Об одном из древних армянских государствах, Аррате, говорится в древней шумерской поэме «Энмеркар и верховный жрец Аратты». В поэме Аррата описывается как страна, где процветал культ поклонения Солнцу, страна с богатой духовностью, страна святых обрядов и праведных божественных законов. В этом эпосе она называется «свидетельством вечного завета», «священной землей».
Сама страна Аррата помещается в Араратских горах. По словам автора эпоса, благополучие страны является следствием набожности её жителей и их усердия в поклонении солярному Богу. В поэме также рассказывается, что Аррата была богата драгоценными металлами и дорогими камнями, а кроме того, из неё вывозились строительные материалы.
В клинописных табличках, оставленных летописцами царей Аккада, упоминается другое армянское государство. В них рассказывается, как аккадское войско продвинулось к северу от родного государства, и вторглось на территорию Армянского нагорья. Там им оказало сопротивление войско страны Арманум.
Стоит также отметить, что словом «арманум» аккадцы также называли абрикосовое дерево, а сами абрикосы с древних времён культивировались в Армении. На латыни же абрикос называется «армянское яблоко».
В хеттских клинописях пятнадцатого века до н.э. описывается война между хеттским войском и армией народа Хайасу. В основе названия «Хайасу» лежит корень «хай» — самоназвание армянского этноса, и к этому корню был добавлен суффикс «асу», имеющий хеттское происхождение. Согласно записям войско хеттов вторгается в страну Хайасу, но войско царя Каранни оттесняет их за пределы Евфрата. В честь царя-победителя был назван город Карин-Эрзерум.
На этом противостояние древних армян и хеттов не закончилось. Вскоре Хайасу организовывает коалицию с союзниками, которая позволяет успешно противостоять хеттской агрессии. Позже хеттам удаётся пересилить сопротивление хайев и на время занять юго-западные районы Армянского нагорья.
Далее противоборство хай и хеттов шло с переменным успехом — времена войн сменялись мирными периодами, которые закреплялись династическими браками. Например, в летописи упомянут армянский царь Хукан, который, когда хетты начали войну с царством Митанни, взял в жёны сестру хеттского царя. Таким образом ему удалось пресечь агрессию хеттов против своего государства.
Дальнейшая история древней Армении связанна с противоборством с Ассирийским царством. Сама Армения в ассирийских источниках называется Наири — страной рек. Именно из Армении берут начало две главные Ассирийские реки — Тигр и Евфрат.
Начиная с тринадцатого века до н.э. Ассирия начинает проводить свою агрессивную политику в регионе, разгромив царство Митанни, а затем начали совершать набеги на юг армянского нагорья. Вторжения ассирийцев сопровождались разрушением инфраструктуры, грабежом и угоном населения в рабство.
Наконец, во второй половине тринадцатого века до н.э. армянские народы объединились в союз, в который вошло большинство племён нагорья, и изгнали ассирийцев из южных областей страны.
Далее, в 1112 году до н.э., ассирийским царём Тиглатпаласаром Первым была предпринята вторая попытка завоевания Наири. Против него выступили объединённые силы 60 вождей армянских племён вместе со своими армиями.
Общее количество защитников Наири составляло двадцать тысяч солдат. И в этот раз ассирийцам удалось дать отпор, что впрочем не остановило их от ещё нескольких нападений на страну, которые в итоге также оказались безуспешными.
Источник: planetaarmenia.ru