Опубликовано: 10 Март, 2019 в 0:05

Понятия «азербайджанец» до 1918г. не существовало

Сразу оговоримся, что мы вовсе не намерены выяснять историю происхождения азербайджанского народа. Отметим только, что до 1918г. понятия «азербайджанец» не существовало, все называли их татарами или мусульманами.

Русский кавказовед Н.Зейдлиц в 1870г. писал: «Татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских.

Различные племена эти составили при своем смешении с прежними обитателями края, как в восточном Закавказье, так и в северной части Персии, одно общее наречие языка тюрка, среднее между турецким (османских турок), кумыкским, ногайским и джагатайским.

…В состав же нового народа адербейджанских татар вошли, как доказывает исторический очерк губернии, представители разных рас человеческого рода».

1907г. эта же мысль повторяется в ежегоднике «Кавказский календарь»: «В Баку, как и вообще в Бакинской губернии, более всего живет татар азербайджанских. Принадлежат они к монгольской расе и тюркскому поколению, говорят наречием, подвергшимся влиянию персидского языка.

Поддерживаемые персидскими шахами, они в прошлом столетии из Адербейджана переселились в юго-восточную часть Закавказья и в приморскую часть от Баку до Дербента».

После этих цитат, дабы не оскорблять татар России и Крыма не вводить читателя в заблуждение, впредь мы будем использовать термин «азербайджанец».

Какова этимология слов Азербайджан и Баку? Азербайджан по-персидски означает: азер – огонь и байджан – страна, то есть страна огня. В армянском языке до 20-х гг. ХХ века вместо Баку использовалось слово Багу, происходящее, как нам кажется, от слова багин (капище, алтарь), то есть вновь очевидна связь с огнем.

Чем все это обусловлено? В VIв. д.Р.Х. здесь существовал культ огня. Капища огнепоклонников просуществовали до 624г., когда грузинский (иверийский прим. редакции Вне Строк) царь Ираклий через Муганские степи выступил в поход против персов и разрушил их, но через 12 лет эти алтари были восстановлены после завоевания Персии арабами.

По свидетельству арабского историка Истархие, в VIIIв. местные жители использовали вместо дров пропитанную нефтью землю. В одной из нефтяных скважин обнаружена выбитая на камне арабская надпись, согласно которой эту скважину в 1594г. обнаружил Аллах-Яр сын Мухаммед-Нура и отдал в пользование сеидам.

В 1723г. Россия отвоевала у Персии Бакинское ханство. Император Петр I в письме к завоевавшему Баку генералу Матюшкину писал: «Белой нефти тысячу пудов или сколько возможно прислать и поискать мастера».

О нефти есть еще одно, неизвестно почему преданное забвению, но весьма любопытное упоминание. Анания Ширакаци (VIIв.) в своем знаменитом «Ашхарацуйце» («Географический атлас мира») указывает полезные ископаемые и природные богатства Большого Айка: железо, уголь, нефть, салак, дзихк, кокс, дымчатый кварц, мышьяк, соли, горячие минеральные источники. Авторы посвященного Ширакаци труда отмечают:

«Все эти полезные ископаемые, исключая салак и дзихк, широко известны, и многие из них весьма распространены на Армянском нагорье. Салак и дзихк пока нам неизвестны. Однако можно предположить, что это какие-то нефтепродукты, поскольку оба эти вещества в «Ашхарацуйце» упоминаются вместе с нефтью».

Отрывок из книги Хачатура Дадаяна: Армяне Баку Читать также: Предисловие


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.