа левых эсеров 6-го июля 1918г., согласно приказу Ленина, были закрыты все «буржуазные организации», а их имущество было реквизировано. Терьян не допустил, чтобы чекисты конфисковали ценности армянской церкви Москвы.
Сославшись на распоряжение Ленина от 19 июля 1918г. о передаче Комиссариату всех документов, зданий, имущества и капиталов армянских некомунистических организаций России, он опечатал двери церкви и этим спас помимо утвари самой церкви, бесценные реликвии и рукописи Св. Эчмиадзина, которые перевезли в Москву, т.к. существовала опасность их захвата турками в связи с началом войны 1914г..
А как самоотверженно и воодушевленно Терьян трудился на благо Первой республики Армения! Пожалуй, сегодня единицы знают, что в 1918г. при создании герба Первой республики Армении свой эскиз представил и Ваан Терьян.
Сегодня редко упоминают, что в качестве члена советской делегации, по мандату, подписанному В. И. Лениным, Терьян участвует в Брестских мирных переговорах 1918г. в роли советника по восточным вопросам, но, к сожалению для армян, без права голоса.
Защищая проармянские варианты решений Армянского вопроса, Терьян вступал в жесткий спор с Троцким и Сталиным, из-за чего удостоился их неприязни. Поэт так яростно и упрямо защищал право армян на территорию Турецкой Армении, что Троцкий после очередного бурного спора с ним, не найдя других аргументов, обозвал поэта «арм@шкой».
А Терьян всего лишь протестовал против передачи земель Западной Армении Турции, но не голословно, а обосновывал свой протест документами, которые доказывали, что до Первой мировой войны и геноцида, армяне составляли там большинство населения. Примерно тогда же Ваан Терьян пишет брату: «Эта проклятая революция уничтожает все и продолжает уничтожать… Я не знаю, какой конец ждёт всё это…»
Сталин, конечно же, не мог смириться и ужиться с таким принципиальным и бесстрашным сотрудником, и уволил Терьяна без указания причин. А потом… Сталин воспользовался услугами армян-коммунистов из “Коммунистической партии Армении” – под руководством главы партии Гургена Айкуни Сталин развернул кампанию преследования, интриг и доносов на Терьяна и его сторонников из Комиссариата по армянским делам.
В результате, в мае 1919г. ЦК компартии России решил отправить на фронт больного туберкулезом Терьяна, а затем, когда выяснилась абсурдность этого решения, с подачи Айкуни было принято решение об отправке его в Крым.
В конце концов Сталин решил командировать Терьяна в Персию и Турцию через Туркестан. Будущий “отец народов” прекрасно расчитал, что больной туберкулезом поэт не выдержит такого пути и эта дорога станет для него дорогой смерти.
Так и случилось… из-за тяжелой болезни Терьян вынужден был задержаться в Оренбурге, где 7 января 1920г. оборвалась жизнь выдающегося поэта и патриота Армении.
Где находится могила Терьяна, неизвестно… Условное надгробие, кенотаф, устроили в Пантеоне им. Комитаса в Ереване, куда привезли землю из Оренбурга. У жены поэта Анаит, были изъяты многие письма, рукописи поэта… Так революция расправляется со своими “детьми”…
Со смертью Терьяна «разбилась дивная чаша чувств и мыслей», – отмечал Ав. Исаакян.
По воспоминаниям внука Ваана Терьяна Григора Эмина-Терьяна.
Наша дорога темна и ужасна,
Беден наш край и открыт врагу,
Нас на кресте распинают всечасно,
Ложью встречают на каждом шагу.
Холод и вьюга, сумрак и скверна —
Горек наш путь, от крови багров.
Счастье тому, о счастлив безмерно,
Кто ныне отчий имеет кров!..
Ваан Терьян, перевод А. Налбандяна