Удивительной красоты скульптурный горельеф был обнаружен в 1978 г. в горах Армении вблизи озера Севан – на Зодском золоторудном месторождении, расположенном на высоте двух тысяч метров.
На участке, где в древности проводились разработки рудного сырья и существовало поселение, обнаружено творение искусства, датируемое началом II тысячилетия до н. э. Я передал эту скульптуру в 1979 г. в Исторический музей Армении.
Согласно моей интерпретации, это высеченное из куска бледнорозового туфа высотой 49 см изображение богини Анаит Мецамор (“Великой Матери”) – покровительнице рожениц и женского целомудрия, подобно древнегреческой богине Артемиде.
Рядом с ней изображен другой арменский Бог Ваагн Вишапаках (Драконоборец), являвшийся, согласно легенде, братом и посланником богини Анаит, охраняющим ее от злого змея – искусителя. Анаит была наиболее чтимой богиней языческой Армении, дочерью и супругой верховного божества Арамазда -“Создателя Вселенной, Неба и Земли”.
Согласно Страбону, Плинию Старшему, древнеармянским историкам IV-V вв. Мовсесу Хоренаци, Бюзанду, храмы Анаит Мецамор были широко распространены в Армении.
Наибольшей известностью пользовались храмы в городах Ани и Аштишат, где были установлены статуи Анаит из золота и инкрустированные алмазами. До настоящего времени известна лишь одна бронзовая маска Анаит, хранящаяся в Британском музее в Лондоне.
Согласно легенде, Богиня Солнца Анаит посылает своего брата Ваагна с Огнем на Землю, чтобы согреть людей и защитить их от невзгод.
Однако, злой Дракон – змей-искуситель нападает на Ваагна с целью похитить Огонь Солнца. Ваагн вступает в схватку с Драконом. Богиня Анаит, узнав о победе Ваагна, возносит хвалу Богу Солнца и Света Арамазду. Арамазд велит Ваагну впредь являться людям в образе Огня и Света.
На голове у Анаит диадема, украшенная, по преданию, семью крупными алмазами – символами Армении. Такие диадемы были весьма характерны дя эпохи II -I тыс. до н.э.