Саладин, также известный как Салах ад-Дин, был одним из самых известных мусульманских правителей Раннего Средневековья. Он наиболее известен своей победой над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 году и последующим завоеванием Иерусалима, священного города для христиан, евреев и мусульман. Однако есть менее известный аспект жизни Саладина, который на протяжении веков озадачивал историков: его отношения с армянами.
Армяне – древний народ, с древности населявший земли между Черным и Каспийским морями. У них особая культура, язык и религия, и на протяжении своей истории они сталкивались со многими проблемами и преследованиями. Одним из самых трагических эпизодов в истории Армении стал Геноцид армян, произошедший в начале 20 века, когда турки-османы уничтожили и депортировали миллионы армян с их исконной родины.
Но задолго до геноцида армяне уже столкнулись с турками, а также с арабами, монголами и крестоносцами, которые стремились завоевать свой регион и доминировать над ним. Армяне часто оказывали сопротивление этим захватчикам, а иногда и вступали с ними в союз, в зависимости от обстоятельств. Одним из самых интригующих союзов был союз между армянами и Саладином.
Отец Саладина, Айюб, был курдом, из народа, имеющего некоторые связи с армянами. Айюб родился в Твине (Двин), столице в исторической Армении. Айюб служил командующим в армии Зенги, который был отцом Нур ад-Дина, наставника и предшественника Саладина. Айюб участвовал в осаде Эдессы, первого государства крестоносцев, захваченного мусульманами в 1144 году.
Саладин родился в Тикрите, Ирак, в 1137 или 1138 году. Он вырос в Сирии, где получил образование и военную подготовку. Он приобрел известность при Нур ад-Дине, который назначил его губернатором Египта в 1169 году. После смерти Нур ад-Дина в 1174 году Саладин укрепил свою власть в Египте и Сирии и объявил себя султаном единой мусульманской империи. Затем он обратил свое внимание на государства крестоносцев, которые считал угрозой исламу и препятствием на пути к его конечной цели: освобождению Иерусалима.
Саладин начал серию кампаний против крестоносцев, кульминацией которых стала решающая битва при Хаттине 4 июля 1187 года. Там он нанес сокрушительное поражение христианской армии, взяв в плен большинство ее лидеров, в том числе короля Иерусалима Ги и Рейнальда Шатильона. , которого он лично казнил за зверства против мусульман. Затем Саладин приступил к захвату большинства городов крестоносцев, включая Иерусалим, в который он вошел 2 октября 1187 года.
Завоевание Саладином Иерусалима было важным событием, которое потрясло христианский мир и вдохновило Третий крестовый поход, возглавляемый Ричардом Львиное Сердце в Англии, Филиппом II во Франции и Фридрихом Барбароссой в Германии. Однако обращение Саладина с жителями Иерусалима было на удивление снисходительным и щедрым по сравнению с резней, учиненной крестоносцами мусульманского и еврейского населения, когда они захватили город в 1099 году. Саладин позволил большинству христиан мирно покинуть город, заплатив выкуп. Он также сохранил жизни армян, которые составляли большинство христианского населения Иерусалима.
Армяне имели в Иерусалиме особый статус, так как имели давнюю и тесную связь с городом. Армянский Патриархат Иерусалима был основан в VII веке, и армяне имели в городе свой квартал, где строили церкви, монастыри и школы. Армяне также широко присутствовали в Гробе Господнем, церкви, в которой находится гробница Иисуса Христа, и где они совершали свои уникальные обряды и церемонии.
У армян были сложные и двойственные отношения с крестоносцами, которые признавали их собратьями-христианами, но также дискриминировали и притесняли их. Армяне иногда сотрудничали с крестоносцами, а иногда восставали против них, в зависимости от своих интересов и обид. Армяне также поддерживали контакты и торговлю с мусульманским миром, а некоторые из них даже приняли ислам.
Когда Саладин завоевал Иерусалим, он убил всех жителей-христиан, кроме армян. Некоторые историки полагают, что он пощадил армян из-за своих родственных связей с Арменией, так как его отец родился в Твине. Другие предполагают, что он пощадил армян из-за их преданности ему, поскольку некоторые из них сражались на его стороне против крестоносцев. Третьи утверждают, что он пощадил армян из-за их религиозной терпимости и культурного разнообразия, поскольку они на протяжении веков мирно сосуществовали с мусульманами и евреями.
Какова бы ни была причина, жест милосердия Саладина по отношению к армянам был редким и выдающимся актом в истории войн и религии. Это также ознаменовало начало долгого и плодотворного сотрудничества между армянами и мусульманами, особенно курдами, у которых был общий враг: турки. Армяне и курды вместе воевали против монголов, вторгшихся на их земли в 13 веке, и против османов, пришедших к власти в 14 веке. Армяне и курды также вступали в брак и обменивались культурными и языковыми влияниями, создавая богатое и разнообразное наследие, которое существует до сих пор.
Саладин и армяне: историческая загадка, раскрывающая увлекательную и забытую главу прошлого Ближнего Востока, а также урок человечности и сострадания, выходящий за пределы веры и политики.
Виген Аветисян