Теодор Аман (1831-1891) — выдающийся румынский художник, гравер и профессор искусства. Его творческий путь был сформирован как его армянским наследием, так и яркой культурной средой Европы XIX века. Давайте углубимся в жизнь и наследие этого влиятельного художника.
Ранняя жизнь и образование
Аман родился 20 марта 1831 года в Кымпулунг-Мусчеле (Валахия, современная Румыния). Он происходил из семьи армянского происхождения. Его отец, командир кавалерии, бежал в Кампулунг, спасаясь от чумы. Ранняя любовь Амана к искусству привела его к обучению у Константина Лекки и Кэрол Валленштейн де Велла в Национальном колледже имени Карола I.
Парижское влияние и революционный дух
В 1850 году Аман отправился в Париж, где некоторое время учился у Мишеля Мартена Дроллинга, а затем у Франсуа-Эдуара Пико. Время, проведенное во французской столице, познакомило его с революционными идеями, и он подружился с художниками-единомышленниками и румынскими революционерами. Вдохновленный произведениями Димитрия Болинтяну, Аман создал картину на историческую тематику «Первая ночь Михая Витязула».
Национализм и художественные достижения
Сильные патриотические чувства Амана побудили его принять участие в Румынской революции 1848 года. Он посетил Стамбул и Севастополь во время Крымской войны, создавая исторические картины, отражающие националистические устремления Румынии. В 1855 году он получил признание за изображение битвы при Альме на Всемирной выставке.
Вернувшись в Румынию в 1857 году, Аман поселился в Бухаресте. Его влияние распространилось за пределы его холстов, когда в 1864 году он и Георге Таттареску убедили правителя Румынии Александру Иоана Кузы основать «Национальную школу изящных искусств» (ныне известную как Бухарестский национальный университет искусств). Аман был его первым директором до своей смерти.
Художественный стиль и наследие
Стиль Амана сочетал в себе романтизм и академизм, он создавал жанровые сцены и исторические картины. Его мастерская стала центром высшего общества, привлекающим начинающих художников и интеллектуалов. Его наследие сохраняется благодаря его вкладу в румынское художественное образование и его влиянию на последующие поколения художников.
Путешествие Теодора Амана из Кымпулунга в Париж и обратно в Бухарест отражает взаимосвязь искусства, наследия и революции. Восхищаясь его работами сегодня, мы осознаём слияние влияний, сформировавших этого исключительного художника.
Виген Аветисян
Источники:
Читать также: