Опубликовано: 16 октября, 2021 в 20:17

Византийская Базилисса-армянка — Пример для подражания в русском Домострое

В средневековом русском Своде жизненных правил «Домострой» очень благоговейно, с огромным уважением и любовью отмечена базилисса (императрица) Византии «Благочестивая Феодора» — (вр.правл. 842-856 г.г.). (1) Это была мудрая правительница любимая своим народом, истинная христианка и благонравная «жена византийского императора Феофила (829-842 г.г.).

Сам Феофил происходил из семьи еретиков-павликиан («αθίγγανοι»-древ.греч.), продвигал их ересь, ущемлял истинное христианство. (2) Феодора — была известна как «мать Михаила IV (842-867 гг.), родом армянка»-халкедонитка/»хай-хурум».

По академику Н.Марру, профессорам Н. Адонцу и Ф.Зисису, Ш.Диллю и пр., она принадлежала к высокородной древней нахарарской семье Мамиконидов (Мамиконии/Мамиконян). Феодора Мамиконян в русских источниках показана как высочайший «образец супруги и христианской царицы, заступницы и спасительницы, была защитницей почитателей икон, благодаря именно ей в 813 г. и было покончено с иконоборчеством в Византии.

Она спасла своего непутёвого мужа от духовной смерти. ИМЕННО В УГОДУ ЕЙ ОТЦЫ ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА НЕ ПРОКЛЯЛИ ЕЁ УМЕРШЕГО МУЖА, ГОНИТЕЛЯ ИКОН». В русском «Домострое» в главе «Похвала мужьям» есть такие строки в честь армянки Феодоры: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного…Доброй женой блажен и муж, и число дней его удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его…ибо жена делает мужа своего добродетельней…хвалят её и люди…Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу».

ИБО «ДОБРАЯ ЖЕНА И ПО СМЕРТИ СПАСАЕТ МУЖА СВОЕГО, КАК БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЦАРИЦА ФЕОДОРА».
ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам.

Наталья Соболь из неизданного (книга «Про армянскую историю, еду и не только…» Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) «Домострой»- известный древнерусский памятник серед. XVI в. Был «идеалом духовной, социальной и семейной жизни». Составитель («собиратель» по Н. Шелгунову) сподвижник св. благоверного Иоанна Васильевича Грозного (в постриге схимонаха Ионы) протопоп «Сильвестр, бывший «для нас русских…Конфуцием, он «не сочинил ничего своего, а только собирал плоды народной мудрости и практических правил и подвёл им итог». Шелгунов Н. «Очерки русской жизни», Спб, 1895, с.497-497.

(2) Отец Феофила фригиец Михаил II «Травл» («Шепелявый»-древ.греч.) — родоначальник армяно-еврейской династии Амореев в Византии. Михаил неграмотный, грубый, но скользкий и пробивной, простолюдин, уроженец г. Амория.

Он «всю молодость провел среди еретиков, евреев». И «пo pace и религии принадлежал к инородцам. Один Сирский источник сообщает, что дедом Михаила был крещеный еврей. Во всяком случае, Михаил был павликианин, из группы павликиан», которая называлась афингане («секта жидовствующих»). Др. считают, что он из полной семьи иудеев-выкрестов.

Некоторые византинисты относят их к «цыганам,» ибо они были людьми пришлыми и торговали лошадьми, в чем и Михаил II был большим специалистом. К иконоборческому и гонимому павликианству льнули древне-восточно-инородческие» гностики, маркиониты», манихеи, мессалиане, иудеи. Юстиниан «Великий» принудил в своей империи всех иудеев креститься.

Но «искушенные в хитростях иудеи могли нырнуть под…разных еретических христианских общин… (где)…крещение было, но доктрина и церковная организация ближе к иудейству» (павликиане). Михаил II отрицал Св. Троицу, признавая Бога Единым. He верил — в воскресение мёртвых, бытие дьявола, смеялся над пророками, Иуду считал спасённым апостолом.

Презирал церковную мудрость, ПРИЗНАВАЛ ОБРЕЗАНИЕ, ПРАЗДНОСТЬ и ПОСТ В СУББОТУ и блуд считал дозволенным. Cедмица.RU Церковно-Научн. Центр «Православ. Энциклопедия». С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997, с.368.

ИСТОЧНИКИ:

  • «Домострой», М., «Сов.Россия», 1990, с.6-11,137,290. John H. Rosser «Historical Dictionary of Byzantium». Peter Charanis//The Armenians in the Byzantine Empire// Fundação Calouste Gulbenkian, 1963. Острогорский Г. А//«History of the Byzantine state»//Rutgers University Press, 1969, с.219(624) ISBN 0-8135-0599-2, 9780813505992 «Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей», кн. IV. Михаил III.
  • Иллюстрации слева направо:
  • 1) Св. блаж. Феодора, почитание 11 августа;
  • 2) её муж, иконоборец базилевс Феофил;
  • 3) рака с мощами базилиссы св. Феодоры;
  • 4) + 5) Издания «Домостроя»;
  • 6) портрет протопопа Сильвестра.
  • ЯкоснамиБогъ/СлаваБогузався.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.